Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ............. 5
1.1 Понятие, причины трудовых споров и их виды .................................. 5
1.2 Сущность коллективных трудовых споров .......................................... 7
1.3 Классификация коллективных трудовых споров .…………………… 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОРЯДКА РЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ................................................................................… 15
2.1 Анализ порядка рассмотрения коллективных трудовых споров в России ...................................................................................................... 15
2.2 Роль посредника при разрешении коллективного трудового спора .. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 33
Фрагмент для ознакомления
2
Коллективные трудовые споры по-прежнему происходят в России регулярно. В большинстве случаев их возникновение оправдано, но работники, прибегающие к таким спорам, не всегда добиваются желаемого. С одной стороны, такая ситуация является следствием несовершенства нормативного регулирования коллективных трудовых споров и процедуры их урегулирования.
С другой стороны, несоблюдение работниками (их представителями) установленного законом порядка возникновения и разрешения коллективного трудового спора приводит к признанию их действий незаконными и к тому, что работодатель может привлечь виновных к юридической ответственности (дисциплинарной, материальной и иной, предусмотренной трудовым законодательством, и т.д.) [8; 11].
С октября 2006 года новая редакция Трудового кодекса РФ несколько упростила процедуру решения о забастовке и ввела обязательный трудовой арбитраж для случаев, когда в Арбитражной комиссии (по требованию сторон и с участием посредника) коллективные трудовые споры не рассматривались. Разрешать споры, а забастовки запрещены (запрет установлен законом для определенных сотрудников и / или при определенных обстоятельствах).
Кроме того, одновременно с изменением Трудового кодекса Российской Федерации был признан недействительным ряд нормативных правовых актов, в том числе Федеральный закон Российской Федерации "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". Эти изменения не только не решили все существующие правовые проблемы, но и создали новые. Поскольку коллективные споры такого уровня обычно возникают внутри одного работодателя - между работодателем и его сотрудниками (вашим представителем или представительницей), коллективные споры такого уровня наиболее подробно регулируются законом и рассматриваются только в этой статье (более высокие коллективные споры - от нескольких работодателей до общероссийского - рассматриваются в нем).
Общий подход к возникновению и разрешению коллективных трудовых споров внутри работодателя заключается в следующем:
1. Работники предъявляют свои требования работодателю. Требования могут быть сформулированы самими работниками или их представительными органами, но должны быть утверждены на общем собрании или конференции работников (собрание считается правомочным, если присутствует более половины сотрудников; конференция считается правомочной, если присутствует не менее двух третей избранных делегатов; собрание считается правомочным, если присутствует не менее двух третей избранных делегатов; собрание считается правомочным, если присутствует не менее двух третей избранных делегатов).
2. Работодатель обязан учитывать требования, предъявляемые к нему работниками. Работодатель в письменном виде информирует представительный орган работников (филиал, представительство или иное обособленное юридическое лицо) индивидуального предпринимателя о принятом решении в течение трех рабочих дней с даты получения указанных требований. Момент, когда разногласие перерастает в спор, четко не определен в отношении коллективных трудовых споров. Очевидно, что разногласия перерастают в споры, когда работодатель не отвечает требованиям работников в установленный срок или отреагировал неудовлетворительно [17; 25].
Однако согласие с требованиями сотрудников не означает, что они выполнены. Поэтому требования работников должны быть сформулированы очень четко: что, как и на основании чего нарушается работодателем, а также в какой форме и в какие сроки какие действия он должен предпринять для устранения нарушений. Хотя при такой точности невозможно гарантировать, что запросы не придется выполнять снова. Например, если работодатель задерживает выплату заработной платы, можно запросить выплату в определенный день с указанием точной суммы и срока оплаты.
Работодатель вполне может признать такие требования и пообещать точно их выполнить, тогда разногласия формально исчерпаны и спора возникнуть не может. Если работодатель не выполнит обещание, сотрудники могут повторно предъявить требования, то есть начать процедуру заново, возможно, с тем же результатом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №115.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 2132.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года // Международное гуманитарное право в документах. М., 1996.
4. О свободе ассоциации и защите права на организацию: Конвенция МОТ № 87 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX, - М., 1960.
5. О применении принципов права на организацию и на ведение переговоров: Конвенция МОТ № 98 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XIX, - М., 1960.
6. О содействии коллективным переговорам: Конвенция МОТ № 154 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1935 - 1938.
7. О добровольном примирении и арбитраже: Рекомендации МОТ № 92 1951 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991.
8. О содействии коллективным переговорам: Рекомендация МОТ № 163 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1939 - 1940.
9. Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4741.
10. Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией: Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. № 57 // Бюллетень Минтруда РФ. 2002. № 8.
11. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В. Трудовое право: Учебное пособие / Отв. ред. В.С. Бердычевский.- Ростов н-Д: Феникс, 2002.
12. Гладков Н.Г. Трудовые споры: Учебно-практическое пособие. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 191 c.
13. Гриценко Ю.М. Коллективные трудовые споры (правовой аспект) / Дисс….канд. юрид. наук. Москва. 2000.
14. Грицюк М. Вместо забастовки трудовой арбитраж. Споры на работе будут решать самые авторитетные люди // Российская газета центральный выпуск. 2008. № 4786.
15. Дрыжов Г. В. Коллективные трудовые споры: понятие, порядок разрешения. / Дисс….канд. юрид. наук. М. 2012.
16. Забрамная Е.Ю. Некоторые вопросы законодательства о разрешении трудовых споров // Третейский суд. 2004. № 2.
17. Иванкина Т.В. и др. Трудовое право России.- Санкт-Петербург, 1994.
18. Иванов С. Крайняя мера - забастовка. О регламенте примирительных процедур // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2006. № 10.
19. Киселев И.Я., Лушников А.М. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник, под ред. Лушниковой М.В., М. 2008.
20. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / М.О. Буянова, К.Н. Гусов [и др.]; под ред. К.Н. Гусова.-8-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2009.
21. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. (постатейный), 5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное, под ред. Ю.П. Орловского, М., 2012.
22. Куренной А.М. Коллективные трудовые споры // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. №4.
23. Куренной А.М. Правовое регулирование коллективных трудовых споров. Научно-практическое пособие. М.: Юстицинформ. 2010.
24. Лютов Н.Л. Международно-правовое регулирование разрешения коллективных трудовых споров (по актам ООН, МОТ и др., а также законодательству отдельных стран). Дис. …канд. юр. наук. Москва. 2001.
25. Мынбаева Ж.Н., Жамбаев Е.С., Сагадиев А.Н. Особенности определения подведомтсвенности и подсудности индивидуальных трудовых споров // Наука и реальность/Science & Reality. – 2021. – № 51. – С. 43-54.
26. Нача Б. Совершенствование методов внесудебного урегулирования трудовых споров // Третейский суд. 2005. № 4.
27. О праве на объединение и регулирование трудовых конфликтов на территориях вне метрополии: Конвенция МОТ № 84 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991.
28. Павловская О.Ю. Разрешение коллективного трудового спора // Трудовые споры. 2008. № 4.
29. Рыженков А.Я., Мелихов В.М., Шаронов С.А. Трудовое право России. Курс лекций. 2007.
30. Самойлова К.А. Индивидуальные трудовые споры как способ защиты трудовых прав // Молодой ученый. – 2019. – № 19 (123). – С. 250-253.
31. Сафонов В.А. Посредничество при урегулировании трудовых споров // Третейский суд. 2005. № 3.