Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эмоциональная сфера человека - это особый класс психических процессов и состояний, которые отражают непосредственный опыт индивида и влияют на его поступки и деятельность. Особая роль здесь отводится эмоциональным состояниям, характеризующимся высоким эмоциональным напряжением. К ним относятся состояния стресса.
Сегодня, когда ритм жизни становится все более напряженным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на тесной планете со всеми разнообразными надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей. Проблема стресса актуальна как никогда. Конечно, люди постоянно испытывают стресс, и нельзя сказать, что способности этого органа появились недавно, но актуальность этой проблемы сегодня неоспорима.
Стресс является одним из важных факторов риска развития многих серьезных заболеваний, включая невропатию, гипертонию, ишемическую болезнь сердца и пограничные психические расстройства. Кроме того, регулярные стрессы снижают функционирование иммунной системы человека, что способствует развитию рака. Это объясняется увеличением выработки кортикостероидов, в результате чего снижается клеточный иммунитет.
Стресс можно считать болезнью, и, как и любое другое заболевание, его гораздо легче предотвратить, чем лечить. По этой причине важно понимать, как предотвращается стресс.Это означает, что человеку необходимо научиться своевременно избавляться от негативных эмоций и устранять психологическую и физическую усталость. Люди по-разному относятся к стрессу, поэтому его симптомы и степень тяжести могут быть разными. Поэтому профилактика стресса предполагает использование различных методов, основанных как на коллективном, так и на индивидуальном подходе.
Стресс и его воздействие на организм человека хорошо изучены врачами и психологами, поскольку сегодня эта проблема стала распространенной. Каждый человек, независимо от возраста, пола или социального статуса, может попасть в стрессовую ситуацию. В российской науке и практике создан, функционирует, систематически пополняется и требует детального исследования большой источниковедческий и документальный фонд о влиянии стрессовых ситуаций на здоровье человека и его профилактике. Существует множество научных работ, докладов и монографий, проводятся десятки совещаний по изучению проблем в этой области.
Теоретические и концептуальные аспекты влияния стресса на человеческое здоровье отражены в работах таких исследователей, как Алтунина И.Р., Вольвич Ю.К., Воротникова Э.Р., Головей Л.А., Захарова Н.Л., Клячкина Н.Л., Короленко А.В., Лебедева-Несевря Н.А., Луцкий И.С., Михеева А.В., Муртазина И.Р., Немов Р.С., Решетников М.М., Савенышева С.С., Э.Р., Юмашев А.В.
Объект исследования – воздействие стресса на человека
Предмет исследования – особенности влияния стресса на организм.
Цель работы: рассмотреть особенности влияния стресса на организм.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие стресса и стрессоустойчивости,
-определить влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека,
-рассмотреть в рамках эмпирического исследования влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека,
-провести анализ результатов исследования влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека.
Теоретической базой исследования послужили работы следующих ученых: Андриевской И.К., Булановой П.С., Газиевой М.В., Золото Е.В., Лесовой А.Р., Трифоновой Е.А. и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания дисциплины «Психология» для студентов вузов соответствующего направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. СТРЕСС: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости
В переводе с английского "стресс" означает давление, напряженность, усилия и внешние воздействия, которые создают это состояние. Предполагается, что английское слово "stress" происходит от латинского слова "stringere" - затягивать.
Понятие "стресс" со временем претерпело значительные изменения и получило более широкое распространение. Слово "стрессор" стало означать не только физическое воздействие, но и чисто психологическое, а слово "стресс" стало означать не только физическое вредное воздействие, но и реакцию на любое событие, вызывающее негативные эмоции [6, с. 171].
Значение термина "стресс" имеет концептуальную основу. В то же время различные подходы к определению стресса скорее дополняют друг друга, определяя общую картину поведения человека в процессе адаптации к изменяющимся условиям жизни.
В научной литературе понятие "стресс" представлено в разных значениях: –Как событие, нарушающее гомеостаз; – как состояние реактивности или психофизиологического напряжения; – как торговый процесс – непрерывный процесс взаимодействия индивида с окружающей средой. Термин "стресс" был введен в научный оборот американским физиологом У. Кэнноном, под которым понималась реакция организма на некоторые угрожающие воздействия (стимулы).
Г.Селье отмечает, что стресс - это неспецифическая реакция организма в ответ на какие-либо неблагоприятные воздействия. Наличие таких неспецифических реакций указывает на развитие определенных механизмов, причиной которых является стрессор - фактор, способный вызвать стрессовую реакцию. Стрессор — это стимул, который в будущем может вызвать соответствующую реакцию организма - бегство и борьбу [5, 10]. Стресс - это особое состояние, в котором человек находится на начальном этапе адаптации организма к ряду воздействий окружающей среды, с другой стороны, он вызывает нарушение психической адаптации, последнее из которых относится к различным уровням регуляции, в частности социальному и психологическому, а также к ментальный, физиологический и психологический, в соответствии с теми взглядами, которые существуют в данный момент времени [6, с. 171].
Селье выделил 3 стадии стресса. Первая – это реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней следует стадия сопротивления, при которой организму удается (благодаря предшествующей мобилизации) успешно справляться с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышение стрессоустойчивости. Если влияние вредных факторов не удается устранить и преодолеть, то начинается 3-я стадия - переутомление. Способность организма к адаптации снижается. В этот период он сопротивляется новому "вреду", и риск заболевания возрастает.
Тогда Селье предложил различать 2 вида стресса: дистресс (от английского слова distress - усталость, несчастье) и юстасия. Сам по себе эустресс Селье стал восприниматься как позитивный фактор, источник повышенной активности, радости от усилий и успешного преодоления. При эустрессе активизируются процессы самосознания, понимания реальности и памяти. Дистресс возникает только при очень частом и чрезмерном стрессе, не при радости преодоления, а при чувстве беспомощности, отчаяния, чрезмерного осознания невыносимости, нежелательности, "оскорбительной несправедливости" необходимых усилий [13, с. 38].
В последние годы была отмечена обусловленность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальными раздражителями. Психологический стресс характеризуется тем, что в это время человек оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую и сложную, основываясь на знаниях и опыте индивида. В свою очередь, психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Когда возникает информационная перегрузка, возникает информационный стресс. Человек не справляется с поставленной задачей и не успевает принимать правильные решения в необходимом темпе с высокой ответственностью. Этот вид стресса характеризуется нарушением памяти, снижением концентрации и повышенной рассеянностью.
Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д.Когда человек долгое время остается наедине со своими чувствами. При этом усиливается напряжение, тревога и беспокойный настрой. Ухудшается сон. Аккуратный человек может стать неряшливым, а общительный - хикикомори. Возможны депрессия, беспомощность и эмоциональные всплески. Этот тип стресса опасен тем, что содержит такие мысли и фразы, как: "Вы хотите избавиться от стресса?", "Вы хотите избавиться от стресса?", "Вы хотите избавиться от стресса?", "Вы хотите избавиться от стресса?", "Вы хотите избавиться от стресса?".
В его проявлении возникает угроза самоубийства [16].
Однако, какие бы определения ни давали разные авторы, одни и те же неспецифические реакции организма всегда рассматриваются как центральное звено стресса и имеют свои закономерности развития независимо от источника стресса. Попытайтесь понять центральное (физиологическое и биохимическое) звено этого стресса, чтобы понять, как психические переживания, эмоциональные реакции превращаются в физические недостатки.
Сложные физиологические и биохимические сдвиги, происходящие при стрессе, являются проявлением древних защитных реакций, сформировавшихся в ходе эволюции, или, как их еще называют, "борьбы и бегства".
Эта реакция мгновенно активировалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая максимально быструю мобилизацию физических сил, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него.
Если говорить о стрессоустойчивости, то давайте сначала дадим определение этому понятию. Б.Х.Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех элементов психической деятельности, в том числе эмоциональной. Он пишет, что стрессоустойчивость можно определить более конкретно как черту личности, которая обеспечивает гармоничную взаимосвязь между всеми компонентами психической деятельности в эмоциональных ситуациях и тем самым способствует успеху деятельности."
П.Б.Сильверман говорит, что стабильность может быть неудобным явлением, характеризующим отсутствие должного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости и адаптивности. Он также дает одну из наиболее удачных интерпретаций стрессоустойчивости, на его собственный и на наш взгляд, понимая под ней "характеризующуюся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных элементов психической деятельности индивида"ю Это обеспечивает оптимальное успешное достижение целей деятельности в условиях сложная эмоциональная обстановка. [6, с. 171].
Таким образом, стрессоустойчивость - это самооценка способности и умений преодолевать экстремальные ситуации, связанные с ресурсами или резервами человека, возможностью различных структурных и функциональных характеристик, обеспечивающих общий тип жизни и определенные формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.
Из приведенного выше определения стрессоустойчивости следует, что это явление (качество, характеристика, характерный признак) рассматривается в основном с функциональной точки зрения, как свойство, влияющее на продуктивность (успешность) деятельности.
Итак, стресс - это психофизиологическая реакция, которая может быть:
Это неотъемлемая часть нашей жизни. Стресс закаляет психику человека и дает возможность подготовиться к более сложным ситуациям в будущем, поэтому избежать его в условиях нашего существования невозможно, и всегда у каждого свое понятие о стрессе, нельзя сказать, что "этого" следует избегать, потому что у каждого свое представление о стрессе. переживает тот или иной инцидент по-разному.
Исследователи Г.Селье и В.Рожков утверждают, что стресс - это не просто негативный стресс. Стресс может иметь и позитивную природу. Личность, по мнению Э.Киршбаум, начинает активно развиваться только тогда, когда возникают различные внутренние и внешние барьеры, описанные в работах А. Еремеевой. Эти барьеры мотивируют человека и увеличивают количество взаимоотношений, которые индивид устанавливает с самим миром. И эти связи становятся все более дифференцированными и глубокими
1.2. Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека
В обществе невропатия считается стрессовой, а ее крайним симптомом является истерия. С точки зрения медицины, истерия и неврастения относятся к психическим расстройствам и подлежат коррекции специалистами в области психиатрии. Однако воздействие стресса на человека не ограничивается только невропатией.
Термин "стресс", который появился в медицине из физики, относится к напряжению системы из-за внешних воздействий [16, с. 274].
Организм человека как единая система каждый день испытывает давление со стороны внешних факторов. Причиной стресса может быть окружающая среда:
- Загрязнение воздуха,
- Скачок атмосферного давления;
- магнитные бури.;
- резкие перепады температуры.;