Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире маркетинг начинает выполнять всё большую роль в виду роста конкуренции практически во всех отраслях бизнеса. Как следствие, перед многими компаниями встаёт вопрос того, как эффективно организовать процессы привлечения новых клиентов в бизнес, повышения узнаваемости бренда, создания конкурентных преимуществ, достижения краткосрочных и долгосрочных целей бизнеса. Данный вопрос позволяет решить разработка и внедрение маркетинговой стратегии. Реализация маркетинговой стратегии в текущих реалиях является важным условиями успешного развития бизнеса. Маркетинговая стратегия даёт компании возможность выделиться среди конкурентов, привлечь внимание потенциальных потребителей и оптимизировать расходы на рекламу.
Для развития организаций агропромышленного комплекса требуется немало усилий и не только в сельском хозяйстве. Помимо составления бизнес-моделей, задач и целей, привлечения инвесторов, сотрудников и юридических лиц, для развития бизнеса очень важную роль играет маркетинг.
Маркетологи занимаются рекламой, продвижением компаний, ценообразованием, и помимо этого им необходимо следить за конкурентной средой на рынке, владеть навыками коммуникации и дипломатии, анализировать данные выбранной стратегии и отслеживать сколько прибыли и сколько потерь сейчас несет организация.
В соответствии с актуальностью цель исследования можно сформулировать следующим образом – на основе проведения стратегического маркетингового анализа внешней и внутренней среды разработать основные положения новой маркетинговой стратегии для предприятия агропромышленного комплекса на примере ООО «Агро-Спутник».
Задачи работы:
– изучить понятие и особенности разработки маркетинговой стратегии для предприятий агропромышленного комплекса;
– проанализировать текущее положение коммерческой организации –ООО «Агро-Спутник»;
– дать оценку действующей стратегии маркетинга;
– разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии
Объект исследования – ООО «Агро-Спутник».
Предмет исследования – стратегия маркетинга ООО «Агро-Спутник».
Исследование я основано на комплексном и системном подходах с использованием таких общенаучных методов как: наблюдение, сравнение, аналогия, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование и рейтинговая оценка, экспертный метод.
Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию стратегии маркетинга предприятия.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК
1.1 Понятие стратегического маркетинга
Маркетинг является одним из ключевых компонентов современной бизнесдеятельности, играя важную роль в развитии компаний и обеспечении их конкурентоспособности. В условиях постоянно изменяющейся рыночной среды, организации вынуждены адаптироваться к потребностям клиентов и условиям рынка, разрабатывать и внедрять эффективные маркетинговые стратегии, которые позволяют достигать поставленных целей.
Маркетинг можно определить как совокупность процессов и мероприятий, направленных на создание, продвижение и предоставление ценности потребителям, а также на управление отношениями с клиентами, чтобы обе стороны получали выгоду.
Маркетинговая стратегия, в свою очередь, представляет собой долгосрочный план, направленный на достижение маркетинговых целей организации посредством анализа рыночной среды, выбора целевых рынков, разработки уникальных предложений и эффективного использования маркетинговых инструментов. Маркетинговая стратегия является неотъемлемой частью бизнес-стратегии компании и играет ключевую роль в создании конкурентных преимуществ [15].
Маркетинговая стратегия – это комплекс мер и подходов, направленных на реализацию маркетинговых задач организации с учетом её ресурсов и внешней среды. Она включает в себя выбор целевых рынков, разработку продуктов, ценообразование, выбор каналов дистрибуции и продвижение товаров и услуг [12].
Основная цель маркетинговой стратегии заключается в создании устойчивого конкурентного преимущества, которое позволит компании эффективно конкурировать на рынке, удовлетворяя потребности и желания клиентов лучше, чем это делают конкуренты. Для достижения этой цели маркетинговая стратегия должна быть гибкой, адаптируемой к изменяющимся условиям рынка и потребностям клиентов.
Определяются следующие цели маркетинговой стратегии:
1. Увеличение рыночной доли. Это позволяет компании укрепить свои позиции на рынке и повысить доходность и достигается за счёт привлечения новых клиентов и удержания существующих, улучшения качества продуктов и услуг, а также более агрессивного продвижения.
2. Увеличение прибыльности также является одной из главных целей маркетинговой стратегии. Это может быть достигнуто через эффективное управление ценами, затратами и максимизацию ценности.
3. Повышение узнаваемости бренда. Сильный бренд является важным стратегическим активом компании и цель маркетинговой стратегии – развитие и укрепление бренда.
4. Создание конкурентных преимуществ. Компания должна сосредоточиться на создании уникальных предложений или снижении затрат для достижения конкурентных преимуществ.
5. Освоение новых рынков и разработка продуктов. Этот тезис подразумевает под собой создание новых рыночных пространств и инновационных продуктов, что позволяет компании избегать прямой конкуренции и создать новый спрос [6].
Таким образом, маркетинговая стратегия предлтсавляет собой последовательное планирование действий, которое способствует росту объёма продаж, росту прибыли, становлению бренда, увеличению конкурентоспособной силы на рынке и позиционирование бренда.
1.2 Особенности стратегии маркетинга предприятий АПК
Специфика деятельности агропромышленных предприятий накладывает отпечаток на формирование стратегий маркетинга.
Во-первых, продукцией агропредприятий являются товары первой необходимости или сырьё, необходимое для создания готовых товаров после обработки. Из этого следует, что продукты сельского хозяйства используют практически во всех сферах жизни и это не только индивиды, но и другие компании и организации. Это говорит о том, что у агропредприятий огромная целевая аудитория, потребности которой необходимо удовлетворить для повышения прибыли [2].
Во-вторых, в агробизнесе на создание новой продукции прямое влияние имеет природа, что также отличает его от других компаний. Практически всё сельское хозяйство строится на тесном взаимодействии с природой, с сезонностью и с условиями среды, в которых развивается предприятие. Например, земля, на которой строится всё производство, занимает одну из важнейших ролей в сельскохозяйственном бизнесе. Следят за её качеством, составом, силой использования. В растениеводстве требуется постоянной уход за землей, удобрения и многое другое. В животноводстве тое значение земли велико, так как животные питаются растениями, растущими на этой земле. Природа является одним из самых нестабильных факторов, влияющих на рост компании.
В-третьих, вся продукция агробизнеса имеет ограниченные сроки хранения и в основном вся быстро портится, что также влияет на продажи. Это требует особых мер для её хранения и транспортировки. Агропредприятия отличаются от других своей адаптивностью, самоорганизацией и самоуправлением. Это следует из высокой конкуренции меду компаниями, большого спроса потребителей, уникальности продукции. Все эти особенности также влияют на маркетинг, который тоже отличается от маркетинга в других сферах компаний.
Здесь маркетологам приходится больше контролировать ситуацию внутри производства, быть внимательнее и не упускать ничего из виду. Им необходимо учитывать сезонность и уметь прогнозировать выход продукции, в зависимости от времени года и при этом уметь выпускать свою продукцию круглый год, чтобы не падал спрос и не уменьшалась прибыль. Нужно изучать своих конкурентов, их продукцию, а также изучать актуальность на какой-либо вид товара среди потребителей. Также важно создание своего бренда, оригинального и неповторимого для продвижения своего продукта.
И, кроме того, в агробизнесе сильнее распространено сотрудничество с другими компаниями, что обеспечивает расширение ассортимента и увеличение количества клиентов [7].
В настоящее время агромаркетинг приобретает всё большую популярность. Особенно сейчас развиваются различные сайты агрокомпаний, появляется всё больше рекламы продукции сельского хозяйства, а также этому способствует развитие социальных сетей. И хотя еще недавно агромагретингу уделяли немного внимания, сейчас на нём основываются многие предприятия.
Маркетинг для сельскохозяйственной отрасли является важным инструментом для привлечения клиентов, увеличения продаж и улучшения имиджа компании. Сельскохозяйственные предприятия могут использовать различные стратегии и инструменты маркетинга для достижения своих целей. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты маркетинга для сельскохозяйственной отрасли.
1. Анализ целевой аудитории. Прежде чем разрабатывать маркетинговую стратегию, необходимо провести анализ целевой аудитории. Это позволит определить потребности и предпочтения потенциальных клиентов, исследовать их поведение и привычки потребления. Такой анализ поможет выявить потенциальные рыночные возможности и создать более целевые маркетинговые кампании.
2. Разработка уникального предложения. Сельскохозяйственные
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акьюлов, Р. И. Маркетинг : учебное пособие для вузов / Р.И. Акьюлов. – СПб. : Лань, 2024. – 140 с.
2. Антипатров, Ю.А. Обзор научных взглядов на разработку стратегии развития фирмы в рамках исследования экономической категории / Ю.А. Антипатров // Вопросы науки и образования. – 2023. – №19 (31). – С. 26-29.
3. Ахметов, Р. Г. Экономика предприятий агропромышленного комплекса. Практический курс : учебное пособие для вузов / Р. Г. Ахметов [и др.] ; под общей редакцией Р. Г. Ахметова, Ю. В. Чутчевой. – 2-е изд., пер. и доп. – М. : Юрайт, 2024. – 213 с.
4. Басовский, Л. Е. Маркетинг : учебное пособие / Л.Е. Басовский. – 3, перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2024. – 233 с.
5. Герасимов, К. Б. Взаимосвязь инноваций со стратегией организации / К. Б. Герасимов, О. С. Чечина, А. В. Васильчиков // Инновационное развитие экономики. – 2021. – № 2-3(62-63). – С. 11-18.
6. Губарева, Е.Г. Теоретико-методические основы стратегического управления предприятием / Е.Г. Губарева, А.С. Будагов, А.М. Колесников // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2023. – №4. – С. 3-9.
7. Глотова, Е.А. Стратегическое управление: анализ концепций / Е.А. Глотова, В.В. Глотова // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2021. – № 1(97). – С. 59-69.
8. Калашникова, И.А. Проблемы формирования стратегии развития предприятия / И.А. Калашникова // ЭКОНОМИНФО. – 2019. – №1. – С. 11-16.
9. Канарейко, Д.А. Инструменты стратегического управления организацией / Д.А. Канарейко // Вестник научной мысли. – 2021. – № 4. – С. 29-35.
10. Минаков, И. А. Экономика агропромышленного комплекса : учебник для вузов / Минаков И. А.,Смагин Б. И. – СПб. : Лань, 2024. – 320 с.
11. Наумов, В. Н. Стратегический маркетинг : учебник. – 2, перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2024. – 356 с.
12. Овсянников, А. А. Стратегический и операционный маркетинг : учебник и практикум для вузов / А. А. Овсянников. – М.: Юрайт, 2024. – 481 с.
13. Пашкус, Н. А. Стратегический маркетинг : учебник и практикум для вузов / Н. А. Пашкус [и др.]. – М. : Юрайт, 2024. - 225 с.
14. Портных, В.В. Стратегия бизнеса / В.В. Портных. – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2021. – 274 с.
15. Реброва, Н. П. Стратегический маркетинг : учебник и практикум для вузов / Н. П. Реброва. – М. : Юрайт, 2024. – 186 с.
16. Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы: учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 343 с.
17. Стукач, В. Ф. Инфраструктура регионального агропромышленного комплекса : учебник / В. Ф. Стукач, Н. П. Старовойтова, Г. Г. Левкин. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Директ-Медиа, 2024. – 236 с.
18. Суркова, Н. В. Маркетинг в агропромышленном комплексе : учебник и практикум для вузов / Н. В. Суркова [и др.] ; под редакцией Н. В. Сурковой. – М. : Юрайт, 2024. – 314 с.
19. Шевченко, Д. А. Стратегический маркетинг : учебник / Д. А. Шевченко. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Директ-Медиа, 2023. - 372 с.
20. Юсупова, Т. А. Проблемы внедрения стратегии развития организации / Т. А. Юсупова // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 79-3. – С. 117-119.