Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе развития общества в России органам государственного регионального управления уделяется значительное внимание повышению результативности социально-экономической сферы, так как именно эта сфера регионов формирует потенциал для воспроизводства экономического, промышленного и человеческого капитала для регионального развития с учетом возможностей социально-ориентированной экономики.
Региональное развитие представляет собой процесс формирования благоприятной социально-экономической среды. Данный процесс является контролируемым, а в качестве контролирующих лиц выступают региональные государственные органы власти.
В современной науке, а также в практике государственного управления существует множество подходов к понятию «социально-экономическое развитие» (далее – СЭР), но среди них нет одного общепринятого и согласованного, так как сфера «социально-экономическое развитие» как область формирования и реализации политики настолько многогранно, что оно используется практически во всех областях регионального управления [1].
Академик А. Аганбегян отмечает, что «социально-экономический рост региона своим источником имеет, с одной стороны, инвестиции в основной капитал, с другой стороны, вложения в человеческий капитал, в знания и умения людей осваивать новую технологию и новую технику. … Инвестиции в основной капитал и вложения в «экономику знаний» как главную составную часть человеческого капитала – вот что преобразует регион, повышает его роль в экономике страны, улучшает жизненный уровень населения. Влияние этих драйверов на социально-экономический рост зависит напрямую от их доли в валовом региональном продукте» [4].
На основании изученной учебной и научной литературы были сформированы базовые задачи СЭР региона. Они приведены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 - Задачи социально-экономического развития региона [12, 50]
При этом отметим, что развитие той или иной территории напрямую зависит от деятельности по обеспечению конкурентных преимуществ, так как в современном мире конкуренция выступает неотъемлемым элементом функционирования макроэкономических систем. Доминирующим условием, что обеспечит конкурентная устойчивость территории, является наличие у нее возможности применения конкурентных действий для минимизации конкурентных рисков социально-экономического развития и реализации конкурентных преимуществ.
Именно «формирование конкурентных преимуществ является целью применения конкурентных действий», так как позволят иметь преимущества перед территориями-конкурентами (за финансовые, человечки, производственные и иные ресурсы развития), а следовательно и поддержать и укрепить конкурсную устойчивость бизнеса. [5,18]
Для того чтобы определить категорию «конкурентоспособности территории», обобщим следующие базовые подходы к концепции, а именно следующие подходы: в рамках критического подхода к понятию «способность территории к конкуренции» исходят из того, что конкурентная устойчивость территории, это производная операционного управления конкурентоспособностью территории в определённый момент времени.
Особенностью системно-диалектического подхода к понятию «способность территории к конкуренции» является то, что конкурентная устойчивость определяется способность территории поддерживать и укреплять конкурентные позиции на рынке.
В рамках этого подхода, конкурентная устойчивость территории может быть использована как универсальная характеристика состояния территории и отражает качественную характеристику потенциала территории противодействия конкурентным рискам.
В свою очередь функциональный подход к понятию «способность территории к конкуренции» исходят из того, что в отношении категории «способность территории к конкуренции» не может быть использовано единого и универсального толкования, так как «устойчивость» формируется конкретным содержанием конкурентных действий в зависимости от ситуации. Это обуславливает различную специфику, различный перечень основных факторов, а также различием целей и задач конкурентных действий. [5,20]
В рамках дальнейшего исследования будем исходить из данного подхода к понятию «способность территории к конкуренции», поскольку в этом случае важно не само определение понятия «способность территории к конкуренции» как таковое, а изменение его содержания в зависимости от специфики исследуемого объекта или субъекта.
1.2.Факторы развития территорий
Особенностью объективистского подхода к понятию «способность территории к конкуренции» является то, что он включает дополнительную необходимость увязки конкурентной позиции с направленными и методами конкуренции, в рамках которых конкурентная устойчивость территории определяется как свойство объекта или субъекта конкуренции [2].
Рис. 1.2 – Система факторов СЭР региона
Также в рамках данного исследования представляется целесообразным добавить положения теории конкурентных преимуществ, разработанной М. Портером. Согласно данной теории «способность к конкуренции» и «конкурентное преимущество» являются тесно взаимосвязанными понятиями, при этом следует отметить, что:
конкурентное преимущество является факторной категорией;
фактическая конкурентоспособность территории - результирующая категория реализации конкурентного преимущества. [2,8]
Но при этом «способность территории к конкуренции» обеспечивается не столько перечнем конкурентных преимуществ как таковым, а эффективным комбинированиям их в зависимости от конкурентной ситуации. Это нашло отражение в рамках «комбинированного подхода», который можно рассматривать как вариантом модифицированного конструктивистского подхода. [3]
Рис. 1.3 – Системе критериев формирование конкурентоспособности территории как отражение СЭР региона[6]
Следовательно, фактически все основные факторы, влияющие на СЭР региона можно разделить на несколько большие группы:
факторы, определяющие потенциал СЭР региона;
факторы, определяющие риски СЭР региона;
факторы, определяющие конкурентоспособность региона (рис. 1.3).
Таким образом, сущность территориального развития заключается в сознательном воздействие публичных институтов территориального уровня на деятельность общества, его отдельные группы, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества в рамках устойчивого социально-экономического и экологического развития территории.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014.- № 15. - Ст. 1691.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (в ред. от 18.07.2022) // Собр. законодательства РФ. 2014. №26 (часть I). Ст. 3378.
3. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Справочноправовая система «Консультант Плюс»
4. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Волгоградской области: Постановление Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 г. № 423-п (в ред. от 23 декабря 2022 года) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
5. Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
6. Авербух Е.А. Технологии государственного и муниципального управления [Текст]: учебник / Е.А. Авербух. – Хабаровск: ТОГУ, 2017. – 360 с.
7. Атаманчук Г.В. Государственное управление. М.: Экономика, 2020. 689 с.
8. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 431 с.
9. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2021. 453 с.
10. Гладкий Ю. Н. Основы региональной политики. М.: Изд-во Михайлова В. А, 2021. 174 с.
11. Государственное и муниципальное управление: справочник / под ред. Глазуновой Н.И., Забродина Ю.М., Поршнева А.Г. М.: КноРус, 2021. 320 с.
12. Жуковский А.И., Васильев С.В. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ. Учебник М.: «ДИАЛОГ», 2021. 197 с.
13. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер, 2021. 632 с.
14. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учеб. пособие. М.: Экономика, 2019. 503 с.
15. Региональное стратегическое планирование и управление: теоретические и методологические основы: монография / И. А. Антипин ; под науч. ред. Н. Ю. Власовой ; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2021. - 237
16. Тамбовцев, В. Л., Рождественская, И. А.. Теория стратегического планирования: институциональный подход // Terra Economicus, 2020 № 18(2),С. 22–48.
17. Колин К.К. Качество жизни в стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. - С. 91-102.
18. Механизм трансформации социально-экономических процессов: многоуровневый подход: монография / Под общ. Ред. К.Е. Гришина, Н.А. Кузьминых. Т. 1. Москва: Русайнс, 2021. 186 с.
19. Устойчивое развитие социально–экономической системы Российской Федерации: сборник трудов XXI Всероссийской научно–практической конференции, г. Симферополь, 14–15 ноября 2019 г. / научн. ред. В. М. Ячменевой ; редкол. : Е. Ф. Ячменев, Р. А. Тимаев, Т. И. Воробец. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. – 464 с
20. Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2019. 328 с.
21. Шамарова Г.М. Основы государственного и муниципального управления: учебник. М.: Синергия, 2021. 320 с.
22. Шамхалов Ф.И. Основы государственного управления: учебник. М.: Экономика, 2020. 425 с.