Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Государственный механизм, охватывающий все государственные институты, непосредственно воплощает государство и представляет собой его фактическое воплощенное воплощение. Есть государство снаружи, есть государство без государственного механизма, это невозможно. Концепция механизма государства характеризуется характерной особенностью, позволяющей ограничить ее как со стороны негосударственных структур, так и со стороны отдельных государственных институтов в политической системе общества.
Государственный механизм - это система государственных органов, основанная на единстве принципов их организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах. Механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей конкретные места, которые занимают в нем различные типы и группы государственных институтов, их отношения и взаимозависимости.
Существует тесная обратная связь между государственными механизмами и государственными функциями. Функции современного российского государства выполняются, получают реальное воплощение, с помощью государственных институтов, создавая тем самым единую и взаимосвязанную систему государственных институтов.
В то же время структура государственных институтов зависит от функционирования государства и непосредственно влияет на возникновение, развитие и содержание деятельности определенных государственных институтов.
Государственный механизм располагает необходимыми материальными средствами - так называемыми "материальными придатками" - для управления делами общества, влияния на сложные социальные процессы и сферы, обеспечения поставленных задач, выполнения соответствующих государственных функций, и от их деятельности зависят отдельные государственные институты, без которых государство не может.
Механизм современного российского государства - это система государственных институтов, которая на основе разделения властей внедрила единый, юридически закрепленный принцип, с необходимыми материальными придатками, на основе которых выполняются задачи и функции государства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что Российская Федерация является правовым государством, власть осуществляется через государственные органы, а конституционно-правовой статус государственных органов раскрывает основные характеристики и направленность деятельности вышеуказанных органов.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании механизма государственной власти и органов внутренних дел в его структуре.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы механизма (аппарата) государственной власти и органов внутренних дел в его структуре.
Целью исследования является анализ механизма государственной власти Российской Федерации и органов внутренних дел в его структуре.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть историю развития механизма государства;
2.раскрть механизм органа государственной власти и его признаки;
3.определить положение Президента РФ в системе механизма государства;
4.исследовать органы законодательной власти в системе механизма государства;
5.проанализировать органы исполнительной власти в системе механизма государства;
6.рассмотреть органы судебной власти в системе механизма государства;
7.определить положение органов внутренних дел по Краснодарскому краю в системе механизма государства;
8.раскрыть правовую активность сотрудников органов внутренних.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е., Нудненко Л.А., Хабриева Т.Я. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем развития механизма государственной власти.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании механизма государственной власти и его структуры.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1. Основные этапы становления и развития механизма государства
1.1 История развития механизма государства
Согласно Конституции 1918 года, делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики управлял Совет Народных Комиссаров. Совет Народных Комиссаров был ответственен перед Всероссийским Советским Съездом и Всероссийским Советским Центральным Исполнительным Комитетом.
Согласно Конституции 1918 года, местные органы власти следили за выполнением распоряжений высших органов власти, решали важные местные проблемы и проводили мероприятия в культурной и экономической сфере .
Когда началась гражданская война, Совет рабоче-крестьянской обороны стал верховным органом власти и централизации власти. Эта организация в первую очередь отвечала за военные вопросы и осуществляла руководство мобилизацией сил и средств для обороны советских республик.
С окончанием гражданской войны были заложены предпосылки для создания единого государства - СССР: в 1924 году была принята его конституция.
Согласно этому правовому акту, высшим органом власти являлся съезд СССР, который созывался ежегодно. Между съездом и парламентом власть осуществляет Центральный исполнительный комитет СССР.
Центральный исполнительный комитет Союза Советских Социалистических Республик обладает законодательной инициативой, а также регулирует деятельность, связанную с законодательством в СССР.
Союзный Совет состоит из 414 членов, избираемых Съездом СССР из числа союзных республик. В состав Этнического совета входят члены от союзных республик и социалистических автономных республик. Эти органы рассматривают нормативные правовые акты, направляемые органами власти.
В 1936 году была принята новая Конституция Союза Советских Социалистических Республик. Согласно этой конституции, Верховный Совет СССР стал высшим органом, осуществляющим законодательную власть. Верховный Совет СССР избирался сроком на четыре года .
В союзных республиках верховная власть осуществляется Верховным Советом республики, который также избирается на четырехлетний срок.
Согласно Конституции 1936 года, Совет Министров СССР является высшим органом исполнительной власти. В своей деятельности он ответственен и подотчетен Верховному Совету СССР.
Совет Министров СССР имеет право издавать постановления и распоряжения в сфере своей деятельности. На республиканском уровне административно-управленческую власть осуществлял Совет Министров союзных республик. В автономных советских республиках верховная власть принадлежала Верховному Совету АССР - единственному законодательному органу. Согласно Конституции 1936 года, на местном уровне появились выборные собрания депутатов трудящихся. Депутаты трудящихся, избранные на местном уровне, контролировали деятельность подчиненных им органов управления.
После окончания войны (1941-1945) Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик собрался в 1946 году и постановил, что народные комиссары будут называться министерствами, а Совет народных комиссаров - советом министров во главе с председателем.
С конца 40-х по 60-е годы 20-го века происходили изменения в государственном управлении, которое должно было быть реорганизовано по спокойным мотивам. Все чрезвычайные органы военного времени были упразднены.
Депутаты трудящихся должны были уделять полное внимание населению, а права местного экономического развития должны были быть расширены.
Федеральное республиканское правительство теперь могло самостоятельно определять нормирование промышленной продукции и утверждать производственные планы.
В 1957 году был создан Экономический комитет Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик - Совет Национальностей СССР, в целях дальнейшего совершенствования государственной экономической программы, полного учета потребностей федеративных республик и более правильного решения задач хозяйственного и социально-культурного строительства в соответствии с экономическими, этническими и другими особенностями каждой республики.
В 50-е годы 20 века количество центральных министерств было сокращено, а вместе с этим и их прерогативы. Страна была разделена на районы, внутри которых были созданы советы народного хозяйства для "руководства промышленностью и строительством".
В 1977 году была принята новая Конституция Союза Советских Социалистических Республик. Высшим органом власти стал Верховный Совет СССР. Принятие Конституции СССР, поправок к ней, присоединение новых республик к СССР, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей, утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчетов о его исполнении, формирование органов государственной власти СССР осуществляются исключительно Верховным Советом .
Верховный Совет имеет два равноправных съездных органа - Совет Союзов и Совет Национальностей, в которые входит равное число депутатов.
Высшим органом исполнительной власти является Совет Министров (Правительство) СССР. В союзных республиках высшим органом власти является Верховный Совет, который формирует Президиум Верховного Совета республик и избирает Совет Министров (Правительство союзных республик) .
В 1990-х годах Совет Министров СССР был преобразован в Совет Министров СССР, который находится в непосредственном подчинении Президента СССР. Деятельность Кабинета Министров регулировалась Законом "О Кабинете Министров СССР". В декабре 1993 года Верховный Совет был упразднен и заменен законодательным и представительным органом - Федеральным Собранием.
12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ, которая укрепила федеративное устройство страны, определила структуру власти и установила взаимоотношения между центральными и региональными органами власти РФ.
Сегодня в РФ четко закреплен принцип разделения властей: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ и судами РФ.
Подведем итог данного параграфа.
Механизм государства - это целостная, иерархически выстроенная структура органов государства, реализующих его функции и задачи. В различные эпохи общественного развития механизм государства имел различную структуру и функции. В процессе эволюционного развития система аппарата усложнялась, в нём создавались новые структуры и органы, менялась численность чиновников. Это обусловлено расширением сфер, требующих управления со стороны государства. Одна из основных закономерностей исторической эволюции государства состоит в том, что по мере движения цивилизации к прогрессу оно превращается из примитивного образования в политическую общественную систему, в которой активно функционирует весь комплекс государственных институтов.
Таким образом, с начала XX века по настоящее время Россия прошла путь от абсолютной монархии до демократического правового государства. В ходе этого процесса изменилась государственная власть, а вместе с ней и полномочия. Эта деятельность способствовала изменениям в жизни страны и обеспечила выполнение государством своих функций.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
4. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020
5. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301
6. Указ Президента РФ от 14.10.2012 № 1377 "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел РФ" // Собрание законодательства РФ, 22.10.2012, № 43, ст. 5808.
7. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих" (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) // Официальные документы в образовании", № 36, декабрь, 2011
8. Приказ МВД России от 19.12.2018 № 850 "Об организации защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России в связи с осуществлением ими служебной деятельности, деловой репутации подразделений системы МВД России" // СПС Консультант плюс
9. Приказ МВД России от 12.09.2013 № 707 (ред. от 01.12.2016)"Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел РФ"(Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 № 30957) // Российская газета, № 9, 17.01.2014.
Судебная практика:
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, 2005
Научная литература:
11. Воронов, А. М. Роль правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности при сопровождении массовых мероприятий / А. М. Воронов // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 6. – С. 36-39.
12. Гавриков, В. П. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 461 с.
13. Дисциплинарная ответственность: правовые механизмы обеспечения эффективности в системе государственной службы: монография / М.Б. Добробаба, М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов. – Москва: Норма, 2023. – 352 с.
14. Кожевников В.В. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. М: Проспект, 2021. 480 с.
15. Колоткина О.А., Морозова А.С., Ягофарова И.Д. Теория государства и права. М: Проспект, 2020. 536 с.
16. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 1. Государство. М: Проспект, 2021. 744 с.
17. Никодимов И.Ю., Ущаповская М.О., Мишагин О.А. Теория государства и права. М: Дашков и К, 2021. 274 с.
18. Правовое обеспечение реализации национальных проектов социально-экономического развития России до 2030 года: монография / отв. ред. В.Б. Ястребов. – Москва: Проспект, 2021. 308 с.
19. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. М: Проспект, 2021. 176 с.
20. Ромашов, Р. А. Теория государства и права : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. А. Ромашов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 478 с.
21. Современное юридическое образование: традиции и инновации Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА) . Москва : ИНФРА-М, 2023. 400 с.
22. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 582 с.
23. Эстамирова Л.П., Палагин Д.Н. Меры обеспечения собственной безопасности полиции: понятие, виды, сущность и содержание // Административное право и процесс. 2023. № 4. С. 34.