Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Курсовое исследование на тему: «Управление бизнес-процессами на предприятии», обладает актуальностью в части касающейся конкретики применения СМК бизнес-процессов для объекта исследования по факту поиска варианта замены регламентов, связанных с отключением от SWIFT.
1. Теоретические основы управления бизнес-процессами
1.1. Сущность и содержание управления бизнес-процессами
Методологии бизнес-планирования позволяют спрогнозировать деятельность предприятия на ближайшую перспективу и повысить эффективность работы. Для бизнес-планирования на предприятии используется несколько стандартных методов. Методы бизнес-планирования представляют собой определенные способы, с помощью которых проводится расчет финансовых коэффициентов. Бизнес-планирование проводится с помощью нескольких общепринятых принципов [4, с. 49]:
1. «Золотое банковское правило». Получение финансов и их использование проводятся строго в установленный срок. Если необходимы капитальные вложения на перспективу, для их финансирования можно использовать долгосрочные заемные финансовые средства.
2. Платежеспособность. Данный принцип предполагает, что бизнес-планирование обеспечивает платежеспособность компании на любом этапе ее деятельности.
3. Оптимизация капитальных вложений. Для капвложений нужно подбирать дешевые источники финансирования. К примеру, финансовый лизинг. Привлечение к финансированию капвложений банковских кредитов допускается в редких случаях – если есть эффект финансового рычага, то есть рентабельность активов компании превышает процентную ставку по кредиту.
4. Риски должны быть сбалансированы. Самые рисковые инвестиции, рассчитанные на длительный срок, можно финансировать из внутренних источников компании.
5. Учет потребностей рынка. Необходимо определить, будет ли спрос на продукцию или услуги, которые предлагает компания, сможет ли фирма оперативно отреагировать на возможные рыночные изменения.
6. Максимальная рентабельность. Стоит прорабатывать именно те направления, которые смогут обеспечить максимальную отдачу.
1.2. Основные принципы и подходы к управлению бизнес-процессами
Рассмотрим на примере бизнес-процессов закупки:
Совершенствование моделирования организационных систем – центров ответственности за планирование и осуществление закупок начинается со схем обеспечения ресурсами.
Уже на этом этапе можно серьезно удешевить содержание ТМЦ, гарантируя обеспеченность материалами производственного или торгового процесса.
С этой целью доля закупок ТМЦ производится адресно (по мере необходимости), а другая часть – для восполнения запасов, которые могут оперативно использоваться.
Так удается избавиться от проблем в случае задержек поставок [1, с. 45].
В общем виде схема выглядит следующим образом: надо – берем со склада – закупаем – восполняем пробелы. Слабым звеном в работе предприятий традиционно становятся вопросы организации закупки товаров.
Они могут закупаться с задержкой по объективным причинам, иногда приобретение отдельных объектов и вовсе оказывается невозможным.
Это случается, если, например, продукт снят с производства. А для отвечающих за закупку специалистов названные причины оказываются оправданием даже в тех ситуациях, когда проблемы сопряжены с совершенно иными, более простыми факторами, среди которых встречается халатность.
Важно постараться сократить такие риски.
Для этого лучше в письменном виде систематизировать весь процесс закупки товаров, а также, если позволяют возможности, упросить и автоматизировать его.
Хорошим вариантом будет в рекомендательном или обязательном порядке предоставить исполнителям конкретный свод правил, сформировать результативную систему проверок [2, с. 18].
Выделим основные составляющие процесса закупки товаров, рассмотрим его упрощенный регламент, ведь всегда проще последовательно заниматься отдельными частями, чем стремиться одновременно справиться сразу со всем.
Большая часть действий, входящих в процесс организации закупок товарно-материальных ценностей, однотипна, включает в себя [3, с. 255]:
- расчет потребности в ТМЦ для обеспечения производства либо определенных работ (например, самостоятельно проводимого ремонта);
- формирование потребности в общей закупке запасов (товаров, сырья, материалов, оборудования) для каждого заказчика в отдельности.
В промышленных предприятиях обычно эта роль принадлежит их подразделениям, правда в более широком смысле, что наиболее распространено в торговой сфере, могут удовлетворяться потребности внешних заказчиков;
- комплексное планирование поставок (закупок) по предприятию;
- поиск поставщиков, проведение тендеров;
- поставку ТМЦ (оформление, отслеживание выполнения условий поставки, оприходование на учет).
- проверку качества поступивших товаров: комиссию при приемке либо во время дополнительной проверки, испытания, сертификацию.
Все это проводится предприятием самостоятельно либо с помощью внешних организаций.
Представим, закупка товаров завершена, но на этом процесс обеспечения не закончен. Теперь необходимо организовать доставку товара до конечного получателя (допустим, со склада в кладовую, потом выдать мастеру (бригадиру), несущему ответственность за работы).
При этом надо сообщать заказчикам о поступившем продукте, проверять скорость получения, доставки, оперативность использования. Обычно названные шаги процесса организации закупки производятся в последовательном порядке.
При этом стоит понимать, что сбой может произойти на каждом из них. Так, если появляются сложности с поставкой, возникает вопрос о поиске другого поставщика.
Важно помнить, что в любое время у вас есть шанс столкнуться с непредвиденной ситуацией, допустим, аварией. То есть необходимо быть готовыми к внесению изменений в планы по обеспечению, поставке, поиску поставщика в экстренном порядке и проведению внеплановой закупки ТМЦ [4, с. 412].
Все перечисленные этапы играют свою отдельную роль в общей системе, поэтому имеют ряд особенностей.
Значит надо автоматизировать каждый из них, чтобы весь процесс закупки существовал как единое целое.
Представим в качестве заключения по первой главе - 8 важнейших принципов организации электронных закупок с целью формирования основ для моделирования организационных систем – центров ответственности за планирование и осуществление закупок [5, с. 107]:
1. Никаких барьеров для поставщиков.
Постараться нейтрализовать все факторы, негативно сказывающиеся на количестве поставщиков.
К ним могут относиться необоснованно сокращенные сроки, выделяемые на процедуры, предварительный отбор кандидатов, залог, гарантии банка, электронная подпись, огромный список учредительных документов и пр.
2. Проведение двухэтапных торгов по сложным и дорогостоящим позициям.
2. Анализ управления бизнес-процессами ан примере Тинькофф Банк
2.1. Организационно-экономическая характеристика на базе трёх методологий: от Уильяма Эдвардса Деминга (I часть); от Вильфредо Федерико Дамасо Парето (II часть); от Доктора Каору Исикавы (III часть)
Выполнено на основе трёх методологий:
- от Уильяма Эдвардса Деминга (I часть);
- от Вильфредо Федерико Дамасо Парето (II часть);
- от Доктора Каору Исикавы (III часть).
Часть первая:
Объект исследования: АО «Тинькофф Банк» - так называемый «дистанционный» банк (не имеет ни одного отделения в ритейле продаж банковских продуктов и услуг – только онлайн-обслуживание (на первом месте в мире по онлайн-операциям из расчёта обслуживаемых клиентов)).
Предмет исследования: проблема, возникшая в Тинькофф Банке (далее по тексту аббревиатура: «ТБ») в системе менеджмента качества (далее по тексту аббревиатура: «СМК»).
Методология исследования: контент-анализ СМК ТБ по этапам цикла Уильяма Эдвардса Деминга (алгоритм использования цикла PDCA).
Методология имеет пояснительную инфографику в Приложении № 2 на странице № 11 – «контент-анализ СМК ТБ по этапам цикла Уильяма Эдвардса Деминга (алгоритм использования цикла PDCA)»
Инфографика проблемы: см. Приложение № 1 – «Проблема СМК ТБ по факту отключения ТБ от SWIFT с 2023 г. (из-за СВО ТБ находится под санкциями стран Евросоюза, США, Великобритании, Канады и Швейцарии)»
Решение в пункте 2.2.:
2.2. Анализ управления бизнес-процессами на предприятии
PLAN (планирование)
Шаг 1: Идентификация проблемы.
1.1. ТБ отключён от SWIFT.
Глава 3. Разработка основных направлений совершенствования системы управления бизнес-процессами Банка Тинькофф
3.1. Мероприятия по оптимизации бизнес-процессов
После выявления круга проблем СМК ТБ, построим диаграмму по методологии от Вильфредо Федерико Дамасо Парето с целью выявить наиболее существенные проблемы СМК ТБ:
КОНКРЕТНОЕ мероприятие: выявить существенные проблемы.
Смысл этого мероприятия в том, что 20% проблем приносят 80% расходов, когда как оставшиеся 80% проблем приносят лишь 20% расходов…
Это из методологии от Вильфредо Федерико Дамасо Парето.
Выявим все 100% проблем:
- ТБ потерял скорость передачи локальной информации между банками;
- ТБ потерял качество передачи локальной информации между банками;
- ТБ потерял безопасность локальной информации между банками;
- ТБ потерял историю передачи сообщений - заблокирована;
- ТБ потерял информационные каналы подтверждений транзакций;
- ТБ потерял актуальность регламентов контроллинга и андеррайтинга;
- ТБ потерял возможность стандартизации финансовых сообщений;
- ТБ потерял бесперебойность сообщений финансовых транзакций;
- ТБ потерял независимость от финансовых регуляторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель исследования достигнута - рассмотрели в теории и на практике управление бизнес-процессами по факту применения методов управления качеством бизнес-процессов современной организации. Цель была достигнута за счёт решения задач, структурировавших наше исследование в следующей последовательности (включая, но не ограничиваясь следующими аспектами исследовательской работы):
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - Москва: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2021. - 288 c.
2. Басовский, Л. Е. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 231 с.
3. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е. Басовский. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 214 с.
4. Вердиева, Ю.Н. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080503.65 "Антикризисное управление" / Ю.Н. Вердиева; Дальневост. федер. ун-т, Шк. экономики и менеджмента. - [2-е изд. перераб. и доп.]. - Владивосток: ДВФУ, 2022. - 311 с.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – Москва: Проспект, 2021. – 320 с.
6. Воропаев, С.Н. Менеджмент: учебное пособие / С.Н. Воропаев, В.Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: Колос, 2020. – 246 с.
7. Герасимов, Б. И. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Б. И. Герасимов, Е. Б. Герасимова, А. Ю. Сизикин; под ред. Б. И. Герасимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2023. - 216 с.
8. Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2022. – 415 с.
9. Грушенко В. И. Менеджмент: восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие. Москва: ИНФРА - М, 2023. - 288 с.
10. Губарев А. В. Информационное обеспечение системы менеджмента качества. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2024. - 132 с.
11. Елохов, А. М. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / А. М. Елохов; Запад.-урал. ин-т экономики и права. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 334 с.
12. Зиновьев, В.Н. Менеджмент: учебное пособие / В.Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2020. – 477 с.
13. Ильин, В.В. Руководство качеством проектов. Практический опыт / В.В. Ильин. - М.: Вершина, 2023. - 176 с.
14. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2022. – 452 с.
15. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. – Москва: Юрайт, 2022. – 640 с.
16. Костин, В.А. Менеджмент: учебное пособие / В.А. Костин, Т.В. Костина. – Москва: Гардарики, 2018. – 334 с.
17. Круглова, Н.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2021. – 499 с.
18. Лапидус, В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В.А. Лапидус. - М.: Типография «Новости», 2023. - 436 с.
19. Литвак Б. Г. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: учеб. Пособие / Б. Г. Литвак. – М.: Дело, 2022. – 180 с.
20. Ляндау Ю.В. Чигров А.С. Модели архитектуры систем управления. Экономика и предпринимательство часть 2, 2020. – 360 с.
21. Максимцов М. М. Современный менеджмент: учебник / под ред. М. М. Максимцова, В. Я. Горфинкеля. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 299 с.
22. Михайлина, Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - Москва: Дашков и К, 2021. - 280 c.
23. Никулин Л.Ф., Масленников В.В., Бусалов Д.Ю. Методология: иерархия и сети в менеджменте. Уч. пос. Прима-пресс Экспо, 2022. - 412 с.
24. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2020. – 288 с.
25. Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов / [Е.И. Всяких и др.] - Москва: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2021. – 320 c.
26. Чернышев М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / М.А. Чернышев и др.- Ростов н/Д : Феникс, 2021. -506 с.