Фрагмент для ознакомления
2
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в виртуальном (дистанционном) формате, с применением online-технологий: Google форм, для размещения текста методик, а также, формирования бланков ответов и хранения результатов; виртуальной платформы конференц-связи Zoom, для реализации собеседования с респондентами, информирования их об исследовании и правилах пользования Google формами, а также, формирования перечня социально-демографических характеристик; виртуальной системы мгновенного обмена сообщениями (мессенджеры), для распространения сообщения о возможности участия в исследовании в дистанционной форме.
Эмпирическое исследование проводилось в соответствии со следующими этапами:
Первый этап заключался в отборе методик, соответствующих направлениям реализации задач исследования.
Вторым этапом исследования стала подготовка стимульного материала и бланков для ответов, а именно – их преобразование в виртуальную форму, формулирование инструкций по их заполнению для предполагаемой выборки респондентов, а также, вовлечение респондентов в участие в исследовании, путем распространения сообщений о возможности участия в системах мгновенного обмена сообщениями (мессенджерах), и, реализация индивидуальных встреч с лицами, изъявившими желание об участии в исследовании, в виртуальном формате, с разъяснением им правил участия в исследовании, механизма сохранения конфиденциальности предоставленных данных, созданием доверительной атмосферы при индивидуальной беседе, с целью стимулирования мотивации к участию в исследовании.
Третий этап заключался в предоставлении респондентам ссылки на опросники и проверке фиксации результатов их заполнения.
Четвертым этапом исследования являлась обработка, анализ и интерпретация полученных результатов.
Пятый этап заключался в разработке рекомендаций по профилактике агрессии у юношей и девушек.
Процедура проведения исследования:
Перед началом исследования, каждый респондент участвовал в индивидуальной беседе с исследователем, организованной с целью установления двусторонней коммуникации между исследователем и респондентом, способствующей организации продуктивной и доверительной атмосферы для будущего эмпирического исследования. В ходе беседы, исследователь получал от респондента вербальное выражение личного согласия последнего на участие в исследовании, а также, подтверждение того, что респондент в полной мере ознакомился с порядком заполнения виртуальных бланков методик и в полном объеме осознает процедуру хранения персональной информации, предоставленной в исследовании. Были получены разрешения родителей на проведение диагностики. Также, каждому респонденту разъяснялись положения о конфиденциальности предоставляемых сведений и ответов. Каждый респондент был оповещен о наличии возможности получения бесплатной консультации по собственным результатам исследования, с целью их разъяснения.
В соответствии с темой данной научной работы, а также, ее целью и установленными задачами, в эмпирическом исследовании использовались следующие методики:
1. «Опросник исследования уровня агрессивности» (А. Басс, А. Дарки);
2. Опросник «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев);
3. «Тест социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд в адаптации Т.В. Снегиревой и А.М. Прихожан).
«Опросник исследования уровня агрессивности» (А. Басс, А. Дарки).
Данная методика была разработана А. Бассом и А. Дарки для диагностики агрессивного и враждебного поведения личности. Ученые выделили 8 типов агрессивно-враждебных реакций, которые легли в основу дифференциации результатов исследования на шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
Опросник состоит из 75 утверждений. Первичные баллы респондентов по указанной методике представлены в Приложении 1.
Опросник «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).
Данная методика была разработана как проверочная для методик А. Басса и А. Дарки и применяется для выявления типа агрессивного поведения, который проявляет личность. В данной методике представлено меньше шкал, чем в подобной, в частности: склонность к вербальной агрессии (прямой и косвенной), склонность к физической агрессии (прямой и косвенной), уровень несдержанности.
Опросник состоит из 40 утверждений. Первичные баллы респондентов по указанной методике представлены в Приложении 2.
«Тест социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд в адаптации Т.В. Снегиревой и А.М. Прихожан).
Данная методика разработана для определения уровня социально-психологической адаптированности личности. Адаптированность определена в 36 критериях, дезадаптация личности – в 37, остальные 28 являются нейтральными.
В методике выделяется 5 интегральных шкал, в частности: адаптация, принятие других, самовосприятие, эмоциональная комфортность, стремление к доминированию.
Опросник состоит из 101 утверждения. Первичные баллы респондентов по указанной методике представлены в Приложении 3.
Для обработки результатов исследования использовались статистические методы, а именно – критерий T Стьюдента.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агрессия и автономия в подростковом возрасте / К. Д. Хломов, А. А. Бочавер, М. С. Фоменко [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2022. – Т. 27, № 3. – С. 117-128. – DOI 10.17759/pse.2022270309. – EDN VOAQOG.
2. Агрессия у детей и подростков : учебное пособие / [Г. Э. Бреслав и др.] ; под ред. Н. М. Платоновой. - Санкт-Петербург : Речь, 2006 (СПб. : Типография "Наука"). - 334, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Психологический практикум).; ISBN 5-9268-0290-3.
3. Аринин, А. Н. Связь семейного воспитания с агрессией подростков / А. Н. Аринин, Л. А. Александрова // Общество, педагогика, психология: теория и практика : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 28 мая 2021 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. – С. 355-363. – EDN VCMOCR.
4. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.; 26 см. - (Большая психологическая энциклопедия).; ISBN 978-5-17-055693-9.
5. Бэрон, Р., Ричардсон Д. Агрессия. 2-е изд. - СПб: Питер, 2014. - 416 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»). ISBN 978-5-496-00994-2.
6. Возисова, Ю. В. Психологические причины и особенности агрессивного поведения у обучающихся подросткового возраста / Ю. В. Возисова // Школа молодых новаторов : сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых, Курск, 13 июня 2023 года / Северо-Кавказский федеральный университет, Пятигорский институт. Том 1. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2023. – С. 282-285. – EDN WKEZWZ.
7. Вольф, А. В. Семейные факторы детской агрессии / А. В. Вольф // Актуальные проблемы общего (дошкольного и начального) и специального образования: теория и практика : Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Омск, 26 мая 2021 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", 2021. – С. 70-73. – EDN WUWWYY.
8. Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с. ISBN 978-5-9313-4391-4.
9. Гренадерова, Л. В. Пассивная агрессия как следствие фрустрации у подростков / Л. В. Гренадерова, А. П. Разувай, С. В. Черняева // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 20 сентября 2022 года / Гл. редактор Ж.В. Мурзина. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 191-192. – EDN URBCXJ.
10. Гулевич, О. А. Социальная психология : учебник и практикум для вузов / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 424 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-05490-3. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/511053.
11. Ильницкая, В. Г. Роль семьи в появлении агрессии у ребенка / В. Г. Ильницкая, Т. В. Красникова // Дни науки крымского федерального университета им. В.И. Вернадского : сборник трудов IV Научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых, Симферополь, 10–17 октября 2018 года / Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2018. – С. 101-104. – EDN POZTJR.
12. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология : конспект лекций / Е. Н. Каменская. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 251 с. : ил., табл.; 20 см. - (Зачет и экзамен).; ISBN 978-5-222-14628-6.
13. Козлова, Е. А. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков / Е. А. Козлова // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации, Барнаул, 21–22 апреля 2021 года. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2021. – С. 326-330. – EDN YUCLRU.
14. Колесникова, П. В. Диагностика агрессии у подростков: сознание и бессознательное / П. В. Колесникова, Н. Л. Нагибина // Человек. Искусство. Вселенная. – 2020. – № 1. – С. 195-206. – EDN LAALOK.
15. Короткова, Е.С. Коррекция агрессивного поведения девиантных подростков : специальность 44.04.02 "Психолого-педагогическое образование" : магистерская диссертация / Короткова Елена Сергеевна; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2018. - 119 с. - Библиогр.: с. 75-80.- Текст : непосредственный.
16. Крайг, Г. Психология развития [Текст] : [учебное пособие] / Грейс Крайг, Дон Бокум ; науч. ред. пер. на рус. яз. Т. В. Прохоренко ; [перевели с англ. А. Маслов и др.]. - 9-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2019. - 940с. : ил., табл.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-4461-1013-1.
17. Кузьминский, Е. Г. Исследование эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в неполных семьях / Е. Г. Кузьминский, Д. А. Редков, П. А. Побокин // Ярославский психологический вестник. – 2020. – № 2(47). – С. 22-24. – EDN ZMGUXQ.
18. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2018. -464с. ISBN 5-89144-162-4.
19. Ларионов, П. М. Социально-психологические факторы, провоцирующие агрессию у подростков / П. М. Ларионов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2020. – № 3. – С. 74-91. – EDN XMLOHQ.
20. Ляпунова, Н. Н. Социально-психологический тренинг как одно из средств формирования жизнестойкости у подростков с проблемами социальной адаптации / Н. Н. Ляпунова // Научный альманах. – 2022. – № 6-1(92). – С. 124-128. – EDN QEEOJA.
21. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Дэвид Майерс ; [пер. с англ. З. Замчук]. - 7-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2022. - 800с. : ил., табл.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-4461-1570-9.
22. Медико-социальные аспекты девиантного и агрессивного поведения подростков / Л. К. Хромова, К. Г. Гуревич, Б. Д. Цыганков, Д. А. Пустовалов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11, № 4-1. – С. 394-409. – DOI 10.34670/AR.2022.33.95.032. – EDN LNVEKN.
23. Мельникова, Н. А. Социальная психология : конспект лекций / Н. А. Мельникова. - Москва : Эксмо, 2008. - 159 с.; 20 см. - (Экзамен в кармане).; ISBN 978-5-699-25579-5.
24. Миргалиева, Л. С. Взаимосвязь агрессивности и социально-психологической адаптации у подростков / Л. С. Миргалиева, Ф. К. Нуриманова // Человек в условиях социальных изменений : Материалы международной научно-практической конференции, Уфа, 18 апреля 2023 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2023. – С. 460-464. – EDN QSNMTW.
25. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития и бытия личности. В 2 т. Т. 1 : учебник для студентов ВУЗов / В. С. Мухина. - 18-е изд., перераб. и доп. - Москва : Наука, 2022. - 671 с. - ISBN 978-5-02-040903-3.
26. Небогатых, Н. М. Опыт выявления агрессивных тенденций среди подростков / Н. М. Небогатых // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности в образовании : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 08 февраля 2022 года. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2022. – С. 156-159. – EDN OXWKNZ.
27. Перевозкина, Ю. М. Экспресс-диагностика агрессии в подростковом возрасте: разработка и первичная психометрическая проверка / Ю. М. Перевозкина, А. Н. Помагаева // СМАЛЬТА. – 2019. – № 4. – С. 44-50. – EDN IVVRUI.
28. Пономарева, М. А. Особенности коррекции агрессии у подростков / М. А. Пономарева // Молодёжь третьего тысячелетия : Сборник научных статей XLV региональной студенческой научно-практической конференции, Омск, 05–25 апреля 2021 года / Отв. редактор П.В. Прудников. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2021. – С. 153-159. – EDN KOUAVO.
29. Рогова, Е. Е. Особенности проявления агрессии у подростков с разным уровнем самооценки / Е. Е. Рогова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 12(190). – С. 360-363. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p360-363. – EDN JIEWSR.
30. Сенина, Е. Е. Роль семейного воспитания в профилактике агрессивного поведения подростков / Е. Е. Сенина, И. Л. Федотенко // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Орехово-Зуево, 19 мая 2022 года. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2022. – С. 669-672. – EDN XPLQZY.
31. Сергеева, О. И. Взаимосвязь агрессивного поведения и социализации у подростков / О. И. Сергеева // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и их наставников, Тверь, 25–26 апреля 2023 года / Под редакцией И.А. Бариляк., Е.С. Ребриловой, П.А. Ярилиной. – Тверь: Тверской государственный университет, 2023. – С. 82-88. – EDN TJDHOT.
32. Сигачева, Н.П. Агрессивное поведение подростков: диагностика и коррекция // Форум молодых ученых. 2018. №12-3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-podrostkov-diagnostika-i-korrektsiya.
33. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Сорокоумова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 227 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04323-5. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/514587.
34. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 201 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-00141-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/510444.
35. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия «Мастера психологии»). - 5-е междунар. изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 1410с. ISBN 978-5-496-01143-3.
36. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 457 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-11341-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/510723.
37. Шарова, М. А. Вербальная агрессия: понятие, виды и методы профилактики / М. А. Шарова // МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ РОССИИ : сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции в 2 частях, Пенза, 07 июня 2021 года. Том Часть 1. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 144-148. – EDN VLIIZU.
38. Юрлова, Н. В. Особенности проявления агрессивности у старших подростков / Н. В. Юрлова // Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 15–16 февраля 2018 года / отв. ред. Ю. В. Скоробогатова. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет", 2018. – С. 156-159. – EDN YVLEBF.
39. Юрова, Ю. В. Влияние семейного воспитания на уровень агрессии подростка / Ю. В. Юрова // Социальные отношения. – 2021. – № 4(39). – С. 95-100. – EDN BOHJMI.