Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современное общество постоянно сталкивается с проблемами воспитания и формирования личности ребенка. Самооценка является одним из ключевых аспектов личностного развития, влияющая на успехи в учебе, социальную адаптацию и психическое здоровье.
Старший дошкольный возраст представляет особый интерес в этом контексте, так как именно в этот период закладываются основы самооценки. Исследование влияния различных стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей этого возраста актуально, ведь оно может помочь родителям и педагогам в выборе наиболее эффективных методов воспитания.
Цель работы: изучение влияния различных стилей семейного воспитания на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Важно понять, каким образом положительные и отрицательные аспекты каждого стиля воспитания воздействуют на личностную самооценку детей.
Задачи
1. Проанализировать теоретические аспекты к понятию самооценки и ее формированию в старшем дошкольном возрасте.
2. Исследовать наиболее распространенные стили семейного воспитания и их характеристики.
3. Провести исследование, направленное на выявление зависимости между стилями семейного воспитания и уровнем самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
4. Сделать выводы, предложить рекомендации для родителей и педагогов по оптимизации воспитательного процесса.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста, находящиеся в разных условиях семейного воспитания.
Предмет исследования: взаимосвязь между стилями семейного воспитания и уровнем самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, данная работа направлена на углубленное исследование особенностей семейного воспитания и их влияния на личностное развитие детей. Результаты исследования могут найти применение в педагогической практике и быть полезными для родителей, стремящихся успешно развивать своих детей.
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООЦЕНКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие самооценки, ее виды. Основные подходы к изучению самооценки
Многие психологи и педагоги считают, что ключевым аспектом в развитии личности ребенка является формирование его самооценки.
Самооценка представляет собой оценку человеком самого себя, включая свои способности, качества и положение в обществе. Это также важный регулятор поведения человека, и то, как развивается его самооценка, может определить, будет ли она помогать ему развиваться или станет препятствием .
Понятие самооценки впервые было введено Уильямом Джеймсом , который в своем исследовании личности разделил ее на три составляющие: составные элементы (например, самооценка), чувства и эмоции, связанные с этими элементами (влияние общественного мнения на самочувствие), и действия.
Затем Джеймс более глубоко изучил природу самооценки и пришел к выводу, что она подразделяется на самодовольство и недовольство собой. Эта идея была развита и описана такими известными психологами, как Альфред Адлер, Игорь Кон, Александра Липкина, Владимир Магун, Карл Роджерс, Эрик Эриксон и другими.
Важно отметить, что самооценка тесно связана с процессом самопознания. Самопознание включает в себя изучение своих физических, духовных возможностей и личностных качеств, а также восприятие отношения других людей к себе. В результате самопознания формируется представление о самом себе, которое называется "образом Я". Этот образ служит основой для формирования самооценки и установления отношений с окружающим миром.
Самооценка - это сложное понятие, включающее в себя множество аспектов личности, таких как психические, физические, поведенческие и социальные характеристики. Исследование этого понятия обычно начинается с изучения самосознания личности, так как именно оттуда можно выделить и понять место самооценки в структуре личности.
Самооценка отражает уровень самоуважения человека, его ощущение собственной ценности и положительного отношения ко всему, что связано с его личностью .
Самооценка проявляется в осознанных суждениях человека, где он выражает свою значимость. Однако она присутствует в любом описании себя, будь то явное или скрытое .
Самооценка - это понимание своей идентичности, независимое от изменяющихся условий окружающей среды. Основой самооценки является самосознание, поскольку на определенном этапе развития оно превращается в самооценку .
Самооценка часто выполняет функцию психологической защиты. Человек стремится иметь положительный образ самого себя, поэтому может преувеличивать свои достоинства и умалять недостатки. С возрастом адекватность самооценки у большинства людей увеличивается. Взрослые люди обычно имеют более реалистичную и объективную самооценку по сравнению с молодыми людьми, а молодые люди - по сравнению с подростками .
В психолого-педагогической литературе существует несколько классификаций видов самооценки. Они зависят от уровня притязаний, целей, которые человек ставит перед собой. Можно выделить следующие виды самооценки :
Адекватная самооценка - это реалистичное понимание человеком своих способностей, качеств и поступков. Она позволяет правильно сопоставлять свои возможности с различными задачами и требованиями окружающих. Адекватная самооценка способствует правильному уровню притязаний, разумному отношению к успехам и неудачам, а также к мнению других людей. Люди с адекватной самооценкой обычно более энергичны, активны и оптимистичны .
Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Завышенная самооценка - это неадекватное завышение оценки себя субъектом. В результате такого завышения у человека формируется идеализированное представление о своей личности и своей ценности для окружающих. Он не желает признавать своих ошибок, недостатков, неправильного поведения. Часто такие люди становятся агрессивными, неуживчивыми. Такая самооценка искажает внутренний мир личности, препятствует гармоничному развитию человека.
Заниженная самооценка - это неадекватное недооценивание себя субъектом. Такое состояние ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовать свой потенциал. Люди с заниженной самооценкой часто ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых они могли бы достичь, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Они очень ранимы и имеют склонность к возникновению комплекса неполноценности. Причины такой самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании .
Самооценка может стимулировать или подавлять активность человека в зависимости от своего вида.
Неадекватная, низкая самооценка может снизить уровень социальных притязаний человека, вызывать неуверенность в своих возможностях и ограничивать жизненные перспективы. Это может привести к внутреннему конфликту и эмоциональным срывам.
Заниженная самооценка также может нанести ущерб обществу, так как человек не полностью реализует свой потенциал и работает не с полной отдачей. Самооценка формируется под влиянием оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сравнения образа реального "Я" (каким человек видит себя) с образом идеального "Я" (каким человек хочет себя видеть). Гармоничный душевный склад личности достигается при высокой степени совпадения этих образов .
Виды самооценки могут различаться в зависимости от позиции, с которой человек себя оценивает. Можно выделить следующие виды:
1. Актуальная самооценка - это оценка личности, которую человек дает себе в настоящий момент времени.
2. Ретроспективная самооценка - это оценка личности, которую человек дает себе по отношению к предыдущим этапам своей жизни.
3. Идеальная самооценка - это представление человека о том, каким бы он хотел себя видеть, его эталонные представления о себе.
4. Рефлексивная самооценка - это оценка личности, которую дают окружающие люди .
Важным источником развития самооценки является оценка окружающих людей результатов поведения и деятельности человека, а также его личностных качеств.
По мнению Л.И. Божович, общественная оценка играет двойственную роль в формировании самооценки человека.
Во-первых, она указывает на соответствие его поведения требованиям окружающих и определяет его эмоциональное благополучие, поведение и отношение к самому себе.
Во-вторых, общественная оценка помогает выделить конкретное качество из поведения и деятельности человека и сделать его предметом сознания и оценки самого человека .
Самооценка, формирующаяся в процессе всей жизни человека, играет важную роль в его развитии. Она регулирует различные виды деятельности и поведение человека, а также влияет на характер его отношений с окружающими. Многие ученые, в том числе и советские, изучали самооценку как свойство личности, которое выполняет определенную функцию в ее развитии и влияет на поведение и деятельность человека .
Отечественная наука, в соответствии с основными принципами теории Л.С. Выготского, рассматривает самооценку как часть самосознания личности, которая развивается в процессе деятельности и общения. Все
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ, 2001. – 349 с.
2. Бороздина Л. В. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности // Л. В. Бороздина, Е. С. Рощина // Новые исследования в психологии. – 2002. № 1. – С. 23 – 26.
3. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
4. Васягина Н. Н. Самосознание как условие субъектного становления личности // Политематический журнал научных публикаций. – 2013. №4.
5. Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо, 2000. – 1008 с.
6. Гайфулин А. В. «Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки» // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. №1
7. Голикова В.Д., Мацибора О.А., Голубь М.С. Влияние стилей семейного воспитания на становление самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stiley-semeynogo-vospitaniya-na-stanovlenie-samootsenki-rebenka-starshego-doshkolnogo-vozrasta
8. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. М.: Джангар, 2010. – 864 с.
9. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. – С. 93-96, 101-110.
10. Купряшина Н. Д. Педагогическая поддержка в работе учителя и воспитателя. М.: Речь, 2005. – 250 с.
11. Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. – 142 с.
12. Липкина А. И. Самооценка школьника, М.: Знание, 1976. – 64 с.
13. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. // Под редакцией Рузской А. Г. М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с
14. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972. – 256 с.
15. Минияров В. М. Психология семейного воспитания / В. М. Минияров. – М.: изд-во МПСИ, 2000. – 256с.
16. Мещерякова Б. Г. Психологическая энциклопедия. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: Еврознак, 2009. – 816 с.
17. Мухина В. С. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1975. – 245 с.
18. Пакулина С. А., Савушкина Т. П. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников // Журнал начальная школа. – 2009. № 3. – С. 10-13
19. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. – 32 с.
20. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – М.: «Знание», 1981. – С.80-95.
21. Психология самосознания: Хрестоматия // Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000. – 672 с.
22. Сафин В. Ф. Психологические проблемы юности. М.: Москва, 1961
23. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. М.: Академия, 2002. – 576 с.
24. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для ВУЗов. М.: Академия, 1997. – 336 с
25. Чеснокова И. И. Самосознание личности // Журнал теоретические проблемы психологии личности. – 1974. – С. 209-226.
26. Цукерман Г. А., Романеева М. П. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников // Вопросы психологии. – 1982. №1.
27. Эльконин Д. Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника // Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М.:, 2004. – 384 с.