Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Не вызывает сомнения тот факт, что область торговли играет существенную роль в экономике нашей страны и представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся сфер. Торговля в розницу представляет собой окончательный этап длительного и многоступенчатого процесса перемещения товаров. Она является важным индикатором покупательского спроса, так как позволяет выявить, какие конкретно товары необходимы населению в данный момент времени, определить их оптимальную цену и необходимые технические характеристики.
Розница дает возможность не только адекватно и своевременно реагировать на изменения в рыночной среде, но и улучшать общий уровень жизни населения. В качестве одного из ключевых условий максимального удовлетворения спроса покупательского спроса, активизации реализации товаров и повышения общей эффективности труда работников данной отрасли является формирование грамотной ассортиментной политики соответствующими хозяйствующими субъектами.
Не секрет, что современная розничная торговля функционирует в условиях рыночной экономики, характеризующейся постоянным увеличением уровня конкуренции, повышением неопределённости внешней среды, резкими изменениями ее условий и требований. Все это обуславливает актуальность реализации стратегического подхода к управлению ассортиментом торгового предприятия.
В наиболее общем виде под ассортиментной политикой следует понимать комплекс специфических мер, нацеленных на создание конкурентоспособной модели организации, которая позволит последней обеспечить устойчивое положение на рынке, создаст возможности для дальнейшего развития. Ассортиментная политика представляет собой «ядро» коммерческой стратегии любого торгового предприятия, без нее компании не удастся долго просуществовать. Ключевой целью ассортиментной политики является выявление конкретного перечня товаров, которые предпочитает целевая аудитория.
Целью данной работы является всесторонний анализ и планирование ассортиментной политики на конкретной организации – ООО «Найк».
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
изучить сущность ассортиментной политики предприятия;
проанализировать ассортиментную политику ООО «Найк», выявить проблемы и внести рекомендации по их устранению.
Объект исследования: ассортиментная политика предприятия.
Предмет исследования: планирование ассортиментной политики в ООО «Найк».
Методы исследования:
обобщение;
классификация;
анализ;
синтез и др.
Структурно курсовая работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие товарного ассортимента, цели и задачи ассортиментной политики предприятия
В самом обобщённом виде под термином «ассортимент товаров торгового предприятия» понимается «совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку» [2]. В качестве базовых признаков группировки называют [2]:
потребительский признак
сырьевой признак;
производственный признак.
На рисунке 1 можно увидеть классификации ассортимента товаров по различным признакам.
Рисунок 1 – Классификации ассортимента товаров [12]
Каждая из отраслей, в свою очередь, делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента). А группы делятся на более мелкие подгруппы - категории. Пример можно увидеть на рисунке 2.
Рисунок 2 – Пример классификации товарного ассортимента по уровням [12]
В настоящее время одним из ключевых направлений среди организаций торговли в сфере управления товарным ассортиментом выступает такой процесс, как формирование и внедрение ассортиментной политики. Следует отметить, что официального (законодательного или другого аналогичного) закрепления данный термин не имеет. Зато существует немало различных литературно-исследовательских трудов, авторы которых дают свои определения данному словосочетанию, пытаются объяснить его сущность, выделить характерные признаки и т.д.
По мнению автор, в наиболее обобщённом виде ассортиментную политику торгового предприятия можно сформировать как намерения, потенциальные и фактические пути его работы, сформулированные топ-менеджерами в сфере товарного ассортимента.
В качестве базовой цели ассортиментной политики можно назвать формирование рационального и адекватного перечня товаров, который может наиболее полно удовлетворить запросы целевой аудитории, обеспечивать организации достижение намеченных ею целей [11].
Для этого необходимо решить следующие задачи [14]:
выяснить, какие требования предъявляют потенциальные и реальные потребители к ассортиментному перечню товаров, реализуемых данной компанией;
найти и принять товарные предложения необходимого ассортимента;
выделить базовые направления формирования ассортиментного перечня товаров, входящих в ту или иную подгруппу / группу, вид и т.д., учитывая все значимые в этом плане факторы;
сформировать и внедрить в процесс функционирования торговой организации ассортиментную матрицу (программу).
Чтобы избежать неприятных последствий, которые отразятся на качестве работы компании, в процессе формирования ассортиментной политики важно не допускать типичных ошибок, основные их которых перечислены ниже:
непонимание или полное отсутствие целей. Основная цель управления – максимизировать прибыль, получаемую в процессе товарооборота. Отталкиваясь от этого, нужно сформулировать эффективную стратегию;
слабая аналитическая база, недостаточно углубленный мониторинг потребностей ЦА. Когда в каталоге не хватает каких-то товарных категорий или присутствуют «умирающие» товары, компания упускает реальные выгоды;
чрезмерное расширение ассортиментного профиля. Если распыляться на неперспективные продукты, сильно снижается эффективность продаж;
узкий, несбалансированный ассортимент, непродуманный мерчендайзинг. Это снижает привлекательность предложения в глазах покупателей;
некорректно выведенные KPI. В таком случае работа компании ориентируется на неправильные и неккорреткные цели. В итоге все усилия сводятся на «нет»;
затянутая цепочка принятия решений. Слишком длительный процесс внедрения изменений в ассортиментную линейку замедляет управление;
формирование ассортимента на основании предпочтений менеджера. В этом вопросе нужно ориентироваться на объемную выборку с учетом актуальных рыночных данных о покупательских предпочтениях. В противном случае предложение будет далеким от интересов целевой аудитории;
жесткие условия сотрудничества с поставщиками. С некоторыми производителями можно работать только после подписания соглашения, которое запрещает вносить изменения в ассортиментный ряд. Зачастую для торговой компании это невыгодно.
Формирование ассортиментной политики торгового предприятия требует стабильно высокого внимания к анализу жизненного цикла продукта. Руководителям важно своевременно принимать маркетинговые решения по поводу выведения новых позиций на рынок, модернизацию уже реализуемых товаров. Также важно вовремя прекращать производство неактуальной продукции, которая перестала пользоваться спросом у покупателей.
1.2 Методы и механизмы управления товарным ассортиментом
Управление ассортиментом – комплекс действий, направленных на то, чтобы сделать предложение рациональным и релевантным интересам аудитории.
В процессе управления компании определяют виды и разновидности товарных групп, которые являются наиболее предпочтительными в рыночной нише, которую она занимает.
В любом случае, главными целями управления ассортиментной политикой можно назвать следующие [7]:
наиболее полным образом удовлетворить спрос целевой аудитории;
получить максимальную прибыль от реализации товаров, работ или услуг.
Система управления товарным ассортиментом наглядно изображена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Система управления товарным ассортиментом предприятия [3]
Процесс состоит из нескольких этапов [17]:
1. Исследование существующей обстановки на соответствующем рынке.
2. Изучение потребительского спроса.
3. Определение требований к рациональности ассортиментных моделей.
4. Выбор ассортиментного профиля с учетом специализации торгового предприятия.
5. Разработка структуры с перечнем и соотношением основных товарных категорий и подкатегорий (берутся в расчет плановые показатели компании и рентабельность отдельных групп).
6. Подготовка номенклатуры, организация и формирование товарного ассортимента.
7. Установка неснижаемого остатка для различных видов продукции.
8. Планирование закупок (исключаются позиции, которые не пользуются спросом, добавляются наименования с высокой оборачиваемостью).
9. Регулярная оптимизация предложения.
Упаковка, маркировка и обслуживание товара тоже относятся к управлению.
По ходу разработки ассортиментной стратегии в первую очередь нужно ориентироваться на потребителей, их ожидания. Иначе продукцию просто не будут покупать.
Также важно соблюдать принцип развития. То есть, постоянно пересматривать и корректировать каталог, подстраиваясь под меняющиеся тенденции рынка.
Управление стоит поручать компетентным сотрудникам, которые хорошо разбираются в маркетинге. Без этих знаний создать предложение с высоким потенциалом наращивания прибыли практически невозможно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Л.А. Содержательная интерпретация алгоритма формирования ассортиментной политики на предприятии / Л.А. Абрамова, В.Р. Останкова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2019 - №6. - С. 85-87.
2. Алексеева Л.И. Планирование деятельности фирмы (3 изд.) / Л.И. Алексееваю - М.: Финансы и статистика, 2018. – 367с.
3. Баканов М.И., Теория экономического анализа / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. -М.: Финансы и статистика, 2017. – 537с.
4. Балдин К. В. Антикризисное управление: макро-и микроуровень: учеб. пособие / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, А. А. Рукосуев. -5-е изд., исп. -М.: Дашков и Ко, 2019. -266 с.
5. Варламов А.С. Совершенствование управления ассортиментом на современных производственных предприятиях / А.С. Варламов //Экономика и менеджмент. - 2019. - № 2. – С.33-34.
6. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческий и некоммерческих организациях: учебное пособие / П.И. Вахрин. — М.: Маркетинг, 2020. - 471с.
7. Веселов А. И. Формирование ассортиментной политики предприятий на основе моделирования денежных потоков / А.И. Веселов // Маркетинг в России и за рубежом. -2019. - № 5. - С. 91-97.
8. Веселов А. И. Ассортиментная политика предприятий: анализ основных взглядов и методов оценки / А.И. Веселов // Маркетинг в России и за рубежом. -2018. - № 1. — С. 103-105.
9. Горина А.П. Ассортиментная политика фирмы в условиях альтернативного выпуска / А.П. Горина // Контентус. - 2019. - № 11. - С. 183-189.
10. Егоров В. Ф. Организация, технология и проектирование предприятий торговли: учебник / В.Ф. Егоров. - СПб.: Первый класс, 2019. -414 с.
11. Ермолович Л.Л. Стратегическое планирование на предприятии / Л.Л. Ермолович. -Мн.: БГЭУ, 2018. – 210 с.
12. Ковалев В.В. Товарная логистика: учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: Проспект, 2017. – 231 с.
13. Кован С. Е. Теория антикризисного управления предприятием: учеб. пособие / С. Е. Кован, Л. П. Мокрова, А. Н. Ряховская; под ред. М. А. Федотовой, А. Н. Ряховской. -М.: КноРус, 2019. -160 с.
14. Маракулина И.В. Управление товарным ассортиментом: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / И.В. Маракулина. - Киров: Вятская государственная сельскохозяйственная академия. 2019. – 451с.
15. Официальный сайт ООО «Найк» [Электронный ресурс]. URL: www.nike.com.
16. Пигунова О. В. Инновации в торговле: учебное пособие / О. В. Пигунова. Минск: Высшая школа, 2018. — 222 с.
17. Сидоров П.А. Формирования ассортиментной политики / П.А. Сидоров // Интернет-журнал Науковедение. - 2019. - Т. 8. - № 4 (35). - С. 27.
18. Филатова Е.Г. Системный подход к формированию конкурентной стратегии коммерческого предприятия Е.Г. Филатова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2018. - №4. - С. 230-233.
19. Чкалова О. В. Торговое дело: учеб. пособие. -2-е изд., пер. / О.В. Чкалова. - М.: Эксмо, 2019. - 319 с.
20. Юрова Н.А. Инструменты и методы управления ассортиментом товаров в ритейле / Н.А. Юрова // Вестник сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. – 2018. - №1. - С. 165-170.