Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Современный этап развития образования характеризуется активным внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, в том числе и в систему специального (коррекционного) образования.
В современном мире информационно-коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы жизни, в том числе и в систему образования. Одним из перспективных направлений развития образовательной системы является дистанционное обучение, которое позволяет расширить доступ к качественному образованию для различных категорий обучающихся независимо от их места проживания, состояния здоровья и других факторов.
Особую актуальность внедрение дистанционных образовательных технологий приобретает для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов.
Данная категория обучающихся зачастую сталкивается с серьезными ограничениями в получении образования, связанными с архитектурной недоступностью образовательных организаций, трудностями в передвижении, необходимостью постоянного ухода и сопровождения. Дистанционное обучение позволяет преодолевать данные барьеры и создавать равные возможности для получения образования независимо от особенностей психофизического развития.
Организация дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов имеет свою специфику, обусловленную необходимостью учета их особых образовательных потребностей. Нарушения в физическом и (или) психическом развитии накладывают отпечаток на познавательные возможности данной категории обучающихся, требуют создания специальных условий для их эффективного обучения и развития.
В связи с этим, особую значимость приобретает изучение особенностей организации дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, определение ключевых условий, обеспечивающих доступность и эффективность данной формы получения образования для данной категории обучающихся. Данная проблема является актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения, поскольку ее решение будет способствовать повышению качества и доступности образования для лиц с ОВЗ и инвалидов.
Дистанционное обучение становится все более востребованной формой получения образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, что обусловлено рядом преимуществ данной формы обучения: гибкость, модульность, открытость, экономическая эффективность, возможность обучения на дому, индивидуализация процесса обучения и др. Однако, несмотря на очевидные плюсы, организация дистанционного обучения для данной категории обучающихся имеет свою специфику, связанную с необходимостью учета особенностей их психофизического развития.
Степень разработанности темы. Вопросы организации дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов рассматриваются в работах таких ученых, как А.Г. Литвак, В.З. Кантор, Л.М. Шипицына, И.А. Коробейников, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко и др. Исследователи анализируют нормативно-правовую базу дистанционного обучения данной категории обучающихся, раскрывают особенности применения дистанционных образовательных технологий, рассматривают вопросы психолого-педагогического сопровождения.
В то же время, несмотря на достаточную изученность отдельных аспектов проблемы, комплексный подход к ее рассмотрению, с учетом специфики различных нарушений развития, остается недостаточным.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при организации дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, разработке адаптированных дистанционных образовательных программ, совершенствовании системы психолого-педагогического сопровождения данной категории обучающихся в условиях дистанционного формата.
Цель исследования – изучение особенностей организации дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, цели и принципы дистанционного обучения.
2. Охарактеризовать особенности психофизического развития лиц с ОВЗ и инвалидов.
3. Проанализировать нормативно-правовое обеспечение дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.
4. Выявить специфику применения дистанционных образовательных технологий для лиц с ОВЗ и инвалидов.
5. Рассмотреть методы и формы дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.
6. Определить особенности психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.
Объект исследования – дистанционное обучение лиц с ОВЗ и инвалидов.
Предмет исследования – особенности организации дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.
Методы исследования: теоретический анализ научной и учебно-методической литературы, синтез, обобщение, систематизация.
Глава 1. Теоретические основы дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов
1.1. Понятие, цели и принципы дистанционного обучения
Дистанционное обучение (ДО) представляет собой совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучающимся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучающихся и педагогов в процессе обучения, предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [6].
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Сущность дистанционного обучения заключается в том, что оно предполагает опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающегося и преподавателя с использованием специальных информационных и телекоммуникационных технологий.
Фрагмент для ознакомления
3
Абдрахманова, Л. Г. Дистанционное обучение детей с ОВЗ / Л. Г. Абдрахманова, Е. А. Коняева // Актуальные проблемы образования: позиция молодых: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Челябинск, 05–29 апреля 2021 года. Том Часть 2. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021. – С. 109-111.
Андреев А.А. Очерки дистанционного обучения в России // Управление образованием: теория и практика. 2014. №1 (13).
Ануфриева, О. Н. Проблемы дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями при обучении в СПО / О. Н. Ануфриева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 3 (241). – С. 347-349.
Бекшаев, И. А. Особенности организации дистанционного обучения биологии детей с ОВЗ и инвалидностью / И. А. Бекшаев, Г. А. Романова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2020. – № 3. – С. 43.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 367 с.
ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения.
Загарина А.П. Особенности нормативно-правового регулирования дистанционного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в РФ: среднее профессиональное и высшее образование // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2015. №1-2 (17).
Каторгин, М. К. Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью: личный опыт / М. К. Каторгин, Д. Ю. Елисеева // Информатизация образования - 2022: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Липецк, 25–27 мая 2022 года. – Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2022. – С. 85-87.
Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – с.: 96-104
Литвин В. Б. Развитие культурного потенциала младших школьников в процессе изучения краеведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Б. Литвин; Моск. пед. ун-т. – М., 2001. – 21 с.
Лубовский, В.И. Специальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
Мясникова, М. С. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья / М. С. Мясникова. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Т. 0. – Уфа : Лето, 2013. – С. 149-151.
Сунагатуллина И.И., Пушкарева А.А., Пустовойтова О.В., Яковлева Л.А. Возможности дистанционного обучения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Современное педагогическое образование. 2020. №6.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.