Фрагмент для ознакомления
2
Интеллектуальная недостаточность у детей проявляется в виде спектра когнитивных нарушений, которые варьируют в зависимости от траектории развития и социальных взаимодействий; характерно, что эти нарушения выражаются в дефиците интеллектуального функционирования и адаптивного поведения, охватывающего как социальные, так и практические навыки [Башмакова С. и др.] В этом контексте решающее влияние оказывают психологические аспекты развития, где задержки развития являются не просто изолированными нарушениями, а формируют всепроникающий паттерн, который затрагивает множество сфер жизни индивида, охватывая когнитивные, языковые, моторные и социальные навыки [O. Canevska, S. Cyril, N. Akgün, 2021].
Считается, что ролевые игры, в частности сюжетно-ролевые игры, оказывают значительное терапевтическое воздействие на таких детей, способствуя не только когнитивному развитию, но и социализации и эмоциональному пониманию. Структурированный, но в то же время образный характер таких игр создает уникальную среду, в которой эти дети могут учиться и практиковаться в социальных сигналах и взаимодействиях в контролируемой, но естественной обстановке [M. Geremias, T. Dutra, I. Gasparini, E. Maschio, 2023]. Важно, что эти взаимодействия в рамках ролевых игр позволяют отрабатывать жизненные навыки в благоприятной обстановке, где последствия неудач смягчены, что способствует постепенному росту компетентности и уверенности.
Образовательное значение ролевых игр распространяется и на развитие коммуникативных навыков. Для детей с нарушениями интеллекта способность к эффективному общению часто затруднена из-за их когнитивных ограничений; однако благодаря ролевым играм они участвуют в диалогах и повествованиях, которые способствуют развитию языка и способности более связно выражать мысли и эмоции [S. Bowman et al.] Взаимный характер общения в этих играх также улучшает их понимание социальных обменов, способствуя более осмысленному социальному взаимодействию.
С психологической точки зрения участие в ролевых играх может существенно повлиять на самовосприятие и эмоциональную устойчивость детей с нарушениями интеллекта. Она дает им возможность исследовать различные роли и точки зрения, способствуя развитию эмпатии и лучшему пониманию эмоций и точек зрения других людей, что является важнейшими компонентами социального взаимодействия [G. Fynn, M. Porter, E. Pellicano, 2023]. Эта форма игры также способствует развитию навыков решения проблем, поскольку дети преодолевают различные социальные сценарии и конфликты в безопасных рамках ролевой среды.
Накопление такого опыта в ходе сюжетно-ролевой игры способствует формированию того, что можно назвать «социально-когнитивным каркасом», где дети с нарушениями интеллекта могут экспериментировать с социальными нормами и поведением и учиться им в обстановке, которая является одновременно и прощающей, и обучающей. Теоретические основы таких вмешательств надежны и подкреплены исследованиями, которые подчеркивают преобразующий потенциал ролевых игр для развития когнитивных и социальных навыков у этой демографической группы [J. Duval, L. Vidal, E. Segura, Y. Li, A. Waern, 2023].
При обобщении этих идей становится очевидным, что сюжетно-ролевая игра служит мощным терапевтическим инструментом, способствующим социальному и психологическому развитию детей с нарушениями интеллекта. Интеграция этих теоретических основ в практическое применение может привести к созданию инновационных образовательных стратегий, адаптированных к потребностям этих детей, что в перспективе изменит аспект специального образования и терапии, способствуя более инклюзивной и эффективной поддержке развития.
Психологическое развитие детей, особенно с нарушениями интеллекта, происходит сложным, многогранным образом, заметно отличаясь от нейротипичных траекторий; эти различия проявляются не только в задержке прохождения этапов, но и в уникальных конфигурациях когнитивного, эмоционального и социального роста. Нарушения интеллекта обычно связаны со значительными ограничениями как в интеллектуальном функционировании (рассуждения, обучение, решение проблем), так и в адаптивном поведении (которое охватывает ряд повседневных социальных и практических навыков), что влияет на способность ребенка эффективно обрабатывать информацию, общаться и взаимодействовать с другими людьми [Geremias, Dutra, Gasparini, Maschio, 2023].
В когнитивном плане эти дети часто демонстрируют выраженный дефицит исполнительных функций – рабочей памяти, когнитивной гибкости и тормозного контроля, – которые лежат в основе их способности к обучению и адаптации к новым ситуациям; это, в свою очередь, влияет на их способность участвовать в обычной образовательной среде и получать от нее пользу без специальных вмешательств [Bashmakova et al.] Траектория развития в таких случаях может быть нелинейной: скачки способностей чередуются с плато, часто зависящими от интенсивности и характера доступных образовательных и терапевтических вмешательств.
И в социальном плане развитие не менее сложно: эти дети могут испытывать трудности с социальными сигналами и нормами, которые другие усваивают интуитивно, что приводит к проблемам в формировании и поддержании отношений со сверстниками. Важную роль может сыграть структурированное социальное взаимодействие, н-р., в сюжетно-ролевой игре, которое учит этих детей «сценариям» и поведению, необходимым для более эффективной навигации по социальному аспекту [Bowman et al.] Более того, эмоциональное измерение, взаимосвязанное с когнитивной и социальной сферами, характеризуется большей склонностью к фрустрации и тревожности, что часто обусловлено осознанием собственных различий и трудностей в реализации социальных ожиданий.
Аналитически изучение нюансов этих аспектов развития требует рассмотрения как «нейроразнообразия» (точка зрения, рассматривающая различные неврологические состояния как нормальные вариации в геноме человека), так и «нейропластичности» (способность мозга реорганизовываться путем формирования новых нейронных связей на протяжении всей жизни), которые вместе предполагают, что при правильном вмешательстве возможно значительное развитие даже в тех областях, которые изначально считались серьезно нарушенными [Fynn, Porter, Pellicano, 2023].
На практике вмешательства должны быть многогранными: сочетать когнитивно-поведенческие стратегии с терапевтической игрой, образовательными модификациями и поддержкой семьи с учетом конкретных потребностей, сильных и уязвимых сторон каждого ребенка. Включение передовых педагогических методик, использующих как технологии, так и практические занятия, может стимулировать эти различные аспекты развития, способствуя большей самостоятельности и вовлеченности [Duval, Vidal, Segura, Li, Waern, 2023].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Bashmakova, S., Khmel'kova, E., Ermolova, V., Lukovenko, T., & Mitina, G. Peculiarities of interaction with peers in play activity of preschoolers with general speech underdevelopment. Perspectives of Science and Education, 2023. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.22.
2. Bowman, S., Torner, E., White, W., Rabah, M., Szatkowska, W., Iuama, T., Rezende, R., Portinari, D., Liu, Y., Turi, B., Hartyándi, M., Baird, J., Levin, H., Korkeila, H., & Harviainen, J. International Journal of Role-playing 14 -- Full Issue -- IJRP. International Journal of Role-Playing, 2023. https://doi.org/10.33063/ijrp.vi14.350.
3. Canevska, O., Cyril, S., & Akgün, N. The Importance of Play for Children With Autism, Cerebral Palsy, and Intellectual Disability. International Journal of Movement and Sports Sciences, 2021. https://doi.org/10.29329/MJER.2020.3670.10.
4. Duval, J., Vidal, L., Segura, E., Li, Y., & Waern, A. Reimagining Machine Learning's Role in Assistive Technology by Co-Designing Exergames with Children Using a Participatory Machine Learning Design Probe. Proceedings of the 25th International ACM SIGACCESS Conference on Computers and Accessibility, 2023. https://doi.org/10.1145/3597638.3608421.
5. Forsblad, M., Lindblad, P., Arvola, M., Solís-Marcos, I., Danielsson, H., & Wiberg, M. How Children With Mild Intellectual Disability Experience Self-driving Buses: In Support of Agency. Transactions on Transport Sciences, 2023. https://doi.org/10.5507/tots.2023.002.
6. Fynn, G., Porter, M., & Pellicano, E. 'Playing a guessing game': Recognising and responding to anxiety in children with intellectual disability. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities: JARID, 2023. https://doi.org/10.1111/jar.13136.
7. Geremias, M., Dutra, T., Gasparini, I., & Maschio, E. An Educational Game to Promote the Development of Computational Thinking in Children Both Neurotypical and with Intellectual Disabilities. 2023 IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT), pp. 105-107, 2023. https://doi.org/10.1109/ICALT58122.2023.00036.
8. Hikmah, G., Sudarsini, S., & Asim, A. Role Player Method for Numeracy Ability of Students with Intellectual Disability. International Journal of Human Movement and Sports Sciences, 2020. https://doi.org/10.17977/UM029V6I22019P12-16.
9. Ilieva, A. Cultural Languages of Role-Playing. International Journal of Role-Playing, 2023. https://doi.org/10.33063/ijrp.vi4.227.
10. Johari, N., Mirzai, H., Haghgoo, H., & Hosseinzadeh, S. The Effect of Adlerian Play Therapy on Working Memory of Female Students Seven to Twelve Years Old With Mild Intellectual Disability. Journal of Rehabilitation, 2022. https://doi.org/10.32598/rj.23.2.3305.1.
11. Jucan, S. The Didactic Game. Approaching Psychomotricity in Students With Intellectual Disabilities. The European Proceedings of Educational Sciences, 2023. https://doi.org/10.15405/epes.23056.11.
12. Kammes, R., Douglas, S., & Black, R. Parental role in intimate relationships: Comparing adults with and without intellectual disabilities. Journal of Intellectual & Developmental Disability, 48, pp. 397-408, 2023. https://doi.org/10.3109/13668250.2023.2198344.
13. Kluyeva, N.V., & Kasatkina, Y.V. Uchite detey obshcheniyu. Yaroslavl: Akademiya razvitiya, 1996. 240 s.
14. Kuznetsova, L., Trachuk, S., Semenenko, V., Kholodova, O., Podosinova, L., Brychuk, M., Varenyk, O., & Kedrych, H. Effect of Movement Games on Physical Fitness of Children with Intellectual Disabilities. Teorìâ ta Metodika Fìzičnogo Vihovannâ, 2022. https://doi.org/10.17309/tmfv.2022.2.02.
15. Lee, I. Kinect-for-windows with augmented reality in an interactive roleplay system for children with an autism spectrum disorder. Interactive Learning Environments, 29, pp. 688-704, 2020. https://doi.org/10.1080/10494820.2019.1710851.
16. Minovskaia, O. Designing a game program in a camp for children. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2023. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-13-19.
17. Nekar, D., Kang, H., Lee, J., Oh, S., & Yu, J. Effects of Cooperative, Competitive, and Solitary Exergames on Cognition and Anxiety Levels in Children with Developmental Disabilities. Games for Health Journal, 2023. https://doi.org/10.1089/g4h.2023.0050.
18. Obuchenie syuzhetno-rolevoy igre doshkolnikov s problemami v intellektualnom razvitii: ucheb.-metod. posobie / pod red. L.B. Baryaeva, A.P. Zarin, N.D. Sokolovoy. SPb.: LOIUU, 1996. 95 s.
19. Patel, D., Ogletree, X., & Pei, Y. Virtual Expert Guided Serious Role-Playing Game for Learning Communication with Autistic People. IADIS International Journal on WWW/Internet, 2022. https://doi.org/10.33965/ijwi_202220105.
20. Priyono, A., Sahudi, U., & Hendrayana, Y. Improvement on Gross Motor Skills of Intellectual Disability Students through Games. International Journal of Human Movement and Sports Sciences, 2021. https://doi.org/10.13189/saj.2021.091304.
21. Razvitie kommunikativnykh sposobnostey u doshkolnikov: prakticheskoe rukovodstvo dlya pedagogov i psikhologov doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy / Pod red. V. Chernetskoy. Rostov-n/Don: Feniks, 2005. 256 s.
22. Rp, D., & C, R. Understanding the Perspectives and Usability of Digital games for Children with Intellectual Disabilities. Journal of Applied Engineering and Technological Science (JAETS), 2023. https://doi.org/10.37385/jaets.v5i1.1657.
23. Saratikyan, L. Using the game approaches for developing the speech of children with moderate mental retardation. Armenian Journal of Special Education, 2023. https://doi.org/10.24234/se.v6i1.308.
24. Sartinah, E., Andajani, S., & Pamuji, P. Prototype Development of Social Personal Guidance Guide using Role-Playing Techniques to Improve Social Interaction of Children with Intellectual Requirements. Journal of ICSAR, 2023. https://doi.org/10.17977/um005v7i12023p125.
25. Smirnova, E. O. Detskaya psikhologiya: ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsialnosti «Doshkolnaya pedagogika i psikhologiya». M.: Gumanitar. izd. tsentr VLADOS, 2006. 366 s.
26. Sochocka, A., Mirocha, J., & Starypan, R. Serious games as an aid in the development of people with intellectual disabilities. Bio-Algorithms and Med-Systems, 2020. https://doi.org/10.1515/bams-2019-0055.
27. Tsai, W., Lee, I., & Chen, C. Inclusion of third-person perspective in CAVE-like immersive 3D virtual reality role-playing games for social reciprocity training of children with an autism spectrum disorder. Universal Access in the Information Society, 2020. https://doi.org/10.1007/s10209-020-00724-9.
28. Utoro, R., Ilyassani, P., Butarbutar, B., Hardianto, F., & Usda, M. The Implementation of Tangible Interaction in Microcontroller-Based Interactive Animal Introduction Game «MARGA» for Intellectual Disability Children. IJAIT (International Journal of Applied Information Technology), 2023. https://doi.org/10.25124/ijait.v7i01.5981.
29. Valko, T. Role game as a means of forming perceptions about the family in adolescents with intellectual disabilities. Psychological and Pedagogical Problems of Modern School, 2022. https://doi.org/10.31499/2706-6258.2(8).2022.268046.
30. Velcheva, I., & Hristov, H. Teaching of Web Design and Programming as a Role-Playing Team Building Game. International Journal of Information and Education Technology, 2023. https://doi.org/10.18178/ijiet.2023.13.5.1874.
31. Vospitatel' o detskoy igre: Posobie dlya vospitatelya det. sada / Pod red. T.A. Markovoy. M.: Prosveshchenie, 1982. 128 s.
32. Zavitrenko, D., & Berezenko, N. Formation of Game Activities in Children with Characteristics of Intellectual Development. Academic Notes Series Pedagogical Science, 2023. https://doi.org/10.36550/2415-7988-2022-1-207-142-147.
33. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль: Академия, 1998. 310 с.
34. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. М.: Исследовательский центр семьи и детства, 1996. 52 с.
35. Коломинский Я. Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. 189 с.
36. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. Киев: Радянська школа, 1996. 310 с.