Фрагмент для ознакомления
2
Ученые отмечают, что термин «государство» не является синонимом к понятию «страна», как полагают многие обыватели . Разграничивая эти термины, следует указать, что страна – это всего лишь территория, которую объединяет общее культурное и национальное устройство, в то время как государство - это прежде всего форма организации власти.
Публичная политическая власть в таких ее формах как государственная власть и власть муниципальная, имеет тенденцию стать властью не народа, а органов, хотя формально юридически и образованными народом. Его видение публичной власти представляется наиболее привлекательным, отражающим всю ее сущность. Н.С Бондарь имеет схожую позицию относительно данной правовой категории. Так, ученый определяет публичную власть как политическую функцию по обеспечению нормальной жизнедеятельности общества, что объективируется посредством права в конструкции государственной и муниципальной власти. В.Е. Чиркин в своих научных работах указывает на невозможность тождества понятий «публичная власть» и «государственная власть», выделяя последнюю как высшую форму публичной власти. выделяет государственную власть как важную форму публичной власти . На основе изложенного можно сделать вывод, что публичная власть – фундамент жизнедеятельности общества и государства, требующая совершенствования каждой из ее форм, соединения задач в интересах народа России.
Значительные споры о важности и первостепенности как признака государства всегда возникали также и относительно территориального деления или же территории. В современной науке не существует единого видения признаков государства. Однако зачастую территория включается в данный список. Несмотря на то, что является несомненным тот факт, что государство как политическое явление отличается от других институтов политической системы именно своей территориальной организацией, тем не менее ученые имеют расхожие взгляды.
Следующим элементом, характеризующим и выражающим социальное назначение, является государственные функции. Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно они позволяют определить социальное назначение конкретного государства. Содержание функций показывает, какие направления государственной политики осуществляются и какие вопросы решаются, какие цели ставятся перед государственными органами.
Если говорить о внутренних функциях, то первой из них следует назвать охрану прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка. К внутренним функциям также относятся экономическая, социальная функция, функции налогообложения, экологическая и культурно-воспитательная.
Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Без надлежащего внимания внешним направлениям государство не сможет поддерживать свою независимость на международной арене. Наиважнейшей функцией признается функция обороны. Еще одна важная внешняя функция, по мнению ученых, является содействие по обеспечению международного мира. Функция сотрудничества с другими государствами выражается в установлении и развитии политических, экономических, культурных связей, создании гармоничных отношений с иными государствами и международными организациями. Данная функция направлена на интеграцию страны на международную арену.
Наиболее важным признаком государства представляется его суверенитет. Это понятие суверенитета относится к числу наиболее сложных и острых вопросов в юридической научной литературе. Суверенитет всегда затрагивает коренные интересы групп, партий, которые находятся у власти, а также в целом самые разнообразные стороны деятельности государства. Государственный суверенитет занимает значительное место во внутригосударственных отношениях. Его роль как признака государства доказывал С.А. Ященко. Он писал: «государство должно опираться на суверенную власть, т.к. правовым нормам нужна поддержка. Если же власть будет суверенной, то не может быть сомнений в ее правомерности». Несмотря на то что ученые разных отраслей юридических наук дают различные определения данному понятию, тем не менее все исследователи признают за ним ведущее место в системе признаков государства.
Рассмотрим основные тезисы ученых относительного данного признака. С.А. Котляровский утверждал, что «едва ли какой-нибудь раздел государственного права доставлял юристам так много хлопот, как понятие суверенитета» . Ж. Боден, французский политик и юрист, развивал мысль о тесной связи государства и суверенитета, полагая, что он возникает одновременно с началом становления государственности. Устанавливая его как отличительный признак государства, Боден наделяет суверенитет постоянством и абсолютностью. Голландский философ Г. Гроций видел в государстве общий субъект суверенитета. Взаимосвязь государства и суверенитета в своих трудах устанавливал и немецкий философ Гегель. Он полагал, что суверенитет базируется на государственных функциях и власти.
Следует отметить, что Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев, Ф. Ф. Кокошкин были сторонниками ограничения суверенной власти в государстве принципами права, что можно считать верным. Несмотря на то что суверенитет определяет верховенство власти, последняя всегда в своих проявлениях должна иметь границы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // Российская газета от 4 июля 2020 г. – № 144.
2. Абдуразаков К. Б. Анализ основных признаков современного светского государства / К. Б. Абдуразаков // Вестник Таджикского национального университета. – 2023. – № 12-1. – С. 164-172.
3. Алферова В. В. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации: виды, суть национальной безопасности // Современные научные исследования: исторический опыт и инновации : Сборник материалов XVIII Международной (политематической) научно-практической конференции, Краснодар, 10–11 февраля 2022 года. – Краснодар: Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), 2022. – С. 223-230.
4. Бакарджиев Я. В. Теория государства и права в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Я. В. Бакарджиев, Р. А. Ромашов, В. А. Рыбаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 195 с.
5. Балаева Д. Б. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации в свете Стратегии национальной безопасности // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 11(174). – С. 298-299.
6. Бялт В. С. Теория государства и права : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 120 с.
7. Гавриков В. П. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 461 с.
8. Груммет А. Е. Правовое государство / А. Е. Груммет, М. А. Любицкий // Интеллектуальный потенциал XXI века инновационной России : Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции студентов , Мценск, 26 мая 2023 года. – Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2024. – С. 111-114.
9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник / С.А. Комаров. – 8-е изд. – СПб.: Издательство Юридического института, 2024. – 358 с.
10. Лазарев В. В. Теория государства и права : учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 521 с.
11. Основы государства и права : учебное пособие для вузов / С. А. Комаров [и др.] ; под общей редакцией С. А. Комарова. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 660 с.
12. Пиголкин А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 516 с.
13. Правовое обеспечение национальной безопасности : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Туганова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 180 с.
14. Праздников Д. А. Природа и виды иммунитета государства / Д. А. Праздников, Е. П. Котельникова // Моя профессиональная карьера. – 2024. – Т. 3, № 60. – С. 35-41.
15. Протасов В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Протасов. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 368 с.
16. Романенко Н. Д. Понятие государства / Н. Д. Романенко // Студенческий. – 2023. – № 21-8(233). – С. 27-28.
17. Сорокин В.В. Позитивистский подход к правопониманию: опыт, перспективы / В.В. Сорокин // Юридическое образование и наука. – 2021. – № 4. – С. 54-57.
18. Теория государства и права для обучающихся по специальности "правоохранительная деятельность" : учебник для вузов / Р. А. Ромашов [и др.] ; под редакцией Р. А. Ромашова, Е. Л. Харьковского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 471 с.
19. Федотова Ю. Г. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации : учебник для вузов / Ю. Г. Федотова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 321 с.
20. Шелудякова Т.В. Понятие и признаки социальной политики государства в России и зарубежных странах / Т.В. Шелудякова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2023. – № 2. – С. 42-45.