Фрагмент для ознакомления
2
Оценка бизнеса представляет собой процесс определения стоимости предприятия как целостного имущественного комплекса, включающего в себя все виды активов, обязательств, а также нематериальные активы, деловую репутацию и другие факторы, формирующие его стоимость. Данное определение подчеркивает, что оценка бизнеса направлена на определение стоимости не отдельных активов или обязательств компании, а всего предприятия как единого целого.
В научной литературе существует множество подходов к определению сущности оценки бизнеса.
С точки зрения экономической теории, оценка бизнеса представляет собой процесс определения наиболее вероятной цены, по которой данный бизнес может быть продан на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно и без принуждения [4, c. 14].
Таким образом, в основе оценки лежит рыночный подход, предполагающий, что стоимость бизнеса определяется ценами, по которым аналогичные объекты реально продаются на рынке.
С точки зрения управленческого подхода, оценка бизнеса – это процесс определения стоимости предприятия с целью принятия обоснованных управленческих решений, в том числе в области инвестиций, реструктуризации, страхования, налогообложения и др. [7, c. 24].
Данное определение акцентирует внимание на практической значимости оценки бизнеса для эффективного управления компанией.
В юридическом аспекте оценка бизнеса рассматривается как деятельность по определению в денежном выражении стоимости объекта оценки, осуществляемая оценщиком на основании договора (Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») [1, c. 26].
Оценка бизнеса в данном контексте предполагает наличие профессионального оценщика, действующего в соответствии с нормативно-правовыми актами.
В научной литературе встречается определение оценки бизнеса как процесса определения стоимости, по которой предприятие может быть продано в результате сделки между покупателем и продавцом, когда обе стороны действуют разумно и без принуждения, располагая всей необходимой информацией [2; 6]. Данное определение также подчеркивает рыночный характер оценки, предполагающий наличие информированных и независимых сторон сделки.
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующее определение: оценка бизнеса – это процесс определения стоимости предприятия как целостного имущественного комплекса с учетом рыночных факторов, осуществляемый с целью обоснования управленческих решений.
Ключевыми элементами данного определения являются:
1) оценка всего предприятия как единого объекта;
2) ориентация на рыночную стоимость;
3) практическая значимость оценки для управления компанией [11, c. 138-139].
Таким образом, оценка бизнеса представляет собой многогранный процесс, который может рассматриваться с различных точек зрения – экономической, управленческой, юридической. Несмотря на некоторые различия в определениях, все они сходятся в том, что оценка бизнеса направлена на определение стоимости предприятия как целостного объекта в соответствии с рыночными условиями с целью обоснования управленческих решений.
Оценка бизнеса как комплексный процесс определения стоимости предприятия преследует ряд важных целей, которые обусловливают необходимость и значимость данной деятельности в современных рыночных условиях.
Одной из ключевых целей оценки бизнеса является определение рыночной стоимости предприятия. Данная цель является наиболее распространенной и актуальной, поскольку рыночная стоимость отражает реальную ценность компании с учетом всех факторов, влияющих на нее.
Знание рыночной стоимости необходимо при совершении различных сделок с бизнесом, таких как купля-продажа, слияние и поглощение, реструктуризация, залог имущества, а также для целей налогообложения и страхования [13, c. 36].
Другой важной целью оценки бизнеса является обоснование управленческих решений. Оценка стоимости предприятия позволяет руководству компании принимать более взвешенные и обоснованные решения в области инвестиций, финансирования, распределения прибыли, выбора стратегии развития и т.д.
Знание реальной стоимости бизнеса дает возможность оценить эффективность управленческих воздействий и обосновать целесообразность тех или иных управленческих решений.
Немаловажной целью оценки бизнеса является привлечение инвестиций. Потенциальные инвесторы, заинтересованные в приобретении или вложении средств в компанию, нуждаются в достоверной информации о ее стоимости. Объективная оценка бизнеса позволяет обосновать инвестиционную привлекательность предприятия и повысить доверие инвесторов.
Оценка бизнеса может преследовать цели налогового планирования, страхования, а также разрешения корпоративных споров и конфликтов. При определении налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций необходимо знать рыночную стоимость предприятия.
В случае страхования бизнеса оценка его стоимости позволяет определить размер страховой премии. При разрешении корпоративных конфликтов, связанных с разделом бизнеса, оценка имеет важное значение для определения справедливой доли каждой из сторон [15, c. 22].
Для достижения вышеперечисленных целей оценка бизнеса должна решать ряд взаимосвязанных задач:
1) Сбор и анализ информации о предприятии, его отрасли, рынке, конкурентной среде, финансовом состоянии и других факторах, влияющих на стоимость бизнеса.
2) Выбор и обоснование методов оценки, наиболее подходящих для конкретной ситуации.
3) Расчет стоимости бизнеса с применением различных подходов и методов оценки.
4) Сопоставление и согласование полученных результатов, определение итоговой величины стоимости предприятия.
5) Подготовка аналитического отчета, содержащего обоснование проведенной оценки и рекомендации по управлению стоимостью бизнеса [12, c. 404-412].
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Балашов, Л. Е. Управление проектами [Электронный ресурс] : учебник / Л. Е. Балашов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2015. — 612 c.
2. Баранова, Е. И. Изучение быстрорастущих компаний - новый инструмент микроэкономического анализа // Мир новой экономики. 2016. № 4. С. 98-104.
3. Боронина, Л. Н. Основы управления проектами [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 136 c.
4. Воробьева, Т. В. Управление инвестиционным проектом [Электронный ресурс] / Т. В. Воробьева. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 146 c.
5. Доценко, К. А. Анализ сети "Вкусвилл" / К. А. Доценко // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 15. – С. 12-26.
6. Хелдман, Ким. Управление проектами. Быстрый старт [Электронный ресурс] / Ким Хелдман. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Профобразование, 2017. — 352 c.
7. Клаверов, В. Б. Управление проектами. Кейс практического обучения [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. Б. Клаверов. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 142 c.
8. Крылова, Т. В. Факторы успеха и особенности стратегий быстрорастущих компаний (на примере "ВкусВилл") / Т. В. Крылова, С. М. Мальцева, К. А. Рыжакова, О. А. Зиновьев // АНИ: экономика и управление. 2021. №2 (35).
9. Мартиросян, С. В. Факторный анализ рентабельности на примере ООО «ВкусВилл» / С. В. Мартиросян, Н. В. Яковлева // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №3-2.
10. Надточий, Ю. Б. Инновации как основа экономического роста: сущность понятия "инновация" // Самоуправление. - 2021. - № 4 (126). -С. 517 – 524.
11. Наумова, К. А. Анализ факторов успешности быстрорастущих компаний среднего бизнеса в России //Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 5 (401). С. 139-138.
12. Смирехина, Е. Д. Бизнес-модель компании «ВкусВилл», успешно реализующей инновационную стратегию / Е. Д. Смирехина // Глобальные социальные процессы 4.0: социокультурные трансформации в системе современных обществ : Сборник статей. Четвертая социологическая конференция молодых ученых, Санкт-Петербург, 16 декабря 2022 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион", 2023. – С. 404-412.
13. Трубилин, А. И. Управление проектами [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. И. Трубилин, В. И. Гайдук, А. В. Кондрашова. — Электрон. текстовые данные. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 163 c.
14. Управление проектами [Электронный ресурс] : учебное пособие / П. С. Зеленский [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2017. — 132 c.
15. Шинкевич, А. И. Управление проектами в логистике [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. И. Шинкевич, С. С. Кудрявцева, Т. В. Малышева. — Электрон. текстовые данные. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017. — 224 c.
16. Щепин, Е. В. ВкусВилл: Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так / Е. В. Щепин. — М. : Альпина Паблишер, 2019. — 268 с.