Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Художественная литература - мощное действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее большое влияние на развитие и обогащение речи. Он обогащает эмоции, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
§1. Задачи развития речи дошкольника
Основная работа по развитию речи - это формирование устной речи и навыков устного общения с другими людьми на основе владения литературным языком своего народа. Развитие языка тесно связано с развитием мышления и составляет основу духовного, нравственного и эстетического воспитания. Проблемами речевого развития дошкольников занимались педагоги и психологи: Рубинштейн, Запорожец, Ушинский, Тихеева и др.
Теоретический подход к проблеме речевого развития основан на представлениях о закономерностях речевого развития дошкольников (сформулированных в работах психологов и лингвистов Леонтьева, Ушакова, Сохиной, Кониной (закономерности речевой деятельности)).
Основные направления, определяющие задачи речевого развития:
- Структурное - формирование фонетических, лексических и грамматических компонентов.
- Функциональное, или коммуникативное, - формирование навыков речевого общения (формы диалога и монолога).
- Когнитивное, то есть познавательное, - это формирование способностей к пониманию речевых и языковых явлений [12].
Задачи речевого развития:
1) воспитание звуковой культуры речи (развитие слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи - тембру, интонации, ударению и т.д.;
2) развитие словарного запаса (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);
3) формирование грамматической речи (синтаксические, морфологические стороны речи - способы словообразования);
4) развитие связной речи (центральная задача) - реализуется основная функция языка - коммуникативная (коммуникативная), формирование представлений о различных типах текста - описание, повествование, рассуждение;
5) подготовка к письму (акустический анализ слов, подготовка к письму);
6) знакомство с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, языка, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).
§2. Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Исследователи Круглов А.В. и Ушаков О.С. считают, что основная цель языкового образования - дать ребенку творчески овладеть нормами и правилами родного языка, гибко применять их в определенных ситуациях и овладеть базовыми коммуникативными навыками.
Алексеев М.М. и Яшин В.И. считают, что предметом изучения речевого развития дошкольников является процесс овладения родным языком, навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.
Авторы выделяют основные и прикладные задачи методологии как науки. К числу основных относятся:
1) изучение процессов, которыми учащиеся овладевают на своем родном языке, языке и речевом общении;
2) изучение закономерностей изучения родного языка;
3) определение принципов и методов обучения [18].
Основная задача методики заключается в разработке эффективных средств, методов и методик речевого развития на научно-педагогической основе и вооружении ими учителей, чтобы они могли наиболее успешно развивать необходимые речевые навыки и способности учащихся.
Выделяются следующие методические принципы речевого развития в дошкольных образовательных учреждениях:
1. принцип взаимосвязи между сенсорным, умственным и языковым развитием;
2. принцип коммуникативно-активного подхода к развитию речи;
3. принцип развития речевого чувства;
4. принцип формирования элементарного осознания языковых явлений;
5. принцип взаимосвязи работы над различными аспектами языка, развитие языка как целостного образования;
6. принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
7. принцип обеспечения активной языковой практики.
Эти принципы возникли не в одночасье, а были сформулированы и апробированы на протяжении нескольких столетий становления и развития педагогической мысли. Современные исследователи Б.М. Бим-Бад, Е.Д. Днепров, Р.Л. Доватор, В.И. Малинин, З.И. Рабкин и другие неоднократно отмечали в своих работах важность и необходимость изучения педагогического опыта прошлых веков, который является бесценным источником и помощником в решении современных педагогических задач.
В одной из работ Б.М. Бим-Бад справедливо отмечает, что дети усваивают представления о предметах из своего родного языка и способы их употребления. Много мыслей, чувств, образов. Подсознательно усваивая логику и философию языка, дети усваивают логические концепции и философские взгляды. В основном с помощью языка ребенок узнает структуру общества, в котором он родился, и свое место в этом обществе. Люди, объединенные одним родным языком, всегда будут иметь некоторые общие черты в отношении к миру, в понимании окружающего мира, в характере реакций на экологические события и в способах самовыражения.
Родной язык является одним из важнейших инструментов социализации во всех человеческих обществах и культурах. Язык и речь - это цементирующая основа для любой нации, они становятся средством воспитания. В книге "Развитие детской речи" Е.И. Тихеева излагает следующие положения:
1. Развитие речи происходит в процессе познания окружающего мира. Необходимо учитывать тесную связь между языком и мышлением. Язык развивается наглядно и эффективно, основываясь на сенсорных представлениях.
2. Речь развивается в социальной среде. Речевая культура ребенка связана с речевой культурой окружающих его людей.
3. Игра и труд создают условия для саморазвития в области языка. Автор также выделил основные задачи речевого развития детей:
- Развитие речевого аппарата, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха.
- Накопление речевого содержания.
- Работа над формой речи, ее структурой [21].
Методы и способы решения проблем, описанные Е.И. Тихеевой, остаются актуальными для современной педагогики. Современные психолого-педагогические исследования детской речи проводятся по трем направлениям:
1. Структурное направление - исследуются вопросы формирования различных структурных уровней языковой системы: фонетического, лексического и грамматического. Особенности овладения словарным запасом русского языка детьми в свое время изучали В.И. Логинова, Н.П. Савельева, Ю.С. Ляховский, В.И. Яшина, Е.М. Струнин, А.А. Самги и другие. Морфологические и синтаксические аспекты детской речи описаны в работах Ф.А. Сохина, А.А. Захаровой, М.С. Лаврика, Л.А. Калмыковой, вопросы словообразования были рассмотрены А.Г. Арушановой, Е.А. Федеравичене расследует. Фонетическая сторона детской речи была описана в трудах Г.М. Лямина, М.М. Алексеева, А.И. Максакова.
2. Функциональное направление (разработано в России в 60-70-е годы) – исследуется проблема формирования речевых навыков в коммуникативной функции. В работах Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой приведены критерии оценки связности речи, важнейшими из которых являются умение структурировать текст, использовать различного рода связи между высказываниями.
3. Когнитивное направление - исследуется проблема формирования элементарного осознания речевых и речевых явлений. Представителями этого направления являются С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин, Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова, Л.Е. Журова [7].
Во второй половине 20 века все три направления активно развивались, создавались вариативные программы, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников ("Радуга", "Детство" и другие). В 90-е годы традиционное фронтальное обучение с детьми подверглось критике. Методисты начали искать более современные методы развития речи. Современная дошкольная педагогика накопила серьезный багаж теоретических знаний, практического материала и экспериментальных данных (как зарубежных, так и отечественных исследователей), посвященных речевому развитию дошкольников.
§3. Художественная литература как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольников является развитие у ребенка речевых и коммуникативных навыков. Хорошо развитая речь - это не только умение владеть речью, но и умение грамотно составлять предложения, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, а также умение четко и правильно выражать свои мысли. Чтобы наиболее полно реализовать все эти навыки, ребенок должен овладеть связной речью, поскольку связная речь - это всеобъемлющее, законченное, структурированное, правильно оформленное и законченное высказывание.
Связная речь позволяет ребенку реализовать свой личностный потенциал как социальной личности, поскольку именно связный язык является основой коммуникативных навыков и взаимодействия в обществе. Хорошо развитая речь также является показателем здорового развития всех психических процессов человека. Поэтому вопросы развития речи у детей дошкольного возраста всегда стоят на первом месте, а перед воспитателями дошкольного учреждения стоит задача формирования у дошкольников связной речи, что, в свою очередь, означает способность воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания [3; 21].
Процесс развития человеческой речи очень сложен и многогранен. Начало этому процессу положено в раннем возрасте, а в старшем дошкольном возрасте он уже активно совершенствуется. Поэтому, чтобы успешно пройти этот этап, ребенку необходима помощь и поддержка взрослых, а также поддерживающие методы, одним из которых, на наш взгляд, являются художественные произведения.
Исходя из сложившейся ситуации, воспитатели старших дошкольных групп ДОУ должны уделять особое внимание роли художественной литературы в развитии связной речи у учащихся. Человеческая речь проявляется в различных формах, это устная, письменная, жестикулирующая и внутренняя. Однако в вербальном общении используется только устная и письменная речь. Эти две формы речи требуют сознательного отбора информации, подготовки и оценки языковых инструментов, используемых в ней. Речь ребенка - это один из способов познания окружающего мира. Таким образом, у детей появляется спонтанный стимул к изучению и овладению языком. Задача взрослых, которые окружают ребенка в этот период, - научить его грамотно говорить и составлять предложения.
§4. Особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах
Младшая дошкольная группа.
В соответствии с методическими требованиями, работа с текстом художественной литературыв этой возрастной группе предполагает:
- вызвать интерес к книгам и иллюстрациям;
- способность концентрироваться на тексте;
- понимание содержания текста и эмоциональная реакция на него;
- способность отвечать на вопросы [12; 22].
Педагог называет сам жанр произведения. Он рассказывает или читает, помогает вспомнить самые интересные места, помогает повторить характеристику персонажа, назвать повторяющиеся обороты.
В средней дошкольной группе наиболее важными материалами и задачами являются:
- различение на слух форм произведения (поэтических, прозаических...);
- выявление некоторых особенностей литературно-текстового языка;
- небольшой текстовый анализ в форме беседы (то есть развивать способность к размышлению, выражать свое отношение к персонажу, оценивать поступки, характеризовать моральные качества персонажей, использовать образные выражения в речи).
§5. Содержание работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Успех обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшей из них является задача развития связной речи у детей, которая признана современной дошкольной педагогикой и методами речевого развития как приоритетная.
В.И. Андреев считает, что педагогические условия - это обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного выбора, проектирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей. Воспроизведение художественных текстовых учебных материалов, адекватное восприятие, умение излагать свои рассуждения, давать развернутые ответы на вопросы - все эти и другие виды учебной деятельности требуют достаточного уровня развития коммуникативной, а именно коммуникативно-монологической речи [17; 21].
Эта задача является не только одной из наиболее значимых, но и сложной задачей в речевом развитии и воспитании дошкольников, требующей особого внимания. В психолого-педагогических исследованиях под связной речью понимается семантически расширенное высказывание, а именно набор логически объединенных пропозиций, обеспечивающих общение и взаимопонимание.
С.Л. Рубинштейн, в свою очередь, считал, что связность - это адекватность речевого оформления говорящего или пишущего с точки зрения слушателя или читателя. Проблему развития связной монологической речи изучали ученые из разных областей: педагогики (Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, Е.А. Флерин), психологии (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин), лингвистики (Л.Н. Гвоздев, Н.А. Пленкин). Тот же вопрос интересовал учителей начальных классов (И.П. Севбо, Т.А. Ладыженская, Г.В. Колшанский).
Это связано с тем, что большинство из них придерживаются следующей позиции: на момент поступления в школу не все дети могут научиться рассказывать, описывать предметы или явления и составлять связный текст. Поэтому следует отметить следующее: именно по тому, как дошкольник выстраивает свое высказывание, насколько ярко, образно и интересно он умеет рассказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого, умственного, эстетического и эмоционального развития и родного языка.
Развитие связной монологической речи детей определяется индивидуальными особенностями социально-личностного и психофизиологического развития, а также уникальностью и неповторимостью, проявляющимися в различных формах познания.
Ведущим средством речевого развития дошкольников, способствующим формированию навыка повествования и пересказа, являются различные виды искусства, в частности художественная литература.
Педагогическими условиями для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста были средства художественной литературы:
- русское народное творчество и творчество народов мира; произведения русской и зарубежной классической и современной литературы) - подборка детского круга чтения (произведения русского народного искусства и творческое творчество народов мира);
- развитие познавательного мотива (расширение смысловых полей старших дошкольников);
- формирование личностного и активного отношения к деятельности;
- введение художественной литературы в различные занятия детей старшего дошкольного возраста;
- овладение связным языком с помощью произведений искусства [14; 21].
Круг чтения для детей - это круг произведений, которые дети слушают, читают и воспринимают. В круг чтения для детей входят фольклор, книги для детей, детский труд, детские газеты и журналы, произведения молодых авторов. Как известно, каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения: детские стишки и четырехзначные числа в младшем дошкольном возрасте, сказки-романы в старшем дошкольном возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было установлено, что влияние художественной литературы на развитие связной речи, умственное и эстетическое развитие дошкольника хорошо известно. Художественная литература раскрывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка.