Фрагмент для ознакомления
2
Введение в образовательный процесс ФГОС, начиная от дошкольного образования, и заканчивая вузом, обеспечило принципиально новое содержание подходов к процессу обучения, воспитания и развития субъектов в любой из образовательных систем. В компетентностной, или системно-деятельностной образовательной модели, в отличие от традиционной образовательной модели, требования в которой предъявлялись лишь к полученным предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН), требования также предъявляются к сформированным личностным качествам субъекта в виде каких-либо компетенций, предметных, информационных и др. [8].
Современные условия обучения и комплексный системный контроль, реализуемый в виде текущей, промежуточной и итоговой аттестации в ходе образовательного процесса позволяют оценить уровень сформированности той, или иной компетенции, учебного действия и др. Любой образовательный процесс осуществляет три основные взаимосвязанные функции:
1. Обучающая.
2. Воспитывающая.
3. Развивающая.
Если речь идёт об учебном процессе, независимо от того, где именно этот процесс осуществляется, в этом случае всегда подразумевается реализация триединой образовательной цели, обучающая, воспитывающая и развивающая. Это актуально как для школьного образования, так и для любого иного. Чтобы реализовать триединую образовательную цель, наиболее целесообразно использовать активные и интерактивные методы обучения, которые могут рассматриваться как игровые и неигровые.
Под методом понимают способ достижения поставленной педагогической цели, как совокупность целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность учеников. Метод – это также способ совместной деятельности педагога и учеников, который реализуется в процессе решения учебных задач [14].
Под неигровыми методами обучения понимают такие методы, при которых групповым способом проводят анализ конкретных ситуаций, решают ситуационную задачу, по инструкции выполняют какую-либо практическую и лабораторную работу по предмету и др.
К имитационным неигровым методам относят:
-методы с применением затрудняющих условий;
-мозговой штурм;
-групповое тренинговое занятие;
-дебаты;
-обучение в сотрудничестве и др.
Поскольку в каждом случае речь идёт о работе в группах, необходимо учесть, что в данной ситуации происходит обучение в сотрудничестве, когда ведущей целью педагога становится активизация деятельности участников и формирование умений эффективно работать сообща, добиваясь при этом качественного результата. Групповой тренинг решает такого рода проблемы, когда у участников процесса формируются прежде всего, информационно-коммуникативные компетенции. Наличие проблемной ситуации в данном случае является обязательным аспектом [22].
Участники работы в группе развивают свои мыслительные способности, решая конкретную заданную проблемную ситуацию определённого предметного содержания. Вся работа выстраивается на организации совместной продуктивной деятельности и принципах сотрудничества. В зависимости от поставленной дидактической задачи, целеполагание, планирование, и выполнение практических заданий с последующим рефлексивно-оценочным действием, могут проводиться самими участниками групповой работы, или группового тренинга. В данном случае можно говорить о том, что участник процесса становится субъектом собственной учебной деятельности. После того, как каждая группа предложит свой вариант решения задачи или проблемы, начинается дискуссия, в ходе которой группы через своих избранных лидеров должны представить аудитории истинность своего варианта решения [10].
При таком формате работы педагог может использовать следующее:
-коллективное выдвижение целей;
-совместное планирование учебной работы в группах;
-реализация плана в каждой учебной группе;
-конструирование плана деятельности в каждой группе;
-конструирование моделей учебного материала;
-самостоятельный поиск необходимой учебной информации.
При этом педагог может использовать следующие приёмы и способы:
-метод временных ограничений;
-метод внезапных запрещений;
Метод использования новых вариантов и др.
В данном случае всё будет зависеть от тех целей, которые ставит педагог при работе с группами и от возраста участников групповой учебной деятельности. В целом, можно говорить о том, что по отношению к ЗУН требования не изменились, но в современной образовательной среде произошла смена парадигмы от знаниевой модели, к компетентностной, или системно - деятельностной. При этом, изменились функции процесса обучения [26].
Под функцией понимают однородную по содержанию группу устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для конкретной категории учеников.
1. Обучающая функция. Предполагает формирование предметных знаний, умений и навыков в рамках заданного ФГОС. В этом процессе происходит формирование предметных умений и навыков, которые обеспечивают широту подготовки ученика по тому, или иному предмету.
Сформированные в ходе обучающей функции умения позволяют применять полученные знания для реше¬ния учебных задач [12].
2. Воспитывающая функция обучения подразумевает:
-воспитание уважения к учебному и иному труду;
-воспитание высоких нравственных качеств;
-воспитание чувства коллективизма, товарищества и готовности к общению;
-воспитание дисциплины, добросовестности, ответственности и инициативы;
-формирование норм и правил поведения в социуме.
Воспитательная функция является объективной закономерностью и неотъемлемой составной частью процесса обучения.
3. Развивающая функция подразумевает:
-формирование и развитие рациональных приемов мышления субъектов;
-развитие познавательной активности и учебной самостоятельности;
-формирование и развитие творческого мышления учеников в процессе обучения и учебного труда;
-развитие познавательных интересов и способ¬ностей обучающихся;
-развитие внимания, наблюдательности, воли, настойчивости при достижении поставленной цели;
-развитие навыков самообразования и самосовершенство¬вания в процессе обучения;
- формирование и развитие культуры учебного труда в процессе обучения.
Как было отмечено, обучение, воспитание и развитие представляет собой триединую образовательную цель. Не бывает обучения без воспитания и воспитания без обучения. При этом всегда проистекают процессы развития того, или иного личностного ученика.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение [Текст] / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – N 6. – С. 65-69.
2. Арсентьева, Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках музыки, искусства, технологии в средней школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению [Текст]/ Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2019. – Т. 2. – С. 12-16.
3. Баластов, А.В. Практическое применение информационных технологий при обучении в высшей профессиональной школе [Текст] / А.В. Баластов. - Вестн. Том. гос. пед. ун-та. – 2012. – N 4. – С. 167-170.
4. Бордовский, Г.А. Образование в постиндустриальном высокотехнологичном обществе: учебник [Текст] / Г. А. Бордовский, И. И. Соколова. - Санкт Петербург: Акад. вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО, 2018. – 41 с.
5. Берденникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / Н.Г. Берденникова, В.И. Меденцев, Н.И. Панов. – М.: ДАРК, 2016. – 208 с.
6. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 26.06.2024).
7. Васьков, Е.Я. Информационно-методическое обеспечение педагогического процесса [Текст] / Е. Я. Васьков. - Профессионал. – 2017. – N4. – С. 77-92.
8. Волков, И.П. Педагогические технологии [Электроный ресурс] / учебное пособие: Педагогика / И.П. Волков. – 2019. – Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=117 (дата обращения: 26.06.2024).
9. Гусева, Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса [Текст] / Р.П. Гусева. - Среднее профессиональное образование. - 2018. N3 – С. 17-20.
10. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 26.06.2024).
11. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 26.06.2024).
12. Гончарик, Н. Г. Цифровые мультимедийные технологии – смысловые средства передачи информационного содержания [Текст] / Проблемы создания информационных технологий: сб. науч. тр. / Н. Г. Гончарик. – 2012. –Вып. 21. – С. 74-76.
13. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 26.06.2024).
14. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 26.06.2024).
15. Кыверялга, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике [Текст] / А.А. Кыверялга. - учебное пособие: Теория и практика применения ТСО и наглядных пособий в профессиональной школе. - Москва, 2012. – 335 с.
16. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 26.06.2024).
17. Лернер, И.Я. Сущность и структура процесса обучения. Этапы учебного процесса [Электронный ресурс] / Лернер И.Я., Лихачев Б.Т. Педагогика, 2008. – Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=75#hcq=eCnYNMp (дата обращения: 26.06.2024).
18. Маркова, В.П. Методика преподавания [Электронный ресурс] / В.П. Маркова, Д.К. Советкина. - Российский государственный педагогический университет: 2015. - Режим доступа:/ http://www.studfiles.ru/preview/4225239/page:4/ (дата обращения: 26.06.2024).
19. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс] / Электронный учебно-методический комплекс: 2016. – Режим доступа: http://files.lib.sfu-kras.ru/ebibl/umkd/1513/u_lecture.pdf (дата обращения: 26.06.2024).
20. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 26.06.2024).
21. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 26.06.2024).
22. Подласый, И.П. Общие основы. Процесс обучения [Электронный ресурс] учебник / И.П. Подласый. - Педагогика: 2015. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4189518/ (дата обращения: 26.06.2024).
3. Панфилов, С. А. Применение мультимедийных технологий в учебном процессе высшей школы [Текст] / С. А. Панфилов, Н. Р. Некрасова // Интеграция образования. - 2014. - N 1 (74). - С. 95-101.
24. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. — М.: Дрофа, 2018. — 312 с.
25. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
26. Симоненко, В. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное
обучение»: В 2-х книгах [Текст] / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2007. - Кн.1 - 174 с.
27.Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – М.- 2019. – 267 с.
28.Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 1 (23). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiyafunktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike. (дата обращения: 26.06.2024).