Фрагмент для ознакомления
2
Для работы по созданию коллектива очень важно иметь правильное представление о том, что следует понимать под термином «коллектив» и какой коллективявляется фактором развития и образования учащихся.
Коллектив (лат. collectvus -совокупность) представляет собой социальную общность людей, объединенных на основе социально значимых коллективных и индивидуальных целей, интересов и общения.
Основываясь на анализе своего опыта, А.С. Макаренко определил, что коллектив - это группа детей, объединенных общими социально значимыми целями и совместной деятельностью, организованной для достижения этих целей. Благодаря единству целей и видов деятельности члены команды вступают в определенные ответственные зависимости, лидерству и принадлежности, безусловному равенству всех членов и их равной ответственности перед командой. Каждая команда имеет свою собственную организацию управления и является частью более общей команды, связанной с ней единством организации. Таким образом, к основным характеристикам команды относятся:
наличие основных социальных целей;
их последовательное развитие как условия и механизмы непрерывного прогресса;
систематически вовлекать студентов в различные общественные мероприятия;
правильно организовать совместную деятельность;
систематическая и практическая связь между детским коллективом и обществом;
наличие позитивных традиций и захватывающих перспектив;
атмосфера взаимопомощи, доверия и строгости;
продвинутая критика и самокритика;
сознательная дисциплина.
Коллектив выполняет три образовательные функции:
организация – дети коллективно становятся объектом управления своей общественно полезной деятельностью;
образование – дети коллективно становятся носителями и пропагандистами определенных идеологических и моральных убеждений;
стимулирование – коллектив помогает формировать моральные стимулы для всех видов деятельности, которые полезны обществу, и регулирует поведение своих членов и их взаимоотношения.
Совместные мероприятия играют особую роль в развитии команды. Это определяет, во-первых, необходимость участия всех учащихся в разнообразных, социально и нравственно значимых коллективных мероприятиях, а во-вторых, необходимость организации и стимулирования с целью объединения учащихся и сплочения их в здоровую личность. Поэтому образование школьников и другие виды разнообразной деятельности являются это самое важное средство формирования команды. Деятельность студентов должна основываться на соблюдении определенных условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация захватывающих перспектив, а также создание и приумножение позитивных традиций коллективной жизни.
Формирование запросов тесно связано с подготовкой и физическими упражнениями учащихся. При реализации необходимо учитывать эмоции учащихся и общественное мнение коллектива и полагаться на них. Очень важно, чтобы требования преподавателей поддерживались если не всеми, то большинством людей. Актив может достичь такого состояния, вот почему так важен его рост.
Общественное мнение в коллективе – это общая оценка студентами различных явлений и фактов коллективной жизни. Природа и содержание общественного мнения, а также его зрелость могут быть раскрыты только путем наблюдения за учениками в реальных жизненных условиях или создания условий для свободного выбора. Принято выделять два основных способа формирования общественного мнения в команде: организация практической деятельности; организация и объяснение деятельности в форме диалогов, встреч, сходок и т.д. если организовывать содержательные занятия для детей при активном участии каждого, они не только испытают радость успеха, но и научатся критиковать недостатки и усердно работать над их преодолением. В случае принципиальных и здоровых отношений между учениками любое влияние на команду отразится на ее членах. Напротив, влияние на одного студента будет восприниматься другими как привлекательное для них.
Желание организовать студентов, чтобы у них было будущее, очень важно для развития команды. А. С. Макаренко разработал «метод коллективного движения». Если развитие и укрепление команды в значительной степени зависит от содержания и динамики ее деятельности, то она должна продолжать двигаться вперед и достигать все больших успехов. Прекращение развития коллектива ведет к его ослаблению и роспуску.
Воспитание правовой культуры является обязательной частью национальной политики по ратификации Конвенции о правах ребенка. Однако применительно к дошкольникам эта задача иногда понимается непростительно примитивно: мол, дети будут смотреть картинки, читать стишки–все будет хорошо, правильно. Правовая культура детей не исходит из картин и инсценировок, основанных на конвенции. Первым необходимым компонентом ее обеспечения является правовая культура взрослых и соответствующее им поведение[7, с. 28].
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации / Г.А. Аванесова. - М: Аспект-пресс, 2006. - 236 с.
2. Ануфриева, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриева. - Изд. 3-е. - М.: «Ось- 89», 2000. - 86 с.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - Изд. 2-е - М.: Академический Проект; Культура, 2005. - 240 с.
4. Буйлова, Л.Н. Об особенностях формирования содержания дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Вестник образования. .Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик, В. . Воловик. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. - 240 с.
5. Гимазетдинова, О.В. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: теория, методика и организации культурно-просветительской деятельности / О.В. Гимазетдинова, В.К. Крючек. - Волгоград: ВолГУ, 2003. - 217 с.
6. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. - 284с.
7. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка: сб. ст. / ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования»; под ред. Н.Г. Кобраева. - Минск: МОИРО, 2010. - 50 с.
8. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Ерошенков. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 221 с.
9. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
10. Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников: учеб.-метод. пособие / М.Б. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 144 с.
11. Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13
12. Кузнецова, Т. М. Содержание дополнительного образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Т.М. Кузнецова.
13. Леванова, Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Е.А. Леванова, А.Г. Волошина. - СПб: Питер, 2012.-208 c.
14. Малахова, А.Н. Небесное путешествие. Программа игротерапии для дошкольников / А.Н. Малахова. - М.: «Сфера», 2008. - 90 с.
15. Мойсейчук, С.Б. Специфика семейного воспитания детей с особенностями психофизического развития. Семья и женщина в современном мире: социальные и культурные аспекты: мат. межд. науч. конф., г. Минск, 2 февраля 2012 г. / науч. ред. совет: А.А. Лазаревич, Хасанзаде Седиге [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Пос-во Исламской Респ. Иран в Респ. Беларусь. - Минск: Право и экономика, 2012. - 491 с.
16. Мудрик, А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
17. Мухина B.C. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. B.C. Мухина, A.A. Хвостов. 7е изд. перераб. М., 2008. - 367 с
18. Попова В.Ф. Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста / В. Ф. Попова, Е. Г. Ищук, Е. Ю. Белоусова // Молодой ученый. 2014. No11. С. 402-404.
19. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М.Права ребенка (семейные проекты) «Ребенок в детском саду». No3. 2008 С.39-45.
20. Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. 228 с.
21. Худойкина Т.В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. 2015. No 11 (56). C. 206-208.
22. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 546 с.