Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Опека и попечительство – это предусмотренные нормами права и обеспеченные государством такие формы устройства ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, предусматривающие также необходимые ограничения, позволяющие компетентным органам контролировать соблюдение прав несовершеннолетних граждан.
Несмотря на детальную правовую регламентацию опеки и попечительства, на практике обнаруживаются некоторые проблемные аспекты, которые нуждаются в исправлении и доработке: наличие неопределенности ввиду отсутствия в СК РФ прямой ссылки на нормы ГК РФ, регулирующие опеку и попечительство с иностранным элементом, отсутствие в нормах о прекращении опеки прямого указания на такое основание как признание опекуна умершим, необходимость признания права несовершеннолетних дееспособных граждан осуществлять попечительство над своими несовершеннолетними родственниками, несогласованность в положениях Семейного кодекса РФ и Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ по вопросу о возрасте приобретения самостоятельности в осуществлении родительских прав несовершеннолетними родителями, необходимость введения периодических проверок физического и психического состоянии опекунов.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства.
В качестве предмета исследования выступает совокупность норм, регулирующих правовые отношения в области опеки и попечительств, а также правоприменительная практика.
Степень разработанности темы. Проблемы опеки и попечительства составляют труды таких ученых, как Д.К. Воронкова, М.Е. Дусенко, Е.В. Ерохина, Н.Н. Калинина, Л.А. Шигонина, Е.Е. Соловьева, М.А. Тугуз, Е.Г. Гаркуша, Н.А. Иванова, Д.И. Коновалова, М.Н. Сторожева, А.П. Сергеев, А.В. Филатова, Е.А. Касаткина, А.С. Чурсина.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа правовых норм, регулирующих отношения по опеке и попечительству в РФ.
Целью обусловлена постановка следующих задач:
- рассмотреть историю становления и развития опеки (попечительства);
- отразить законодательное регулирование на современном этапе;
- раскрыть субъекты и объекты отношений опеки и попечительства;
- изучить проблемы определения круга лиц, которые могут быть назначены опекунами и попечителями;
- проанализировать опеку над детьми несовершеннолетних родителей.
Методологическую основу работы составляют эмпирические и теоретические методы, в частности, метод анализа, синтеза, индукции, статистический, сравнительный, формально-юридический метод и др.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ и другие.
Структура работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, параграфов, заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ОПЕКИ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И ПАТРОНАЖА
1.1. История становления и развития опеки (попечительства)
Возникновение любого социального института вызвано необходимостью урегулирования определенных общественных отношений, складывающихся в обществе. Динамичность социальных процессов обуславливает появление новых общественных потребностей, которые не всегда находят отражение в структуре и функциях существующих социальных институтов, что неизбежно приводит к созданию новых.
Прежде чем рассмотреть историю становления института опеки (попечительства), необходимо определить, что в теории права понимается под институтом в целом.
Л.П. Рассказов под правовым институтом понимает совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений .
Помимо перечисленных, И.Л. Бачило отмечает такие признаки правового института, как устойчивость, систематичность, длительность, гибкость .
Жизненные ситуации, при которых возникала необходимость обеспечения ребенку родительского воспитания, происходили во все времена, чем обуславливается давнее происхождение института опеки (попечительства).
Изначально, на Руси, термин «опека» не использовался. Вместо него употребляли выражение «приказать кому-либо несовершеннолетнего» или «иметь его у себя на руках, в доме».
Некоторые сведения об опеке дополняются положениями из Русской правды. Так, в ст. 99 Пространной редакции Русской правды говорится: «Если будут в доме дети малые, и не смогут они сами о себе позаботиться, а мать их пойдет замуж, то тому, кто им будет близкий родственник, дать их на руки..., пока не смогут сами заботиться о себе…» .
Данное положение устанавливало, что дети после смерти родителя отдавались близкому родственнику, но перед смертью у отца есть право назначить в качестве опекуна любое лицо .
Правовое регулирование института опеки развивалось с течением времени. После правления Екатерины II, активно продолжила заниматься развитием института опеки Мария Федоровна. Одним из ее предложений было создание, так называемых, государственных деревень.
За воспитанием и содержанием переданных в семьи детей был установлен надзор инспекторами. Инспекторов выбирала лично императрица, что свидетельствует об особой заинтересованности Марии Федоровны в эффективности осуществления опеки.
Общегосударственный характер институт опеки принял лишь после революции 1917 года. В то время его правовой основой стал Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном, и Опекунском праве 1918 г. В нем был отдельный раздел – «Опекунское право».
Ввиду того, что в центре внимания находились личные, а не имущественные права подопечного, целью установления опеки было общественное воспитание осиротевшего ребенка. В таком случае возникла необходимость избавить опеку над несовершеннолетними от влияния семьи и родственников, в связи с чем много внимания в законодательстве того времени уделялось административно-правовой стороне опеки.
Беспризорность носила массовый характер до 1925-1926 годов. Ввиду этого правительством была принята мера, направленная на помещение детей в семьи ремесленников, крестьян с предоставлением этим семьям льгот. В результате чего были приняты постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи» и «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних в семьи трудящихся в городах и рабочих поселках».
В 1926 году был принят Кодекс законов РСФСР о браке, семье и опеке. В данном акте впервые было проведено разграничение понятий «опека» и «попечительство». Так, в ст. 69 закреплено, что опека учреждается над несовершеннолетними до четырнадцати лет, а согласно ст. 70, попечительство учреждается над лицами несовершеннолетними от четырнадцати до восемнадцати лет .
Возникновение такого разграничения обуславливалась появившейся тенденцией дифференциации объема дееспособности граждан и необходимостью правового регулирования защиты прав, свобод и интересов личности, соответствующих объему ее дееспособности.
В послевоенный период, когда опасность для жизни была преодолена, когда у государства не было возможности оказания должной поддержки семьям, передача детей на воспитание стала редким явлением. Поэтому, патронат начал совмещаться с опекой и попечительством.
В 1980-х годах ввиду серьезных социальных и экономических преобразований в государстве происходит переосмысление деятельности и значения социальной защиты. В связи с этим, в 1988 году Советом министров СССР было принято постановление «О создании детских домой семейного типа».
Несмотря на стремление государства урегулировать институт устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду сложившейся на то время обстановки, когда уровень жизни значительно упал, уровень безработицы стал необычайно высоким, институт семьи в целом претерпевает кризис. Все это требовало внесения серьезных коррективов в существующую систему социальной защиты.
В 1996 году введен в действие новый Семейный Кодекс РФ, принятие которого можно считать хронологическим началом оформления семейных норм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве социального института.
Таким образом, первоначальная редакция СК РФ в качестве одной из форм устройства детей установила опеку (попечительство). Помимо этого, в новом законе был определен социальный статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
1.2. Законодательное регулирование на современном этапе
Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания .
В СК РФ с учетом положений данной Конвенции к основным началам (принципам) семейного законодательства относится принцип приоритета семейного воспитания ребенка и закрепляется право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Институт опеки (попечительства) является одной из гарантий соблюдения данных принципов.
Еще одним принципом института является свобода принятия и отказа от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей. Никто не вправе принуждать лицо стать опекуном (попечителем), точно также как и продолжать исполнение возложенных обязанностей.
Институт опеки (попечительства) также базируется на принципах подконтрольности деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства, а также обеспечения максимальной защиты нарушенных прав.
Законодательное закрепление названных принципов способствует систематизации норм института опеки попечительства и увеличивает эффективность правового регулирования института.
Некоторые ученые предлагают принципиальное разделение опеки и попечительства на разные институты. Такая точка зрения объясняется тем, что объединение опеки и попечительства в единый институт способствует неверному определению объекта и субъекта исследования, правоотношений, что может привести к ошибочным выводам .
Основой законодательства института опеки (попечительства) является Конституция РФ. В ее положениях закрепляется защита семьи, материнства и детства государством, а также устанавливается социальное обеспечение для воспитания детей.
Институт опеки (попечительства), да и все семейное право в целом, стали объектами пристального внимания со стороны органов государственной власти РФ. Так, в тексте поправок к Конституции РФ предлагается закрепление следующего положения:
Согласно п. 4 ст. 67.1: Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения .
Изменения свидетельствуют о повышенном внимании государства к детям, в том числе к тем, кто остался без родительского попечения. Вполне вероятно, что это повлечет за собой определенные изменения в семейном законодательстве, в том числе, напрямую регулирующего институт опеки и попечительства (п. 4 ст. 67.1) .
На сегодняшний день институт опеки и попечительства в семейном праве РФ регулируется, в первую очередь, Семейным Кодексом РФ.
Прежде чем перейти к его характеристике, необходимо отметить, что в основу общих принципов семейного законодательства легли положения Конвенции о правах ребенка. Несомненно, это отразилось на положениях об опеке и попечительстве.
Конвенция о правах ребенка заключена с целью унификации семейного законодательства, ориентированного на стандартизацию лучших условий для ребенка. В ней закреплены не только права ребенка, но и способы их защиты. Таким образом, данная Конвенция закрепляет фундаментальные основы соответствующих гарантий реализации и защиты прав ребенка.
В СК РФ положения об опеке и попечительства объединены в отдельную главу, которая находится в VI разделе «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей».
СК РФ регулирует установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, закрепляет положения о личности опекуна (попечителя), правах опекаемых (подопечных), а также устанавливает права и обязанности опекуна или попечителя ребенка.
В перечисленных положениях СК РФ содержатся отсылочные нормы к ГК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Так, ГК РФ содержит ряд положений, касающихся опеки и попечительства. Данные положения содержатся в статьях 31-40 главы 3 подраздела 2 общих положений ГК РФ .
В ГК РФ содержатся общие положения о случаях, когда устанавливается опека (попечительство), о субъектах опеки и