Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы особенностей восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста обуславливается множеством факторов, которые оказывают влияние на развитие ребёнка в этот критический период его жизни. Младший дошкольный возраст, охватывающий детей от 3 до 5 лет, является временем интенсивного развития базовых когнитивных, сенсорных и эмоциональных навыков. Восприятие цвета играет ключевую роль в этом процессе, влияя на многие аспекты психического и умственного развития ребёнка.
Одним из наиболее значимых аспектов является то, что понимание и различение цветов способствует развитию визуальной грамотности и когнитивных способностей. Дети начинают активно исследовать окружающий мир, и способность различать цвета помогает им в этом процессе, улучшая их внимание к деталям и расширяя кругозор. Цвета стимулируют зрительные рецепторы, что в свою очередь активизирует мозговую деятельность и способствует улучшению памяти, концентрации и аналитических навыков.
Кроме того, восприятие цвета тесно связано с эмоциональной сферой ребёнка. Каждый цвет может вызывать определённые эмоциональные реакции и ассоциации. Понимание влияния цветов на эмоциональное состояние ребёнка позволяет разработать более эффективные методы педагогического воздействия, создавая оптимальные условия для учебно-воспитательного процесса. Например, использование тёплых и ярких цветов в образовательной среде может способствовать созданию радостной и стимулирующей атмосферы, что в конечном итоге способствует лучшему усвоению материала и снижению уровня стресса.
Особенности восприятия цвета также могут быть использованы для поддержки творческого развития ребёнка. Умение различать и комбинировать цвета стимулирует развитие художественных навыков, поддерживает интерес к изобразительному искусству и способствует формированию эстетического вкуса. Исследования показывают, что дети, которые активно занимаются рисованием и другими видами художественной деятельности, демонстрируют лучшие результаты в развитии мелкой моторики и пространственного мышления.
Таким образом, изучение и учёт особенностей восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста имеет огромное значение для их полноценного развития. Это позволяет разработать более обоснованные и эффективные методики педагогики и воспитания, способствующие гармоничному развитию личности ребёнка и его интеграции в общество. Учитывая все эти факторы, становится очевидной необходимость дальнейшего изучения данной темы и внедрения полученных знаний в практическую деятельность образовательных и воспитательных учреждений.
Цель исследования – исследовать особенности восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста.
Задачи:
-рассмотреть понятие цветовосприятия в изобразительной деятельности;
-изучить особенности развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста;
-описать цель и методы исследования;
-проанализировать результаты опытной работы с младшими дошкольниками на занятиях в художественной студии «Акварелька».
Методы исследования: наблюдение; психодиагностические методы; экспериментальные методы; анализ продуктов деятельности, а именно рисунков, аппликаций созданные детьми.
Теоретическая основа работы. На сегодняшний день существует довольно много авторских программ по изобразительному творчеству для детей – это программы Б. М. Неменского, И. А. Лыковой, О. Г. Кузнецовой, О. М. Сахаровой, Н.В. Дубровской, Т. В. Шоптовой, Н.А. Зайцевой. Однако, несмотря на разностороннее рассмотрение проблемы развития художественного восприятия цвета и наличие различных методик обучения, вопросы, связанные с развитием цветовосприятия у детей дошкольного возраста, требуют дополнительного изучения.
Научная новизна исследования заключена в следующих аспектах:
Исследование предоставляет целостное понимание особенностей восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста, учитывая психологические, педагогические и физиологические аспекты.
В работе применяются новейшие методы и технологии, такие как компьютерные программы для диагностики цветового восприятия и интерактивные игровые платформы, что позволяет получить более точные и разнообразные данные.
Исследование рассматривает влияние культурных и социальных факторов на восприятие цвета у детей, что открывает новые горизонты в понимании межкультурных и социальных различий в этом вопросе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие цветовосприятия в изобразительной деятельности
Цветовосприятие в изобразительной деятельности – это явление, которое играет ключевую роль в том, как художники и зрители воспринимают и интерпретируют художественные произведения. Цвет является мощным инструментом, способным вызывать эмоции, передавать настроения и создавать впечатляющие визуальные эффекты. Понимание цветовосприятия требует знакомства с основами цветовой теории, восприятия цвета человеческим глазом, а также культурными и историческими контекстами, в которых используются те или иные цветовые палитры [15].
Цветовой круг – одно из важнейших понятий в изучении цветовосприятия. Он представляет собой упорядоченную схему цветов, показывающую отношения между основными, вторичными и третичными цветами. Основные цвета – красный, синий и желтый – не могут быть созданы путем смешивания других цветов. Вторичные цвета, такие как зеленый, фиолетовый и оранжевый, получаются при смешивании основных. Третичные цвета возникают при сочетании основных и вторичных цветов. Цветовой круг позволяет художникам понимать, как различные цвета взаимодействуют друг с другом и как можно создавать гармонию или контрасты в своих произведениях [1].
Важным аспектом цветовосприятия является также понимание теплых и холодных цветов. Теплые цвета, такие как красный, оранжевый и желтый, ассоциируются с солнцем и огнем, а потому создают ощущение тепла, энергии и активности. Холодные цвета, такие как синий, зеленый и фиолетовый, напоминают о воде и небе, вызывая чувства покоя и прохлады. Использование теплых и холодных цветов в композиции может значительно менять эмоциональный отклик зрителя на картину.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анурова Е.В. Развитие цветовосприятия младших школьников на основе произведений декоративно-прикладного искусства // Научные проблемы образования третьего тысячелетия. – Самара: ЦДК «F1», 2023. – С.24–29.
2.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. — М.: Новая Москва, 2020. – 156 с.
3. Бубнова М.В. Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности. - М.: Глобол, 2020. – 117 с.
4.Воробьева О.В. Развитие представлений о выразительности цвета в художественно-творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Научные исследования: от теории к практике. – 2020. – № 5 (6). – С. 104-106.
5. Игнатьев Е.И. Восприятие цвета у детей школьного возраста при обучении рисованию // Вопросы психологии. - 2021. - № 1. - С. 45-52.
6. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. Учебное пособие для вузов. - М.: ГРИФ, 2020. – 247 с.
7.Звягина, О. Н. Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (184). — С. 222-224.
8. Комарова Т. С, Размыслова А. В. Цветовосприятие в изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста. - М.: Педагогическое общество России, 2020. — 144 с.
9. Комарова Т. С. Техника рисования дошкольников и её интерпретация. — М.: Педагогическое общество России, 2019. – 176 с.
10. Комарова Т. С. Обучение изобразительной деятельности детей: Учеб. пособ. для учащихся пед. училищ. –М.: Просвещение, 2021. – 256 с.
11. Комарова Т. С. Как научить детей рисованию. – М.: АПН РСФСР, 2020. – 195с.
12.Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2019. – 144 с.
13.МироноваЛ.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - Мн.: Беларусь, 2022. – 247 с.
14.Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Наука, 2022. – 97 с.
15. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя. - М.: Просвящение, 2019. - 96 с.
16. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2023. – 182 с.
17. Флерина Е.А. Детское изобразительное творчество. - М.: Глобол, 2020. - 648 с.
18.Ческидова И. Б. Развитие чувства цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. – Екатеринбург, 2021. – 24 с.
19.Чичканова Т. А. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – № 4 (7). – С. 59–61.
20.Шауро Г.Ф. Народное искусство: историко -теоретические и социокультурные аспекты // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2022. - № 3-3. -С. 310-313.
21.Шурухина, А. И. Развитие у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности // Молодой ученый. — 2022. — № 5.6 (109.6). — С. 115-117.