Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов — отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.
В настоящее время школьная система претерпевает серьезные изменения. Приобщение школьников к систематическому занятию физической культурой и спортом на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений. Правильный режим занятий спортом для детей станет залогом здорового образа жизни для взрослых. Кроме того, физические упражнения оказывают значительное влияние на формирование морально-волевых качеств формирующейся личности, прививая ей навыки трудолюбия, настойчивости, организованности и дисциплины. Футбол - один из самых популярных видов спорта среди детей и подростков. Поэтому многие современные специалисты в области физического воспитания и культуры предлагают использовать его как средство физического развития школьников. Национальные стандарты физического воспитания включают учебные материалы для проведения популярных спортивных соревнований, включая футбол. Однако на практике учителя часто сталкиваются с проблемами при выполнении установленных рекомендаций. Например, тренер заметил нехватку времени на овладение навыками и умениями игры в футбол во время регулярных тренировок. Поэтому по-прежнему актуальным остается изучение потенциальных возможностей развития физической подготовленности школьников с помощью футбола, а также разработка эффективных методик, учитывающих возрастные особенности учащихся.
Скоростно-силовые способности детей и подростков определяются уникальными морфологическими функциями и психологическими особенностями каждой возрастной группы. В процессе непрерывного развития организма функции различных органов и систем совершенствуются неравномерно. В определенные периоды интенсивное развитие одних важных органов и систем сопровождается значительным отставанием в развитии других органов и функций. По возможности регулярные и разнообразные физические упражнения могут помочь устранить негативное явление неравномерности общего физического развития.
Развитие скоростно-силовых качеств занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показала, что многие школьники не могут соответствовать требованиям своего возраста и достигать высоких результатов в беге, прыжках и метании не потому, что им мешают плохие спортивные навыки, а в основном из-за базовых видов спорта.
Развитие скоростно-силовых качеств происходит не только на уроках физкультуры, но и в различных спортивных секциях целевого занятия по определенным видам спорта, в том числе на тренировках по футболу.
Научиться играть в футбол можно в начальной школе школьного образования. Однако подростковый возраст наиболее подходит для развития умения играть в футбол, поскольку повышение уровня спортивного мастерства футболистов напрямую зависит от развития детского и юношеского футбола. Чем лучше выстроен процесс футбольного образования и тренировок по прямой линии, тем больше шансов побороться за вершины мирового футбола. Каждый тренер обдумывает и изучает методы тренировок, ищет и тестирует методы, которые позволяют ему достигать максимальных результатов с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки.
Любая тренировка основана на различных играх, упражнениях и игровых задачах, состоящих из многократного повторения. Поэтому участникам необходимо приложить значительные усилия, чтобы преодолеть изнурительное и тягостное однообразие. Поэтому необходимо, чтобы эти игры и игровые миссии были достаточно разнообразными и интересными. Общая физическая подготовка футболистов должна включать игры и упражнения не только с мячом, некоторая работа проводится и без мяча, потому что многие игроки сосредотачиваются на мяче при общей физической подготовке, особенно при выполнении упражнений для развития скорости и подвижности, поэтому они не могут в полной мере раскрыть свои способности. Скоростно-силовые тренировки играют важную роль в реализации спортивного мастерства футболистов. Технология повышения скоростно-силовых качеств современных квалифицированных футболистов требует дальнейшего совершенствования. В связи с этим данное исследование является актуальным.
Цель работы разработка программы развития скоростно-силовых качеств юношей 14-15 лет, занимающихся футболом. Для достижения поставленной цели при написании работы определены следующие задачи:
рассмотреть понятие скоростно-силовых качеств;
описать особенности спортивной подготовки;
исследовать развитие скоростно-силовых качеств у юношей 14-15 лет;
изучить развитие скоростно-силовых качеств подростков 14-15 лет, занимающихся футболом;
провести анализ методики;
разработать направления развития скоростно-силовых качеств юношей 14-15 лет, занимающихся футболом.
Гипотеза: предполагаем, что специально подобранные игры и игровые задания способствуют развитию скоростно-силовых качеств подростков при обучении игре в футбол в школьной спортивной части средней школы и оказывают существенное влияние на физическое развитие подростков.
Объект исследования – скоростно-силовые качества юношей 14-15, занимающихся футболом. Предмет исследования – система факторов, определяющих особенности физического развития скоростно-силовых качеств юношей 14-15, занимающихся футболом.
При написании работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, логический, общенаучный диалектический метод познания социальных явлений, сравнительный.
Теоретической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию развития скоростно-силовых качеств юношей 14-15, занимающихся футболом.
Информационная и эмпирическая база исследования основана на использовании методических пособий по теме исследования, публикаций периодических печатных изданий
Научная и практическая актуальность работы заключается в том, что мероприятия развития скоростно-силовых качеств юношей 14-15, занимающихся футболом, могут быть апробированы на практике.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты развития скоростно-силовых качеств юношей 14-15 лет, занимающихся футболом
1.1. Понятие скоростно-силовых качеств юношей
Скоростно-силовое качество (способность) характеризуется напряжением мышц, которое проявляется по мере необходимости в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, обычно с максимальной мощностью, но обычно не достигает максимального значения. Они проявляются в двигательных движениях, при которых, наряду со значительной мышечной силой, необходима скорость передвижения.
Скоростно-силовые качества проявляются в спортивных движениях, при которых, сопровождаясь значительной мышечной силой, требуется скорость передвижения (например, сила отталкивания при длительном стоянии и беге и прыжках в высоту, последние при метании спортивных снарядов). В то же время, чем большую внешнюю нагрузку преодолевает спортсмен (например, при подъеме штанги на грудь), тем больше роль силовой составляющей, а по мере уменьшения веса (например, при метании копья) возрастает важность скоростной составляющей.
Отношение силы к скорости определяется уравнением А. Хилла, в соответствии с этим уравнением увеличение скорости выполнения упражнения достигается за счет увеличения скорости сокращения мышц и увеличения уровня максимальной тяги. В то же время силовые упражнения окажут положительное влияние на сокращение мышц только тогда, когда показатель силы увеличится в упражнении, в котором они хотят показать максимальную скорость. Скоростно-силовые способности включают в себя быструю силу и взрывную мощь. Быстрая интенсивность характеризуется ненасыщенным мышечным тонусом, который проявляется в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предела. Взрывная сила отражает способность человека достигать максимальной интенсивности в кратчайшие сроки при выполнении спортивных действий (например, при низких стартах, таких как спринт, легкоатлетические прыжки и метание).
Взрывная сила характеризуется двумя составляющими: стартовой силой и силой ускорения. Начальная сила - это характеристика способности мышц быстро развиваться и усиленно работать в начальный момент напряжения. Ускорение - это способность мышц быстро увеличивать свои рабочие усилия при условии, что они начинают сокращаться. Градиент силы используется как показатель взрывной силы, то есть скорости, с которой она увеличивается, которая определяется как отношение максимальной приложенной силы к времени ее достижения, или как время достижения определенного выбранного уровня мышечной силы (абсолютный градиент), или как половина максимального значения силы, максимальное усилие, или скорость и сила движения. Репрезентативный градиент силы выше, чем у неспортсменов или спортсменов, тренирующихся на выносливость. Разница в абсолютном градиенте силы особенно существенна. Показатель взрывной силы не очень сильно зависит от максимальной произвольной изометрической силы. Таким образом, упражнения на равноудаление, увеличивая статическую силу, слегка изменяют взрывную силу, определяемую градиентом интенсивности или прыгучестью (подпрыгивание на прямых ногах или с места в длину) [11].
Максимальная мощность (иногда называемая «взрывной») является результатом наилучшего сочетания силы и скорости. Сила проявляется во многих физических упражнениях: метании, прыжках, спринтерском беге, борьбе. Чем выше сила, которую развивает спортсмен, тем большую скорость он может передать снаряду или своему собственному телу, поскольку конечная скорость определяется силой и быстродействием удара.
Мощность можно увеличить, увеличив интенсивность или скорость сокращения мышц, или и то, и другое. Обычно максимальное увеличение мощности достигается за счет увеличения мышечной силы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Золотарев А.П. Методические основы интегральной подготовки юных футболистов / А.П. Золотарев, Р.З. Гакаме, В.З. Ивасев // Физическая культура, спорт наука и практика. - 2014. - № 1-4. - С. 38-42.
2. Информационно-оздоровительные технологии в системе подготовки высококвалифицированных акробатов и гимнасток : учебно-методическое пособие / А.И. Плотников, A.B. Плешкань, Т.Н. Полионова, В.В. Падалка. -Краснодар : б.и., 2013. 75 с.
3. Петухов А. В. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов.- М.: Советский спорт , 2012.- 340с.
4. Петько С. Н. Теория и методика обучения футболу. Учебное пособие / С. Н. Петько.- Воронеж.: ВГПУ, 2013.-70с.
5. Смирнов Ю.И. Основные свойства и показатели спортивной подготовленности. - Уч. пособие. Малаховка, МОГИФК, 2017. – 215 с..
6. Сосина В.Ю. Хореография в гимнастике: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.Ю. Сосина. - Киев: изд-во Олимп. лит., 2016. - 136 с.
7. Степанова, И.А. Анализ показателей уровня развития физических способностей у гимнасток на этапе углубленной специализации в художественной гимнастике / И.А. Степанова, И.В. Цепелевич, Т.В. Жукова. МОГИФК. № 5. – с. 55-69
8. Суслаков Б.А. Статистические методы обработки результатов измерений// спортивная метрология: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ../ Под ред. В.М. Зациорского. - М.: ФИС, 2015. - с. 28-51.
9. Суслов Ф.П. и др. Бег на средние и длинные дистанции: Система подготовки. М., ФиС, 2015. - 176 с.
10. Сучилин А.А., Козловский В.И., Парамонов В.Н., Шамардин А.И. Возрастная динамика психомоторики и ее учет при подготовке юных футболистов // Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов. -Волгоград: Изд.«Волгоградская правда», 2016. -С. 6- 10.
11. Терзи М.С.,. Камскова Ю.Г, Павлова В.И., Макаренко В.Г.. Медико-биологический подход к моделированию тренировок у подростков на начальном этапе спортивной подготовки в тхэквон-до // Оздоровительные технологии XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, 3-5 декабря 2012 г., г. Челябинск. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2012. - 293 с.
12. Трушина Е.А. Развитие спортивной индустрии в России / Е.А. Трушина, А.А. Сергеев // Интерактивная наука – № 10. – 2017. – С. 165
13. Тыщенко И.К. Здоровье без лекарств. Сборник. -М.: ФиС, 2016.
14. Феоктистов М. Ф. Технология развития физических способностей подростков на основе учета сенситивых периодов: дис. канд. пед. наукВолгоград ,2013.-154с.
15. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Уч. пособие для институтов и техникумов физической культуры. М., ФиС, 2017. - с. 68-79.
16. Фомин М.А. Физиология человека. -М.: Просвещение; Владос, 2012.-416 с.
17. Харитонов В.И., Бажанова М.В., Исаев А.П., Мишаро Н.З., Кубицкий СИ. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся. -Челябинск, 2012. -158 с.
18. Хоменков Л.С. Книга тренера по легкой атлетике. М., ФиС, 2017. – 250 с.
19. Чернецов М. М. Индивидуализация процесса физической подготовленности юных футболистов 11-12 лет на основе дифференциации соматических типов : дис. канд. пед. наук. – Смоленск 2014.:- 156с.