Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Одним из самых распространённых направления в области психологии считается изучение мотивации как явления и феномена. Причём мотивация исследуется у самых различных социальных групп, начиная от дошкольного возраста, заканчивая изучением предпочтений лиц третьего возраста.
На данный момент особую востребованность приобрела профессиональная мотивация взрослых людей и такая популярность темы исследования обусловлена рядом нескольких факторов: начиная от роста количества лиц, получающих второе и последующее высшее образование, заканчивая отсутствием желания у лиц третьего возраста саморазвиваться и самообразовываться.
В одном и в другом случае наблюдается феномен профессиональной мотивации, которая возникает и функционирует как с внешней стороны, так и внутренне, личностно у каждого человека. Кроме этого, мотивация считается процессом психического регулирования определенной деятельности, процессом действия мотивов и механизмом, определенным возникновением, направлением и способами осмысления определенных форм деятельности и как совокупной системой процессов, отвечающих за желание и действие.
Объектом исследования является профессиональная мотивация, предметом исследования – особенности профессиональной мотивации взрослых людей и факторы, влияющие на формирование данной мотивации.
Цель исследования – выявить особенности профессиональной мотивации взрослых людей.
Задачи исследования:
изучить понятие мотивации как процесса;
рассмотреть особенности профессиональной мотивации взрослого человека;
описать диагностические методики, направленные на оценку профессиональной мотивации взрослых людей
изучить уровни профессиональной мотивации взрослых людей;
осуществить оценку эффективности опытно-экспериментальной работы по профессиональной мотивации в ходе контрольного эксперимента
Гипотеза исследования – профессиональная мотивация взрослых людей формируется под влиянием внешних факторов и внутренних побудительных мотивов.
Методы исследования. Теоретические: синтез, анализ, обобщение, классификация психолого-педагогической и методической литературы. Практические: эмпирические методы (эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный), наблюдение, диагностика) и методы обработки данных (количественные и качественные).
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выявленные особенности профессиональной мотивации взрослых людей могут быть использованы педагогами в методических целях.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №1579» г. Москвы -дошкольные отделение.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, выводы, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Понятие мотивации как процесса
Мотивация (от латинского глагола moveo - двигаю) представляет собой
явление, которое побуждает человека к совершению определённых действий. Изначально данный термин в научный оборот психологии ввёл учёный и исследователь в области психологии А. Шопенгауэр. Описал определение и значение данного понятия он в научном изыскании «Четыре принципа достаточной причины». В действительности же, данное определение является ключевым и подчёркивает значимость и сущность понятия мотивации для комплексного изучения психики человека.
На данный момент, в современных психолого – педагогических исследованиях содержится достаточное количество определений, связанных со значением внутренней и внешней мотивации на решения, принимаемые человеком. Однако, обращаясь к историческому контексту вопроса, нельзя не упомянуть о вкладе Чарльза Дарвина в изучение мотивации и мотивационного процесса в целом. Так Дарвин первым провёл исследования в области взаимосвязи между поведением людей и поведением животных. Учёный был убеждён в том, что человека от животного отличает конкретно мотивация, которой руководят человеческие эмоции, потребности и чувства.
Научные изыскания Дарвина стали опорными для проведения дальнейших исследования в области изучения психологического явления – мотивации.
Важный вклад в определение мотивации внёс представитель гештальт школы К. Левин, который объяснял понятие мотивации с точки зрения отношений человека к процессам и явлениям, которые формируются и складываются в определённый период времени. В действительности же, мотивация является специфическим отношением человека к тому, что его окружает: если человека интересует явление или процесс, то у него побуждаются внутренние мотивы, подкреплённые внешним фактором, и наоборот. Без заинтересованности, у человека не будут складываться отношения с процессами и явлениями действительности.
В соответствии с научной концепцией А. Маслоу, разработавшего пирамиду потребностей, человек всегда стремится к развитию конкретно для удовлетворения своих же потребностей. Так складывается заключение о том, что мотивация является своеобразным двигателем в удовлетворении этих потребностей.
Среди отечественных учёных, внёсших вклад в определение термина мотивации важно выделить труды А. Н. Леонтьева, К. Обуховского, которые в едином ключе говорили о том, что мотивация является истинным источником активности . Такое короткое, но ёмкое определение мотивации со стороны отечественных учёных определили дальнейшей развитии научной мысли в области формирования мотивации человека.
Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, Л.И. Божович также считали, что если ребёнок ориентируется лишь на похвалу, поощрение, то его внутренний контроль развит недостаточно, и может быть причиной неустойчивости интересов. Вследствие этого, необходимо формировать в нём внутренние мотивы, «внутреннюю позицию» . Подобное заключение, по нашему мнению, может касаться не только детей, но и взрослых людей, где мотивация формируется также под влиянием похвалы, позитивного опыта и положительного окружения.
Каким бы ни было определение мотивации с точки зрения психолого-педагогических исследований, мы можем сказать о том что она является сложным и многоструктурным компонентом, где каждый элемент играет важную роль. Структура мотивации может быть представлена следующим образом:
Рисунок – 1. Структура мотивации
Так у человека возникает потребность в удовлетворении какого-либо побуждения, которое является мотивом. Мотивы становятся отправной точной для побуждения или действия. В результате данного механизма возникает цель, при достижении человек достигает один из предложенных вариантов: удовлетворение, частичное удовлетворение или отсутствие удовлетворения.
Таким образом, мотивация – это сложное многоструктурное понятие и процесс, формирующееся под воздействия внешних и внутренних факторов. Особоую значимость для настоящего исследования приобретает понятие профессиональной мотивации конкретно в отношении взрослых людей.
1.2. Особенности профессиональной мотивации взрослого человека
Профессиональная мотивация — это совокупность факторов, которые побуждают человека к достижению определённых целей в рабочей деятельности. Профессиональная мотивация побуждает людей к достижению успеха в трудовой деятельности. Это чувство внутреннего желания и стремления к развитию, которое позволяет добиваться высоких результатов и сохранять интерес к своей профессии на протяжении всей жизни.
В условиях изменчивости внешнего мира для взрослого человека приобретает особое значение не только финансовая выгода за выполнение труда, но и возможности самореализации, которые в значительной мере профессионально мотивируют человека для выполнения труда. В пределах настоящего параграфа нами определены несколько ключевых особенностей профессиональной мотивации взрослых людей.
1) Грамотное целеполагание. Особую важность имеют правильно поставленные перед взрослыми людьми цели. Они должны быть реалистичными, измеримыми и достижимыми в определённый промежуток времени.
2) Обратная связь. Для формирования профессиональной мотивации взрослому человеку необходимо давать обратную связь, причём она может быть как устной, так и письменной. Самое главное то, что человек должен понимать, что значение выполняемых им функций крайне велико .
3) Развитие навыков. Внешне и внутренне взрослому человеку необходимо стремиться развивать свои профессиональные навыки, которые могут стать отправной точкой для формирования мотивации.
4) Возможность проявить потенциал. Мотивация в данном направлении складывается из участия в профессиональных соревнованиях различной направленности.
Фрагмент для ознакомления
3
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов на Дону, 1996, С. 115
Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988, 120 с.
Реан А., Коломинский В. Социально-педагогическая психология. - М., 1998, 445 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1989, 672 с.
Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. - М. , 1986, 156 с.
Чирков, В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации. - М., 1972, 134 с.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологи. – Ростов н/Д., 2001, 256 с.
Андриенко, О. А. Проблемы и перспективы образования взрослых (на примере людей предпенсионного возраста) / О. А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9, № 1(30). – С. 16-19.
Арскиева, З. А. Определение понятия профессиональная мотивация / З. А. Арскиева, Х. И. Арсанукаева // Modern Science. – 2020. – № 9-2. – С. 239-243.
Глебова, Г. В. Профессиональная мотивация и самореализация в процессе непрерывного образования / Г. В. Глебова // Профессиональное образование и общество. – 2019. – № 4(32). – С. 81-91.
Емельяненко, Б. О. Особенности субъективного профессионального благополучия сотрудников с разной профессиональной мотивацией / Б. О. Емельяненко // Глобальные вызовы и научные инициативы : Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта 2024 года. – Санкт-Петербург: Печатный цех, 2024. – С. 44-52.
Зеленская, О. В. Учебно-профессиональная мотивация как основа выбора направленности профессионального обучения / О. В. Зеленская, В. В. Мелетичев // От ранней профориентации к выбору профессии инженера - Формирование престижа профессии инженера у современных школьников : Сборник статей II (VII) Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием в рамках Петербургского международного образовательного форума Международной очно-заочной научно-практической конференции: в 2х частях, Санкт-Петербург, 28 марта 2019 года / Под ред. Козловой А.Г., Крайновой Л.В., Расковалова В.Л., Денисовой В.Г.. Том 1. – Санкт-Петербург: ЧУ ДПО «Академия Востоковедения», 2019. – С. 95-97.
Зубова, Н. И. Мотивация молодежи при выборе профессии / Н. И. Зубова // Научное отражение. – 2022. – № 1(27). – С. 52-55.
Ибрагимова, А. Н. Изучения потребностно-мотивационной сферы взрослого человека / А. Н. Ибрагимова, Р. З. Галимова // Интернаука. – 2024. – № 3-2(320). – С. 30-34.
Исмаилова, К. К. Влияние непрерывного образования на социальный и экономический рост уровня жизни, уровня образованности / К. К. Исмаилова // М. Рыскулбеков атындагы Кыргыз экономикалык университетинин кабарлары. – 2019. – № 1(46). – С. 187-188.
Исследование мотивации учебной и профессиональной деятельности на различных этапах профессионального становления / В. Н. Софьина, П. А. Расторгуева, А. С. Баурина [и др.] // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2022. – Т. 1. – С. 434-436.
Ковтуненко, Л. В. Развитие учебно-профессиональной мотивации как компонента профессиональной мобильности выпускников / Л. В. Ковтуненко, Е. В. Калач, Е. Н. Брюхов // IV Международный пенитенциарный форум "Преступление, наказание, исправление" : Сборник тезисов выступлений и докладов участников, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России, в 10 т., Рязань, 20–22 ноября 2019 года. Том 7. – Рязань: Академия ФСИН России, 2019. – С. 294-300.
Козлова, А. А. Формирование профессиональной идентичности студентов-психологов с разным уровнем учебно-профессиональной мотивации / А. А. Козлова, И. В. Мешкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-3. – С. 273-276.
Колесников, В. Н. Самоэффективность как предиктор профессионального благополучия и мотивации профессиональной деятельности / В. Н. Колесников // Проблемы психологии образования : Сборник статей по итогам научно-практической конференции кафедры психологии Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета, Петрозаводск, 20 апреля 2021 года / Отв. редактор и сост. В.Н. Колесников. – ПЕТРОЗАВОДСК: Петрозаводский государственный университет, 2021. – С. 23-29.
Комарова, А. В. Профессионально-личностная мотивация обучающихся как фактор повышения эффективности процесса профессиональной подготовки / А. В. Комарова, О. Н. Дитяткина, Я. В. Белгородцева // Современное профессиональное образование. – 2024. – № 2. – С. 137-139.
Косых, Г. В. Генезис и состояние проблемы мотивации профессиональной деятельности в современном обществе / Г. В. Косых // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2019. – № 3. – С. 66-69.
Науменко, М. В. Профессиональные представления подростков в зависимости от учебной мотивации / М. В. Науменко, Э. Р. Константинова // Профессиональные представления. – 2021. – № 1(13). – С. 44-48.
Пронина, Н. А. Профессиональная мотивация педагога вуза как фактор личностного и профессионального роста / Н. А. Пронина // Наука и школа. – 2022. – № 5. – С. 98-106.
Тимакова, К. С. Влияние ценностных ориентаций на развитие профессиональной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования / К. С. Тимакова // Уральский научный вестник. – 2023. – Т. 9, № 7. – С. 52-56.
Харитонова, Е. В. Мотивация как основа профессионального выбора / Е. В. Харитонова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 6-1. – С. 159-163.