Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение причин и механизмов дизонтогенеза, отклонений в развитии организма, представляет собой одну из ключевых задач современной биологии и медицины. В последние годы интерес к данной теме значительно возрос благодаря возможности ранней диагностики и коррекции различных нарушений. Дизонтогенез имеет разнообразную природу и включает в себя как биологические, так и социальные компоненты. Разбор влияния этих факторов становится актуальным ввиду роста заболеваемости различными неврологическими и психическими расстройствами, которые оказывают большое влияние на качество жизни людей
Объектом данного исследования являются процессы дизонтогенеза у детей и подростков.
Внимание будет уделено разнообразным нарушениям развития нервной системы, а также социальным факторам, которые могут способствовать или, наоборот, предотвращать развитие этих отклонений.
Предметом исследования являются биологические и социальные факторы, определяющие специфику дизонтогенеза.
Анализируя выделенные факторы, можно выявить взаимосвязи между ними, понять их вклад в развитие нарушения и разработать стратегии для его предотвращения.
Целью работы: выявление и анализ биологических и социальных факторов, влияющих на процессы дизонтогенеза, а также разработка рекомендаций по их учету в диагностике и коррекции нарушений развития.
Задачи исследования
1. Изучить биологические факторы дизонтогенеза, включая генетические, пренатальные и постнатальные аспекты.
2. Проанализировать социальные факторы, влияющие на дизонтогенез, такие как семейная обстановка, уровень образования родителей, социально-экономический статус.
3. Выявить взаимосвязи между биологическими и социальными факторами и их общим влиянием на состояние нервной системы.
4. Разработать рекомендации для ранней диагностики и вмешательств с целью минимизации негативных последствий дизонтогенеза.
Изучение дизонтогенеза и факторов, его вызывающих, важно по нескольким причинам.
Во-первых, это делает лучше методы ранней диагностики, что, в свою очередь, повысит эффективность коррекционных мероприятий.
Во-вторых, понимание механизмов развития отклонений поможет в создании персонализированных подходов к лечению и реабилитации.
В-третьих, результаты данного исследования можно использовать для разработки образовательных и социальных программ, направленных на поддержку семей, имеющих детей с риском нарушений развития.
Таким образом, анализ биологических и социальных факторов в дизонтогенезе является важным шагом на пути к улучшению здоровья и качества жизни большого количества людей.
Глава 1: Биологические факторы в дизонтогенезе
1.1. Наследственность и генетика
Психиатрия — это наука, которая занимается изучением причин появления, развития и лечения различных психических заболеваний. Она делится на два основных раздела: общая и частная психиатрия. Общая психиатрия исследует симптомы, синдромы и механизмы возникновения психических расстройств.
Частная психиатрия сосредоточена на конкретных видах психических заболеваний, включая их диагностику, лечение и профилактику. Социальная психиатрия занимается вопросами влияния социальных факторов на развитие психических заболеваний, а также методами реабилитации и возвращения пациентов к полноценной жизни в обществе.
Психогигиена и психопрофилактика — это разделы социальной психиатрии, которые занимаются разработкой мер по предотвращению психических заболеваний и поддержанию психического здоровья населения.
Дизонтогенез — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — это патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Основными проявлениями психического дизонтогенеза являются ретардация, акселерация и асинхрония развития.
Психический дизонтогенез – это нарушение психического развития (его составляющих или в целом) ребенка, которое вызвано расстройствами процессов созревания психических функций.
Термин «дизонтогения» был предложен в 1927 году Швальбе . Он означает отклонение внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Позднее этот термин стал использоваться для обозначения различных форм нарушений онтогенеза, включая постнатальный период, особенно ранний, ограниченный сроками развития, когда морфологические системы организма ещё не достигли зрелости.
Как отмечает Г. К. Ушаков , практически любое длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития. Проявления этих отклонений зависят от этиологии, локализации, степени распространённости и выраженности поражения, времени его возникновения и продолжительности воздействия, а также от социальных условий, в которых оказался ребёнок. Всё это определяет основную модальность психического дизонтогенеза, то есть страдает ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, потребностно-эмоциональная сфера.
В отечественной дефектологии применительно к дизонтогениям используется термин «аномалия развития» .
Современные исследования в области коррекционной психологии, посвященные изучению аномального развития, часто фокусируются на анализе отдельных психических процессов и функций у детей с нарушениями развития. Этот подход был заложен работами Л.С. Выготского в 30-х годах XX века. Однако, несмотря на накопленный обширный эмпирический материал о когнитивных, эмоциональных и личностных особенностях детей и подростков с нарушениями развития, остается много нерешенных вопросов. Эти вопросы имеют значение не только для понимания аномального развития, но и для нормального развития ребенка .
Согласно классификации нарушений, предложенной В. В. Лебединским, существуют следующие виды нарушений, вызванных различными факторами:
1. Недоразвитие. Это нарушение связано с ранним поражением головного мозга или его незрелостью. Примером может служить умственная отсталость. Причины включают наследственные и генетические заболевания, внутриутробные инфекции, хронические заболевания матери, алкоголизм и наркомания родителей, неправильное питание матери, родовые травмы головного мозга.
2. Задержанное развитие. Здесь причиной является отклонение в развитии отдельных базальных звеньев, при этом высшие психические функции имеют вторичное нарушение. Факторы, способствующие этому, включают органические повреждения ЦНС и их остаточные явления, проявляющиеся в различном созревании отделов головного мозга; патологии беременности, различные инфекционные заболевания, недоношенность ребенка, различные травмы, соматические заболевания и другие.
3. Поврежденное развитие. Этот вид нарушения обусловлен органическим недоразвитием психики. Причины могут быть наследственными заболеваниями, различными инфекциями при внутриутробном, натальном или постнатальном развитии, повреждениями центральной нервной системы и различными интоксикациями.
4. Дефицитарное развитие. Оно определяется тяжелым недоразвитием или повреждением какого-либо анализатора (речевого, слухового, зрительного, опорно-двигательного), что может привести к инвалидности. Причинами могут быть различные инфекционные заболевания, травмы, перенесенные матерью на ранних стадиях беременности вирусные заболевания, неблагополучное разрешение родов и другие.
5. Искаженное развитие. Оно вызвано нарушением отдельных сенсорных систем, как следствием различных наследственных заболеваний.
6. Дисгармоничное развитие. Причиной возникновения является врожденное или приобретенное в раннем возрасте отклонение в развитии психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Факторами данного нарушения являются различные нарушения в развитии головного мозга, генетические аномалии, наследственные заболевания, разные нарушения внутриутробного развития и другие .
Дизонтогенез может быть вызван различными причинами, которые можно разделить на биологические и социальные факторы.
Биологические причины включают следующее:
1. Наследственные болезни обмена веществ, хромосомные аномалии, генетические мутации, эндогенные заболевания и другие наследственные факторы.
2. Проблемы во время беременности, такие как токсикозы, конфликты крови между матерью и плодом, внутриутробные инфекции, интоксикации и другие.
3. Проблемы при родах, такие как осложнения или травмы.
4. Заболевания в раннем возрасте, особенно те, которые влияют на центральную нервную систему, такие как дефекты обмена веществ, прогрессирующая гидроцефалия, дегенеративные заболевания, опухоли мозга, энцефалит, шизофрения, эпилепсия и другие.
Социальные факторы, которые могут привести к дизонтогенезу, включают следующее:
1. Эмоциональная и социальная депривация, когда ребенок лишен нормального общения и поддержки со стороны окружающих его людей.
2. Стрессы, связанные с социальными и психологическими проблемами, такими как бедность, насилие, дискриминация и другие неблагоприятные условия жизни .
Влияние генетических мутаций на развитие
Генетические мутации могут оказывать значительное влияние на развитие организма. Эти мутации являются изменениями в ДНК, которые могут привести к нарушению функции белков и других молекул, критичных для нормального развития. Например, мутации в гене CFTR вызывают муковисцидоз, которое нарушает функции дыхательной и пищеварительной систем.
Хромосомные аномалии и их последствия
Хромосомные аномалии включают изменения в структуре или количестве хромосом, что может приводить к различным патологиям. Одна из самых известных хромосомных аномалий — синдром Дауна, вызванный наличием дополнительной копии хромосомы 21. Это приводит к умственной отсталости, характерным чертам лица и различным медицинским проблемам, включая пороки сердца.
Наследственные заболевания, связанные с развитием
Существует множество наследственных заболеваний, которые влияют на развитие. Например:
1. Фенилкетонурия (ФКУ): нарушение обмена веществ, при котором организм не может разлагать аминокислоту фенилаланин. Накопление фенилаланина может привести к необратимому повреждению мозга и умственной отсталости. Раннее выявление и диета с низким содержанием фенилаланина позволяют избежать серьезных последствий.
2. Тей-Сакс болезнь: редкое генетическое заболевание, вызываемое мутацией в гене HEXA, что приводит к накоплению разрушительных веществ в нервной системе.
3. Муковисцидоз: проявляется в хронических инфекциях легких и нарушениях в работе желудочно-кишечного тракта. Ранняя диагностика и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика; под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400с.
2. Артемьева, Ж. Г. Влияние условий перинатального периода на развитие ребенка / Ж. Г. Артемьева, М. С. Поздеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 546-548.
3. Балашова Т.Н., Волкова Е.Н., Инсурина Г.Л. и др. Фетальный алкогольный синдром. – СПб., 2012. – С. 3–51.
4. Балашова Т.Н., Собелл Л. Применение техник мотивационного интервью в работе с пациентами, имеющими алкогольные проблемы // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2007. – № 1. – С. 4–7.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960. – 360 с
6. Губова Л.А. Семейные конфликты и их влияние на ребенка. https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-konflikty-i-ih-vliyanie-na-rebenka
7. Детский диагностический центр https://deti-clinica.ru/info/diagnostika/neonatalnyy-skrining-analiz-kotoryy-spasaet-zhizn/
8. Дизонтогенез развитие: виды, признаки и особенности https://logopedprofiportal.ru/blog/806995
9. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.— М., 1995.
10. Мамайчук И.И, Изучение особенностей развития детей в условиях дизонтогенеза https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-razvitiya-detey-v-usloviyah-dizontogeneza4.
11. . Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1989.
12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144с
13. Королева Ю.А. Социальное развитие личности в условиях дизонтогенеза https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-razvitie-lichnosti-v-usloviyah-dizontogeneza
14. Кошко Н.Н., Блинова Н.Г., Караульнова Д.В. Влияние факторов пренатального онтогенеза на физическое и психофизиологическое развитие подростков https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-faktorov-prenatalnogo-ontogeneza-na-fizicheskoe-i-psihofiziologicheskoe-razvitie-podrostkov
15. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2005. 269 с.
16. Пальчик А.Б., Федорова Л.А., Легонькова С.В. Фетальный алкогольный синдром: Методические рекомендации. – СПб., 2006. – 24 с.
17. Перфилова В.Н., Михайлова Л.И., Тюренков И.Н. Последствия гестоза (преэклампсии) //Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2014. № 2. С. 13 18.)
18. Подсвирова Е.В., Романова Т.А., Гурова М.М., Бончук Н.С., Ткачева А.О. Влияние течения беременности и родов на состояние здоровья новорожденного ребенка // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер.: Медицина. Фармация. 2014. № 24(195). С. 81–84.
19. Протопопова Н.В., Колесникова Л.И., Марянян А.Ю. Влияние алкоголя на плод и исход беременности. Фетальный алкогольный синдром и фетальный алкогольный спектр нарушений https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-alkogolya-na-plod-i-ishod-beremennosti-fetalnyy-alkogolnyy-sindrom-i-fetalnyy-alkogolnyy-spektr-narusheniy
20. Солондаев В.К., Конева Е.В., Кочкина Л.В. Психическое развитие детей, проживающих в сельской местности https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskoe-razvitie-detey-prozhivayuschih-v-selskoy-mestnosti
21. Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн.для педагогов и родителей. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
22. Шельшакова Н.Н. Сравнительный анализ понятий «дизонтогенез, нарушение развития, расстройство развития» https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-ponyatiy-dizontogenez-narushenie-razvitiya-rasstroystvo-razvitiya
23. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989