Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конечно, главная ценность книги - это история, рассказанная в ней. Еще до изобретения письменности люди умели пересказывать их с помощью рисунков. А потом над иллюстрациями начали работать, создавая образы и усиливая впечатления. И так важно, чтобы художник чувствовал, запечатлевал облик и характер персонажей и оживлял их в воображении читателя.
§1. Понятие и особенности творчества
В научной литературе творчество интерпретируется разными авторами по-разному. Как отмечает В.Н. Николко, основная трудность определения креативности заключается в существовании огромного неупорядоченного числа определений. Коллекция определений насчитывает сотни единиц. Волна определений не уменьшается. Количество творческих качеств перевалило за тысячу. По этой причине важно сформулировать отношение к собранным определениям творчества.
Появление невероятно большого количества определений и их противоречивость свидетельствуют о терминологическом кризисе и терминологическом поиске в этой области. По разным оценкам, сегодня существует более сотни определений творчества. БСЭ определяет творчество как деятельность, которая производит что-то качественно новое, чего раньше никогда не было [11].
Деятельность может выступать в качестве творчества в любой области: научной, производственной, технической, художественной, политической и т.д. – когда создается, открывается и изобретается что-то новое. Творчество можно рассматривать в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества изучает процесс, психологический "механизм" акта творчества как субъективного акта личности. Творчество - это деятельность, которая порождает нечто качественно новое, отличающееся уникальностью, социальной и исторической уникальностью.
Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает наличие творца - субъекта творческой деятельности. Народное творчество (фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, взгляды, идеалы; поэзия, созданная народными творцами, и популярная поэзия (легенды, песни, сказки, былины), музыка (песни, инструментальные пьесы и спектакли), театр (драмы, сатирические пьесы, кукольный театр), танцевальное, изобразительное и прикладное искусство.
Оно возникло в глубокой древности, тесно связано с традициями любого вида художественной деятельности и является исторической основой мировой художественной культуры (современный энциклопедический словарь). Творчество - это абсолютно оригинальное творение небывалого человека, раскрытие природы самого человека (Н. А. Бердяев). Творчество - это деятельность, сущность и отличительный признак которой заключается в создании нового общества, не имеющего аналогов в природе и культурной деятельности человека.
Творчество - это деятельность по созданию и интерпретации культурных ценностей. Творческая деятельность характеризуется уникальностью, самобытностью и социально-исторической уникальностью. Творчество всегда предполагает наличие субъекта творческой деятельности (творца).
Творчество - это психический процесс создания новых ценностей, который является продолжением и заменой детской игры. Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество - это умственный процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. По сути, это культурно-историческое явление, и оно также имеет психологический аспект - личный и процедурно-важный [4].
Оно предполагает, что субъект обладает способностями, мотивами, знаниями и навыками, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творчество - это уникальная компиляция, понятная создателю и непонятная другим. Согласно исследованиям Т.К. Богоявленской и Б.Н. Матюшки творчество можно определить как некое потустороннее (текущая ситуация или имеющееся знание). В переносном смысле творчеством, креативностью называется любое внедрение нового, в частности создание образов в результате возникающей активности ума, творческого воображения. (Краткая философская энциклопедия).
Творчество - это высшая форма универсально понимаемого творчества, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия; оно способствует самосохранению и воспроизводству существ посредством качественных изменений их структур. то есть в природе - сущность ее обновления и изменения, перехода от хаоса к порядку - интерпретируется в контексте антиэнтропийного потенциала Вселенной. В живых организмах проявляется в форме их адаптации к изменениям окружающей среды, в том числе на уровне качественной коррекции поведенческих сценариев.
Процесс создания человеком различных произведений искусства во многом аналогичен процессу совершенствования в природе: развитие человека происходит путем естественного отбора жизнеспособного нового, перебора большого количества промежуточных вариантов, а также критики и отсеивания всех неудачных, связанных с этими процессами. В настоящее время существуют проблемы. Они рассматриваются в контексте идеи "глобального творчества", в рамках признания онтологического статуса творческих процессов, в установлении примата последних как некой тотальности – в общем, на основе синергетической парадигмы.
Целеполагающая деятельность человека основана на определенном этапе глобальных телеологических процессов. Человеческое сознание - это незаменимое сочетание воображения, предвидения и интуиции. Понимание перспектив создания общей теории происходит в различных междисциплинарных аспектах [9].
Творчество - это, как правило, процесс или результат субъективно новой вещи. Главный критерий, отличающий творчество от мануфактуры (производства), - уникальность его результата.
§2. Сущность и значение русских народных сказок
В словаре В.И. Даля волшебная сказка определяется как "вымышленная история, небывалая и даже невозможная история, легенда". Есть также некоторые поговорки и пословицы, связанные с этим жанром фольклора.
Русская народная сказка - сокровищница народной мудрости. Его отличает глубина идей, богатство содержания, поэтический язык и высокая просветительская направленность ("Сказка - ложь, но в ней есть намек"). Русская народная сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней есть не только занимательный сюжет, не только удивительные персонажи, но и потому, что в сказке есть ощущение настоящей поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и отношений, утверждает доброту и справедливость [5; 8].
Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с чудесным миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром.
Русскую народную сказку любят не только маленькие дети, но и взрослые, которые в детстве наслушались сказок и теперь читают и рассказывают их своим детям и внукам. Воспитательное значение жанра сказки очень велико: она знакомит дошкольников с окружающим миром, моральными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку у детей развивается чувство любви к народному творчеству.
Сказка переносит юных слушателей в мир, полный тайн и чудес. Повествование сказки не имеет ограничений по времени: вы никогда не поймете, где и когда происходит ее действие, а это значит, что сказка вечна. В нем поднимаются важные темы: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
§3. Анализ творчества отечественных иллюстраторов
русских народных сказок
Путеводитель по миру детской литературы, благодаря которому строки, еще не понятные маленькому читателю, приобретают яркие и волшебные образы. Иллюстраторы детских книг, выбравшие этот путь, как правило, остаются верны ему на протяжении всей своей творческой жизни. И их читатели, когда они вырастают, сохраняют привязанность к образам из своего все более далекого детства. Вот наиболее известные выдающиеся отечественные иллюстраторы:
1) Иван Билибин (рис. 1)
Рисунок 1 - портрет И.Билибина и его иллюстрации
Театральный дизайнер, преподаватель Академии художеств Билибина, создал неповторимый авторский стиль, который впоследствии получил название "Билибинский". Работы художника отличались обилием орнаментов и узоров, сказочными образами с точным соответствием историческому облику русского костюма и предметами быта. Первую иллюстрацию к "Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" Билибин нарисовал в 1899 году. Вот уже сорок лет художник обращается к русским народным сказкам и былинам. Его рисунки жили на страницах детских книг и в театральных книжках Санкт-Петербурга. Санкт-Петербурга, Праги и Парижа [6; 9].
2) Борис Дехтерев (рис. 2)
Рисунок 2 - портрет Б. Дехтерева и его иллюстрации
Акварельные портреты легкой кистью Бориса Дехтерева получили Золушка и Красная Шапочка, кот в сапогах и мальчик с пальчиком, сказочные персонажи Александра Пушкина. Знаменитый иллюстратор создал "строгий и благородный облик детской книги". Тридцать лет своей творческой жизни профессор МГУ им. Сурикова посвятил не только обучению студентов: Борис Дехтерев был главным художником издательства детской литературы и открыл дверь в сказочный мир многим поколениям юных читателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было установлено, что нам больше всего нравятся в сборниках русских сказок повороты сюжета, персонажи, образы фантастических существ, магия, дальние путешествия и мысль о том, что добро обязательно победит. Но все это приобретает особую яркость, завораживает с удвоенной силой, когда воплощается в потрясающе красивых иллюстрациях.