Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Государственная служба Российской Федерации является неотъемлемой частью современной системы государственного управления. Государственная служба - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, которым занимаются государственные служащие. Являясь целостным правовым и организационным институтом, государственная служба обеспечивает деятельность государства в целом и его органов в частности. Плодотворная деятельность всей системы государственного управления зависит от уровня развития государственной службы, обеспечивающей выполнение прав и обязанностей, возложенных на государственные органы.
Государственная служба - это система правоотношений, регулируемых не только административными, но и международными, конституционными, муниципальными, гражданскими, уголовными и различными другими отраслями права.
Система современной государственной службы - это проверенный механизм, объединяющий социально ответственных профессионалов, готовых служить как государственным и общественным интересам, так и интересам конкретного гражданина.
Роль всей системы органов государственной службы, каждого отдельного должностного лица с его опытом в развитии и функционировании российского общества неоценима. Мощное российское государство может эффективно функционировать только под руководством высококвалифицированных кадров и хорошо организованной государственной службы.
Государственная служба - это осуществление полномочий федеральными органами государственной власти, региональными органами государственной власти, а также лицами, занимающими государственные должности на федеральном и региональном уровнях. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
С первого дня своего основания государственная служба принимала активное участие в профессиональном развитии и совершенствовании государственного управления. Он оказывает консультативную поддержку государственным службам, учреждениям и правительствам в стратегическом управлении человеческими ресурсами.
Основная цель государственной службы - обеспечение эффективного и качественного функционирования государственного аппарата, укрепление государственного аппарата и содействие модернизации государства. Профессионализм и независимость государственных служащих являются важными качествами для эффективного выполнения своих обязанностей.
Должностные лица отбираются и назначаются на должности на конкурсной основе, что облегчает выбор наиболее подходящих кандидатов. Кроме того, правительственные чиновники проходят соответствующую подготовку для выполнения своих обязанностей с определенным уровнем знаний и навыков.
Роль государственной службы как фактора политической и социальной стабильности имеет большое значение. Государственная служба является элементом внутренней структуры органа государственного управления. Это определяется штатным расписанием и осуществляется в соответствии с компетенцией органа по выполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг.
Наличие классовых рядов позволяет четко различать и определять сферу влияния того или иного титула на федеральном и региональном уровнях.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, правоведов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия возникновения и развития государственной службы в России.
Объектом исследования является процесс возникновения и развития государственной службы в России.
Предметом исследования являются основы и принципы возникновения и развития государственной службы в России.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для возникновения и развития государственной службы в России.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие государственной службы;
- изучить правовое регулирование государственной службы в России;
- детально проанализировать концепции по системности государственной кадровой политики в исполнительных органах государственной власти Республики Хакасии;
- рассмотреть проблему реформирования государственной службы Республики Хакасия.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по праву, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
1.1 Понятие государственной службы
В современной юриспруденции ученые теоретически занимаются изучением вопроса о государственной службе и в целом считают государственным служащим такую общественно значимую деятельность, которая выражает прямую связь с конкретным человеком, направлена на его благо и с его знаниями.
В.М. Манохин дает следующее определение: это профессиональная деятельность определенной доли работников по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и других социальных структур.
Как представитель науки административного права, В.М. Манохин настаивает на формировании в России особой отрасли законодательства - законодательства о службе и говорит о необходимости развития служебного права. Следует отметить, что о значимости института государственной службы свидетельствует значительное количество научных работ, раскрывающих его административные, правовые, социальные и психологические аспекты [14].
Термин "государственная служба" имеет множество социальных и юридических значений. По мнению выдающегося российского государственного деятеля Н.М. Коркунова, служением государству (в широком смысле этого слова) можно назвать любую деятельность на благо государства.
Конкретизируя свою позицию, он определил государственную службу как особые публично-правовые отношения служащего с государством, основанные на подчинении и имеющие своим содержанием обязательную деятельность, осуществляемую от имени государства и направленную на выполнение определенной задачи государственной деятельности. С развитием юридических наук в нашем обществе их содержание значительно изменилось. В настоящее время специалисты в российской юриспруденции отказались от понимания государственной службы как деятельности лиц, занятых исключительно интеллектуальным трудом, в отличие от физического труда, труда наемных работников. В настоящее время государственная служба чаще всего рассматривается как деятельность определенной категории служащих в государственном органе на профессиональной основе, выражающая систему отношений, возникающих при осуществлении полномочий государственных органов.
Более краткое определение предложено И.А. Василенко - под государственной службой понимается профессиональная деятельность по исполнению полномочий государственных органов.
Н.М. Конин отмечает, что государственная служба как социальная и общественно-правовая категория представляет собой сложное социальное явление. Его следует рассматривать как институциональный и правовой институт. Как институциональный институт, он тесно связан с организацией общественной деятельности и является ее элементом. Государственная организация для выполнения задач, стоящих перед государством, и осуществления своих функций включает несколько этапов: во-первых, государство в лице своих высших государственных органов определяет основные звенья государственного механизма, специализирующегося на определенных видах государственной деятельности (представительная, законодательная, исполнительная, судебная, различные органы государственной власти и т. д.) [15].
Государство в лице своих высших государственных органов определяет основные звенья государственного механизма, специализирующегося на определенных видах государственной деятельности (представительная, законодательная, исполнительная, судебная, различные Виды национальных надзорных органов). Оно определяет систему органов в каждом из звеньев государственного механизма. Оно формирует каждый отдельный орган во всех звеньях системы государственного механизма и, наконец, организует работу персонала - сотрудников всех органов государственного аппарата.
Как юридический институт, государственная служба включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих однородный круг общественных отношений, связанных с организацией государства и практическим осуществлением должностных полномочий. Схема структуры государственной службы отражена на рисунке (Приложение).
Представляет интерес мнение А.Ф. Ноздрачева, который определяет государственную службу как установленный государством нормативно-правовой институт, признанный гражданами для практического осуществления государственной власти и повседневного применения законодательства в обществе в целом и в режиме реального времени. В научной литературе существуют различные классификации государственной службы, поэтому Н.Т. Конин предлагает разделить его по направлениям, отраслям и общественной деятельности, выделив военную службу, службу в органах внутренних дел, государственную налоговую службу, таможенную службу, службу в прокуратурах и учреждениях, службу судебных приставов, служебную деятельность государственных нотариусов и служебную деятельность аудиторов счетной палаты [18].
На наш взгляд, приведенный перечень видов федеральных государственных услуг является неполным, данная классификация не охватывает всего многообразия государственных органов. Федеральная антимонопольная служба, Федеральное ведомство по защите прав потребителей и благополучия человека, Федеральное ведомство по защите прав потребителей и потребителей, Федеральная служба Роснауки и многие другие структуры остаются вне их рамок.
Различают следующие виды государственной службы: - федеральная государственная служба в системе органов прокуратуры РФ; - федеральная
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ // «Российская газета», N 162, 31.07.2004.
2. Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. № 40- ФЗ (в ред. 7.05.2013 №97-ФЗ) «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ. – 10 апреля 1995. – № 15. – Ст. 1269.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. 28.06.2013 № 134-ФЗ) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 14 августа 1995. – № 33. – Ст. 3349.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 17 января 1992 № 2202-1(в ред. от 02.07.2013 №156-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. – 18 февраля 1992. – № 39.
6. Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 01.07.2019, N 26, ст. 3410
7. Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. №609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» // Собрании законодательства РФ. – 6 июня 2005. – № 23. – Ст. 2242;
8. Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. №159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. – 18 февраля 2005. – № 3703;
9. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 №854 (ред. от 13.03.2013) «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» // Собрании законодательства РФ. – 21 августа 1995. – № 34. – Ст. 3442.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июля 2019 г. № 1646-р «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 гг». // «Собрание законодательства Российской Федерации», 05.08.2019, N 31, ст. 4669.
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. N 163н // «Российская газета», N 227, 03.10.2012.
12. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел по Республике Хакасия: Приказ МВД России от 01 авг. 2017 г. № 583. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=290794&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.13106957307857203#028363990746602874. (дата обращения 24.06.2024).
13. О реализации постановления Главы Республики Хакасия — Председателя Правительства Республики Хакасия от 14.07.2017 № 41-ПП «О внесении изменения в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 07-ПП «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия»: Постановление Правительства Республики Хакасия от 28 июля 2017 № 388 // Бюллетень «Вестник Хакасии». – 2017. – №52 (1785).
14. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика: Монография. Изд. 2-е, доп. М.: Изд-во РАГС, 2008.
15. Игнатов, В. Г. Государственная и муниципальная служба России. История и современность / В.Г. Игнатов. - М.: Феникс, МарТ, 2010. - 400 c.
16. Кабашов, С.Ю. Государственная служба Российской Федерации. Гриф УМО ВУЗов России / С.Ю. Кабашов. - М.: Флинта, 2010. - 389 c.
17. Кабашов, Сергей Юрьевич Государственная служба: основные этапы развития как науки и профессии от Древнего мира до начала XX века. Учебное пособие. Гриф УМО вузов России / Кабашов Сергей Юрьевич. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 912 c.
18. Кардашевский, Владимир Государственная служба в современной России / Владимир Кардашевский. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 432 c.
19. Кирпатенко В.В. Особенности правового регулирования труда и социальной защиты государственных служащих: вопросы теории и практики: Дисс. … кандидата юридических наук. М.: МГИУ., 2005. С. 26.
20. Хорошилова Д.В. Диссертационная работа на тему «Совершенствование инструментов взаимодействия государственных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов управления в области кадровой политики». – Красноярск, 2012.
21. Полтайко С. В. Публичные ценности и система государственного управления в России. – СПб., 2013. – 384 c.