Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2 Экспериментальная работа по коррекции страхов у детей 6-7 лет средствами арт-терапии
2.1 Выявление уровней и содержания страхов у детей 6-7 лет
Задача констатирующего этапа экспериментального исследования заключалась в определении уровней и характера страхов у детей 6-7 лет. В эксперименте участвовали 20 детей данной возрастной группы, разделённые на две группы по 10 детей каждая: экспериментальную и контрольную. Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №69 "Мальвина".
Дети в обеих группах имеют примерно одинаковый возраст, варьируя от 6,1 до 7 лет. Однако, в экспериментальной группе преобладают дети в возрасте от 6,1 до 6,9 лет, в то время как в контрольной группе больше детей 6,8 и 6,9 лет. Это может оказать влияние на результаты исследования, так как возраст может влиять на способность детей к обучению и реакцию на проводимые эксперименты.
Исследование детских страхов — это сложный и многогранный процесс, который требует использования различных диагностических методик. В каждой из методик особое внимание уделяется определённым аспектам, благодаря которым удается получить наиболее полное и точное представление о характере и степени выраженности страхов у детей.
Методика «Сказка» Л. Дюсса и методика «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой позволяют выявить объекты, вызывающие страх у ребенка, через повествование или графическое выражение. Эти методы дают возможность анализировать страхи в контексте творческой деятельности, что способствует более глубокому пониманию внутреннего мира ребенка и его восприятия окружающей действительности.
Особенно важным является внимание к тем ответам, которые указывают на более серьезные страхи — страхи одиночества, неизвестных людей, потери близких. Эти ответы часто свидетельствуют о глубокой эмоциональной незащищенности ребенка. В таких случаях нужно не только создавать ощущение безопасности и стабильности, но и внимательно беседовать с ребенком, помогая ему выразить свои чувства и найти способы справиться с ними.
Стоит также уделить внимание невербальным сигналам ребенка: его мимике, жестам, тембру голоса и скорости ответов. Эти признаки могут раскрыть уровни напряжения и тревожности, которые ребенок возможно не выразил словесно. Порой невербальные подсказки дают психологу более полную картину, чем сам рассказ.
Рис. 1 Результаты диагностической методики 1 (%)
Результаты данного эксперимента демонстрируют удивительное сходство между экспериментальной и контрольной группами в распределении уровней страха. Независимо от присутствия какого-либо специального вмешательства, участники обеих групп показывают аналогичные показатели низкого, среднего и высокого уровня страха. Таким образом, 10% участников попадают в категорию низкого страха, 70% - среднего, и 20% - высокого.
Методика «Страхи в домиках», разработанная А.И. Захаровым и М.А. Панфиловой, представляет собой эффективный инструмент для анализа детских страхов. Ее уникальность заключается в простой и доступной для ребенка форме, что позволяет получить достоверные данные без создания стрессовой обстановки. Выполнение задания не только выявляет спектр и интенсивность страхов, но также помогает ребенку выразить и осознать свои чувства через творческую деятельность.
Использование «домиков» для классификации страхов способствует более глубокому пониманию внутреннего мира ребенка. Разделение на «страшные» и «нестрашные» дома помогает детям объективизировать свои страхи, что является первым шагом к их преодолению. Возможность «закрыть дом на замок» и «потерять ключ» работает как своеобразный ритуал, который психологически освобождает ребенка от негативных эмоций, создает ощущение завершенности и контроля над ситуацией.
Рис. 2 Результаты диагностической методики 2 (%)
Из проведенного эксперимента видно, что группа среднего уровня имеет наибольшее представительство как в экспериментальной, так и в контрольной группах, составляя 70% и 60% соответственно. Это может говорить о том, что у людей среднего уровня способностей чаще всего присутствует необходимый баланс между новизной и опытом, что может сказываться на их результативности в тестах.
Проективная методика «Мои страхи» А.И. Захарова оценивает степень выраженности индивидуальных страхов. Проективные методики являются мощным инструментом, так как они позволяют выявлять скрытые и неосознанные страхи, оказывая минимальное влияние на ответ ребенка и предоставляя точные и достоверные данные.
Исследование степени выраженности индивидуального страха у детей с использованием метода рисования позволяет получить ценные данные о внутреннем мире малышей. Рисунки, созданные ими, могут стать отражением их самых глубоких страхов и тревог, которые они не всегда могут выразить словами.
Анализируя то, что ребенок изобразил на бумаге, мы можем понять, какие именно аспекты его жизни вызывают у него наибольшее беспокойство. Цветовая гамма, яркость рисунков и другие характеристики могут дать нам подсказку о том, как сильно ребенок переживает определенные ситуации.
Рис. 3 Результаты диагностической методики 3 (%)
В данном эксперименте мы наблюдаем явное различие между экспериментальной и контрольной группами. Только в экспериментальной группе наблюдается высокая выраженность исследуемого явления, в то время как в контрольной группе никаких изменений не происходит. Это говорит о том, что экспериментальное воздействие имеет определенный эффект и способно вызвать значимые изменения.
Для определения преобладающей группы страхов используются опросники и методики диагностики детских страхов, разработанные А.И. Захаровым. Они систематизируют информацию, собираемую разными методами, и помогают классифицировать страхи по категориям, таким как социальные, природные или фантазийные страхи.
Рис. 4 Результаты диагностической методики 4 (%)