Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы учёта возрастных кризисов у детей дошкольного возраста в развивающей деятельности
Дошкольный возраст является одним из самых значимых периодов в жизни ребёнка, когда происходит активное формирование личностных, когнитивных и эмоциональных уровней развития. Данный возрастной этап характеризуется не только интенсивным ростом и развитием, но и рядом специфических кризисных моментов, отслеживание и грамотная коррекция которых способны существенно повлиять на дальнейшее развитие ребёнка.
Проблема возрастных кризисов у детей дошкольного возраста является важной и актуальной, так как своевременное выявление и корректное реагирование на эти кризисы - это залог не только гармоничного психофизического состояния детей, но и успехов в процессе их обучения и социализации. Кризисы данного возраста, например кризис трёх лет, характеризуются значительными изменениями в поведении детей: возникают капризы, настойчивость в требованиях и повышенная эмоциональность. Таким образом, понимание и учёт этих периодов чрезвычайно важны для педагогов и воспитателей, занимающихся развивающей деятельностью с дошкольниками.
Развивающая деятельность в дошкольный период направлена на всестороннее развитие ребёнка: физическое, интеллектуальное, эмоциональное и социальное. Успешность и эффективность этой деятельности напрямую зависит от учёта возрастных особенностей и кризисов, которые переживает ребёнок в данный период. Игнорирование этих кризисов может привести к раздражительности, повышенной тревожности и снижению мотивации к обучению.
В условиях современных образовательных учреждений понимание и учёт возрастных кризисов также позволяют создавать комфортные и поддерживающие образовательные среды, где ребёнок чувствует себя защищённым и понятным. В свою очередь, это способствует не только его успешной адаптации в образовательной среде, но и развитию важных навыков, таких как саморегуляция, коммуникация и сотрудничество.
Кроме того, исследование и учет возрастных кризисов важен и для родителей. Вовлечённость семьи в образовательный процесс, осознание кризисных периодов и их значимости способствуют созданию благоприятного климата дома, что положительно сказывается на общем развитии ребёнка. Сотрудничество педагогов и родителей в данном направлении может значительно облегчить преодоление кризисных моментов и создать прочную основу для дальнейшего развития ребёнка.
Таким образом, учёт возрастных кризисов у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач в развивающей деятельности. Адекватное понимание и корректное реагирование на кризисные периоды способствуют гармоничному развитию ребёнка, успешной социализации и эффективности образовательного процесса. Важно учитывать эти аспекты как в планировании и создании образовательных программ, так и в повседневной практике педагогов и воспитателей.
Теоретическая значимость работы. Проблемы кризисов широко разрабатывались российскими и отечественными психологами: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Бенедиктов Б.А. и др.; а также зарубежными авторами: Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. Колберг и др.
Цель работы – исследовать учёт возрастных кризисов у детей дошкольного возраста в развивающей деятельности.
Задачи исследования:
-рассмотреть проблемы возрастных кризисов;
-описать психологические особенности дошкольного возраста;
-разобрать организацию эмпирического исследования;
-выполнить анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования;
-предложить пути совершенствования преодоления возрастных кризисов у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: дошкольный возраст.
Предмет исследования: особенности возрастных кризисов.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: опрос, наблюдение, методы диагностического исследования (методика «Лесенка» Щур В.Г. и методика «Экспресс-диагностика познавательных способностей»); математическая обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в углубленном изучении психологических кризисов дошкольного возраста. Практическая значимость исследования состоит в изучении самооценки современных дошкольников и ее влиянии на их психологические способности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты возрастных кризисов у детей дошкольного возраста
1.1. Проблема возрастных кризисов
На сегодняшний день в психологии нет единодушного мнения относительно возрастных кризисов, их роли и значимости в развитии личности. Ученые придерживаются различных точек зрения: одни полагают, что развитие человека идет гармонично и кризисы возникают вследствие неправильного воспитания, в то время как другие считают, что возрастные кризисы – естественное явление, отсутствие которых может остановить дальнейшее развитие человека.
Термин "возрастной кризис" в литературе не имеет четкого определенного толкования. Чтобы глубже понять это понятие, мы рассмотрим термины «кризис» и «возрастной кризис».
Согласно Толковому словарю Д.Н. Ушакова, «кризис» – это внезапное изменение, кардинальный перелом [10].
В словаре В.И. Даля кризис описывается как «перелом, переворот, решающий момент переходного состояния». Итак, кризис представляет собой резкое изменение и качественное преобразование, связанное с переходным состоянием.
В книге «Коррекционная педагогика и специальная психология» Н.В. Новоторцева трактует «возрастной кризис» как временное нарушение ранее устойчивого функционирования организма и личности, свидетельствующее о переходе к новой возрастной стадии [8].
Автор отмечает, что кризис затрагивает все уровни организации личности: переход психофизиологических систем на новый уровень, изменения в межличностных отношениях, развитие новых видов деятельности и появление нового уровня мышления.
В «Словаре практического психолога» С.Ю. Головина «возрастной кризис» – это специализированные, относительно короткие (около одного года) периоды онтогенеза, сопровождающиеся резкими психологическими изменениями. Эти периоды относятся к стандартным процессам, необходимым для нормального ускоренного развития личности и могут возникнуть при переходе от одного возрастного этапа к следующему, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере социальной активности и сознания [4].
К.Н. Поливанова определяет возрастной кризис как трансформацию социальной ситуации развития, при которой прежнее социальное положение рушится и создается новое. Психологическое содержание возрастного кризиса заключается в субъективации новых достижений стабильного периода, то есть превращении этих достижений в личностные способности индивида [19].
На основе вышеизложенного, в данной работе под «возрастным кризисом» мы понимаем особое, относительно кратковременное состояние, необходимое для нормального и поступательного развития личности, характеризуемое нарушением ранее устойчивого функционирования организма и личности и сопровождающееся значительными психологическими изменениями на различных уровнях личности.
Для определения структуры возрастного кризиса необходимо сначала разъяснить термин «структура». В данном исследовании мы воспринимаем структуру как «совокупность стабильных отношений объекта, обеспечивающих его целостность и идентичность, что позволяет сохранять основные свойства при различных внешних и внутренних изменениях».
Исследования предшественников и современных ученых позволили выделить структуру возрастного кризиса:
-предкритический этап (осознание идеальных форм следующих возрастных периодов);
-критический этап (мифологизация новых идеальных форм, конфликт между желаемым и возможным, отражение внутреннего ограничителя требуемого взрослого периода);
-посткритический этап (дифференциация отношения к собственной личности, формирование мотивации для дальнейшего возрастного развития).
Особенность кризисов, возникающих в течение жизни человека, заключается в стабильных периодах их прохождения и отличается характером изменений в психике, а также особенностями возникновения новообразований [14].
Возрастной кризис ведет к смене ведущей деятельности, так как реализация предыдущей ведущей деятельности усложняется в новых возрастных условиях, что приводит к значительным изменениям в поведении.
Многое в возрастных кризисах зависит от индивидуальных характеристик. По словам Л.С. Выготского, форма, продолжительность и интенсивность данных периодов зависят от индивидуальных особенностей, а также социальных и микросоциальных условий.
Исследователи выделили такие хронологические возрастные кризисы: кризис новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, пубертатный, семнадцати лет, тридцати лет, сорока лет, пенсионный и кризис смерти. Следует отметить, что концепции отдельных кризисных возрастов вводились в научный оборот эмпирическим путем и в случайном порядке.
В критические периоды развитие организма проявляется неравномерно и включает несколько одновременно происходящих процессов [1]:
накопительные процессы стабилизации - закрепление ранее приобретённых качеств организма, превращение их в более устойчивые и прочные;
критические процессы - резкие и быстрые изменения;
процессы формирования и зарождения новых элементов, которые становятся основой для будущей творческой активности человека.
Л. С. Выготский выделил несколько стадий кризиса, которые нашли свое отражение в научной литературе: предкритический этап (возникновение противоречий между объективными и субъективными аспектами социального развития); критическая фаза (усиление противоречий и их проявление); посткритический этап (преодоление противоречий через создание новой социальной ситуации развития, установление новой гармонии между её компонентами) [22].
Предкритическая фаза характеризуется осознанием человеком недостаточности его текущей картины мира, что может происходить вследствие появления идеи новой, более совершенной формы. Это открытие нового ведёт к ожиданию перемен в будущем. Затем наступает критическая фаза, которая включает три этапа.
Первый этап кризиса - это попытка воплотить общие идеи новой идеальной формы в реальных жизненных ситуациях. Специфика данного этапа связана с особенностями самой идеальной формы, которая не существует отдельно, а проявляется в различных культурных контекстах [12].
Второй этап, конфликт, является условием нормального развития в кризисе, позволяя людям ограничиваться своими собственными позициями. Положительной стороной этого этапа является то, что он раскрывает невозможность прямой реализации идеальной формы в реальной жизни. Конфликт создаёт условия для разграничения внешних и внутренних препятствий. В процессе конфликта выясняется, что часть ограничений связана с утратой актуальности табу, а другая часть - с недостатками самого человека. Кроме того, существуют препятствия для реализации идеальной формы. В этот момент возникает мотивация к новой деятельности и создаются условия для преодоления кризиса, обнаруживается новая «жизненная ценность».
Третий этап - это отражение собственных способностей и переход к новому росту.
Посткритический этап кризиса заканчивается созданием новой социальной ситуации развития. Завершается переход от реального к идеальному, от привычного к новому, принимаются новые формы передачи культурных ценностей [6].
Таким образом, возрастной кризис - это неизбежный переход на новую стадию развития, который наблюдается по завершении определённых этапов. Кризис имеет биологическую и социальную природу и сопровождается внутренними изменениями и личностным ростом. Возрастные кризисы структурированы на предкритическую, критическую и посткритическую фазы.
Возрастной кризис - это особое, относительно короткое состояние, необходимое для нормального и последовательного развития личности, которое связано с нарушением ранее устойчивого функционирования организма и личности, что приводит к значительным психологическим изменениям на всех уровнях личности [16].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова И.Ю. Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся //Лучшие страницы педагогической прессы – 2022. – № 2. - С. 1-9
2. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. - СПб.: Питер, 2021. - 304 с.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2022. – 304 с.
4. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. - М: «Ось-89, 2021. – 273 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2022. – 256 с.
6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: «Академия», 2022. – 476с.
7. Гришина С. М. От ситуации риска к ситуации успеха: тренинг как способ воспитания активной профессиональной позиции // Информ. бюл. Рос. библ. ассоциации. – 2023. – № 31. – С. 11
8. Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: время реформ // Вестн. практической психологии образования. – 2023 - №2 (3) -С.30-57
9. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2021. – 183с.
10. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. М.: Владос, 2021. – 328 с.
11. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей и отклонениями в развитии. / Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Академия, 2019. - 276с.
12. Немов Р.С. Психология. Учебник - М.: ВЛАДОС, 2020. – 640 с.
13. Обухова И.Г. Профилактика неуспеваемости. -М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2020. – 127с.
14. Психологическая диагностика / Под редакцией М. К. Акимовой. – СПб.: Питер, 2023. – 364с.
15. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 2022. – 362с.
16. Практическая психология образования: Учебник / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2020. – 437с.
17. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2021 – 265 с.
18. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2022. – 192 с.
19. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Академия, 2022. – 356с.
20. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2019. – 370с.
21. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – М.: Ижица, 2022. – 467с.
22. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2023. – 213с.