Фрагмент для ознакомления
2
Работа воображения направлена на создание образов в нашем сознании, и основная проблема, связанная с понятием феномена воображения, заключается в определении того, какую степень реальности стоит придать продуктам его деятельности. Каждый день мы используем наше воображение, чтобы воссоздать образ из нашей памяти или создать суждение, но не менее важны образы, которые далеки от реальности, дополняют ее или позволяют нам испытывать приятные эмоции, такие как сны.
На самом деле образы, как и сны, в большей степени зависят от работы воображения, поскольку они могут не ассоциироваться с чем-то объективно реальным, но они не менее ценны, чем суждения. Мы будем говорить об образах первого типа, которые не имеют прямого отношения к реальности, как о воображаемых [12].
Воображение, как способность нашего сознания, - это возможность генерировать, дополнять или искажать знания, подобные реальности. Однако этим его работа не ограничивается, воображение также участвует в обычном восприятии, тесно связано с памятью и необходимо для правильного функционирования разума. Необходимо учитывать обе стороны работы воображения, поскольку в связи с выделением одной из них возникло множество противоречий.
Воображение в психологии часто представлено в противоречивых классификациях, которые придают его деятельности двойственный характер. Эта амбивалентность присутствует, потому что воображение функционирует в процессе восприятия и создания знаний, но в то же время оно хаотично и вовлечено в процесс создания фантазий. Кажется, что одна и та же способность не может обладать такими несовместимыми свойствами. С другой стороны, если мы признаем, что воображение сочетает в себе случайность и определенную закономерность, возникает вопрос: как мы можем отличить воображение как процесс создания знания от воображения как фантазии?
Возвращаясь к старому философскому вопросу об истинном знании, мы задаем аналогичный вопрос: "Почему один образ считается более правдивым, чем другой?". Наша задача - показать, какую роль играет понятие воображения в ответе на этот важный эпистемологический вопрос. И чтобы решить эту проблему, мы забудем о разделении воображения и представим его как сложную способность сознания.
Проблемы, связанные с восприятием человека в современном мире, позволили по-новому взглянуть на значение феномена воображения и реабилитировать вопрос о его необходимости, более того, в еще более острой форме связи с реальностью. Чтобы приблизиться к этой теме в современной культуре, мы рассмотрим, как нам представляются образы виртуального и гиперреального, их зависимость от реальности и обилие воображаемого. Описывая понятие гиперреального, мы обратимся к работам Д. Бодрийяр использовать, где воображаемое в основном представлено как иллюзорное.
Вопрос о реальности и моделировании того, что мы воспринимаем, также важен. Последний вопрос тесно связан с вопросом о воображаемом, а именно с определением того, следует ли включать моделирование в это понятие. Но сначала необходимо дать определение самому феномену воображения. И хотя мы уже говорили о том, что его деятельность может быть направлена как на восприятие реальности, так и на отрешение от нее, все же не так ясно, по какому принципу они представлены в нашем сознании. И чтобы разобраться в этой проблеме, нужно рассмотреть работу Д. Юма "Исследование человеческого понимания".
Выбор этого мыслителя обусловлен тем, что в его творчестве нет точного разделения воображения как деятельности, а есть целостное восприятие разума, наиболее близкое к необходимому сложному представлению. Несмотря на то, что философские труды Юма были написаны еще в 18 веке, его концептуальные особенности актуальны и сегодня. Также стоит отметить, что определение фантазии до Юма было конкретным, поскольку в основном оно рассматривалось только как плод ложных представлений, а дистанцирование от реальности представляло еще большую угрозу [15].
Как отмечала Н.А. Ильинова, что следует также признать, что и у Декарта, и у других авторов нового времени, вплоть до Юма, воображение все еще обладает своего рода "способностью души", несущей в первую очередь функциональную нагрузку.
Обращая внимание на современные тенденции, для нас будет более ценным указать на необходимость воображения в целом, учитывать ценность воображаемого, которая не связана только с впечатлениями, которые оно представляет. Здесь особенность воображения заключается не в разделении деятельности, а в том, что оно обычно передает, то есть в том, что необходимо для работы самого воображения. Б. Рассел, изучавший философию Юма, описал, что мы можем представить себе крылатого коня, даже не видя его, но то, что мы видим, - это то, что мы видим; все компоненты этой сложной идеи основаны на впечатлениях [13].
Пусть воображение полностью зависит от нашего опыта и восприятия реальности, но что еще более важно, Юм смог рассмотреть концепцию воображения без стереотипов как целостную деятельность, связанную с впечатлениями и памятью, способную одновременно порождать фантазии.
Особенность этого понимания также заключается в том, что воображение способно не только создавать иллюзорные образы, но и устанавливать закономерности и выносить суждения о будущем. Получается, что факты и иллюзии создаются одной и той же способностью нашего сознания, причем иллюзии определяются направленностью фантазии и удаленностью от реальности, а факты создаются впечатлениями и памятью. И мы возвращаемся к вопросу о том, как быть уверенными в том, что фантазии не могут появляться в наших головах в форме фактов. Почему вообще можно отличить фантазийный образ от фактического?
Юм утверждает, что у человека есть определенный психологический инстинкт, который удерживает нас от восприятия вымысла как чего–то реального - вера в факты. Это убеждение представляет нам идеи, преобразованные воображением в непосредственную связь с впечатлениями, в которых мы можем быть уверены. Каждый раз, когда объект возникает в памяти или воспринимается органами чувств, он сразу же по привычке вызывает в воображении образ объекта, обычно связанного с ним, и это представление сопровождается переживанием или чувством, отличным от различных снов и фантазий.
Это различие выражает важное свойство образов: различное отношение к реальности образов, созданных воображением. Потому что даже если вы представите себе вполне реальный объект со многими свойствами и поместите этот воображаемый объект в определенные пространственно-временные условия, он не будет относиться к конкретному объекту, а тем более к определенному моменту в прошлом, это будет фикция.
Другой образ, связанный с реальным объектом, сопровождается чувством веры и в то же время обладает объективностью. Эта вера присутствует, когда мы говорим об образах прошлого, вера в то, что событие действительно произошло в нашей жизни, но мы по-разному относимся к будущему или даже к нашим фантазиям. То есть образ, представленный верой, является суждением, близким к реальности, или даже суждением о реальности, в то время как фантазия, наоборот, стремится дистанцироваться от реальности с помощью доступной свободы воображения [18].
Вера - это инстинкт, который сопровождает определенные представления о реальности и не дает нам путать фантазию и факты. Ребенок также видит проблему определения фантазии в установленных двойственных отношениях, и она находит выход в другой классификации: Когда мы думаем обо всех удивительных вещах, которые мы видим, и о том, как мы их воспринимаем, и о том, как мы их воспринимаем, и о том, как мы их воспринимаем, и о том, которые мы можем создать с помощью воображения, мы склонны рассмотреть эту загадочную психологическую двойственность более подробно. Вместо того, чтобы разбивать воображение на отдельные типы, мы могли бы подумать о том, как мы можем использовать его другими способами.
Сосредоточив внимание на разнообразии психологических функций воображения, мы видим выход в том, чтобы различать, как мы сами используем воображение, но стоит признать, что воображение часто работает независимо от нас, и мы понимаем это только через некоторое время, сопоставляя полученное изображение с его реальным. Например, мы можем постоянно проезжать мимо определенного дома по той же улице и, основываясь на прошлом опыте, предположить, что это обычный дом с четырьмя гладкими стенами со всех сторон, но на следующий день мы обнаруживаем, что на другой стороне нет ни стены, ни округлой формы.
Если мы не сосредотачиваемся на определенном изображении и пытаемся воссоздать его только на основе известных нам фактов, у нас постоянно работает воображение, и мы можем не понимать, где мы его используем, а где нет, если только мы не сфокусируем свое внимание на определенном изображении и не создадим его заново.
В рамках классификации в психологии воображаемого возможно сложное представление воображения без противоречий. Итак, воображение - это психологическая способность сознания создавать образы различных уровней бытия, трансформируя и дополняя их, фокусируясь на реальности или уходя от нее. Категории истины и ложности неприменимы к самому представлению, но они могут быть применены к образам, созданным по принципу их связи с реальностью.
Теперь попробуем на основе такого разделения образов рассмотреть те культурные явления, которые стали привычными для человека. Виртуальное и гиперреальное - это слои реальности, которые все еще трудны для человеческого восприятия, но, тем не менее, существуют для нас в форме виртуальной реальности и симуляции.
Теперь, представляя воображение в психологическом комплексе, стоит отметить, что образы виртуального и гиперреального также воспринимаются нами с помощью воображения, но остается вопрос: являются ли они скорее образами реальности или являются воображаемыми? Возникает новая трудность в том, как мы относимся к надстройке над реальностью и как мы должны ее воспринимать. Трудно спорить с тем фактом, что виртуальное в современном мире - это не та реальность, с которой нужно считаться. Но насколько легко в нашем восприятии отделить виртуальный образ от фантастического, и сопровождается ли первый для нас юмористической верой?
Виртуальное - это особый тип представления того, что существует с помощью современных технологий и представлено чем-то внешним. Как отмечает Н.С. Егоров в своей статье о пути возникновения понятия "виртуальный", если мы попытаемся найти общий язык в понимании виртуальности разными философами, то получим виртуальность как некую сущность, отличную от реальности [27].
Если мы представим себе разделение психики, когда одна часть связана с миром, и это впечатления, а другая часть - восприятие ума - это воображение, то мы можем сказать, что виртуальное скорее относится ко второму. Хотя мы не могли бы определить виртуальное как фантазию, поскольку оно имеет внешнюю оболочку. Л.А. Максименко хорошо подчеркнул современную интерпретацию воображаемого через концепцию воображаемой реальности. Явно подчеркивается имитационный характер воображаемой реальности. Двоичный код воображаемого существования также добавляет символизма этому образу. То есть мы можем говорить о том же воображаемом, только о том, что также выражается во внешнем двоичном коде как дополнение к реальному. Многие психологи полагают, что кульминация этого искажения воображаемого в результате интоксикации, в результате неслыханных усилий во всех областях, чтобы изображение перестало быть изображением, находится в цифровой форме, в синтезированном числовом изображении, в виртуальной реальности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества, М., 1916.
2. Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.
3. Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии / Ж. Бодрийяр; [перевод с фр. А. Качалова; науч.ред. к. ф. н. Дамте]. - М.: РИПОЛ классик, 2017.
4. Бодрийяр Ж. Эстетика утраты иллюзии/[Электронный ресурс] // Aeon URL: https:// royallib.com/read/bodriyyar_gan/estetika_utrati_illyuziy.html#0 (дата обращения: 26.06.2024)
5. Боровик, О. В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112с.
6. Векленко П. В., Попов Д. В. Основной вопрос философии: соотношение реальности и симуляции/ Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 8.
7. Гегель Г.В.Ф. Соч.: В 12-ти т. – М. – Л., 1935. т.8.
8. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. — 153с.
9. Егоров Н.С. Категория виртуальности в истории философии от античности до нового времени/ Colloquium-journal, 2019.
10. Иванова А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136–138.
11. Ильинова Н.А. Воображение и проблема достоверности субъективного опыта в философии Юма/ Вестник АГУ. Вып.3 (163) 2015.
12. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / Ред.сост. А.Н. Воронин. - М.: РАН Ин-т психологии, 2001. - 275 с.
13. Койн, К. Творческая мысль на коротком поводке / К. Койн, П. Клиффорд, Р. Дай // Harvard Business Review. - Россия. - 2008. - №4.
14. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
15. Лапшина, А. В. Взгляды на понятие «творчество» и его различные трактовки / А. В. Лапшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 1. — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1545/ (дата обращения:26.06.2024).
16. Маклаков, А. Г. Общая психология. М.: Знание, 2005. 592с.
17. Немов, Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 1994. Книга I.
18. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. – М.: МГУ, 1999. – 142 с.
19. Носов Н.А. Манифест виртуалистики/ М.: Путь, 2001. - (Тр. лаб.виртуалистики. Вып.15.)
20. Петровский, А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2000. - 512 с.
21. Рассел. Б. История западной философии [В 2т.] Т.2 кн.3/ Москва: АСТ, 2017.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. – 720 с.
23. Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. 356с.
24. Соловьев В.С. Соч. в 2 т. 2-е изд. Т.2 – М.: АН СССР, Мысль, 1990.
25. Тойнби А. Постижение истории. М., Мысль, 1991.
26. Философский словарь/под. ред. Фролова И.Т. – 5-е изд. – М.; Политиздат, 1986.
27. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие / В.Н. Холопова. – СПб: Лань, 2000. - С.150-154.
28. Юм. Д. Исследования о человеческом разумении / Москва: Эксмо, 2019 г.- 319 стр.