Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Количество и разнообразие детей с особенностями в развитии стремительно растёт. Это стимулирует научные исследования углублять изучение специфики психического развития детей. В последнее время всё больше внимания уделяется изучению психолого – педагогических особенностей детей. Однако многие вопросы остаются без ответа.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют собой одну из самых сложных для адаптации групп среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Многие учёные по всему миру занимаются изучением проблем этих детей. Это связано с увеличением числа детей с РАС, а также сложностью коррекции этого необычного заболевания.
Необходимость изучения психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра определяет актуальность нашего исследования. Вокруг аутизма существует множество мифов и предположений, что связано с недостаточной изученностью проблемы. Некоторые психиатры отрицают существование аутизма, считая его умственной отсталостью или ранней шизофренией, а в быту таких детей сравнивают с детьми индиго или описывают как замкнутых и отчуждённых.
В научных работах по аутизму можно обнаружить ряд недостатков, связанных с характеристиками детей с РАС. Например, аутисты испытывают трудности в общении, путают живое и неживое, имеют разный уровень интеллекта и эмоциональную слепоту. Эти особенности указывают на недостаточную осведомлённость авторов о проблеме и отсутствие опыта работы с такими детьми.
Проблема особенностей при аутизме остаётся малоизученной, и многие вопросы остаются открытыми, что затрудняет процесс обучения, воспитания и коррекции поведения таких детей.
Для успешного развития детей дошкольного возраста с РАС необходимо применять индивидуальные педагогические методики и подходы, учитывающие их специфические потребности и особенности. Важно создавать поддерживающую и безопасную среду, где дети с РАС могут развиваться и обучаться. Также важно сотрудничать с психологами и специалистами по РАС для эффективной работы с детьми и помощи им в преодолении трудностей.
Объект исследования: психолого-педагогические особенности детей.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: провести анализ психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общее понятие «РАС» и его характеристику.
2. Определить психолого педагогические особенности детей с расстройством аутистического спектра.
3. Разработать алгоритм коррекционной практической работы с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
4. Выделить методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: анализ теоретической литературы, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
1.1 Общее понятие «РАС» и его характеристика
Сегодня аутизм — серьёзная социальная проблема, которая становится всё более актуальной. Она затрагивает детей с похожими проблемами развития, но разными способами их решения. Это объясняет восприятие аутизма как совокупности расстройств аутистического спектра [1, с. 90].
Расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются определёнными психологическими особенностями, связанными с трудностями в социальном взаимодействии, коммуникации и ограниченным кругом интересов. Такие нарушения могут привести к проблемам с адаптацией в обществе и искажению механизмов поведения, необходимых для нормального развития ребёнка.
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это общее нарушение развития, характеризующееся аномалиями и задержками в развитии ребёнка, а также психопатологическими изменениями в трёх основных сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которые являются ограниченными, стереотипными и монотонными. Эти специфические диагностические особенности часто сопровождаются другими неспецифическими проблемами, такими как фобии, нарушения сна и питания, раздражительность и самоагрессия [3, с. 123].
РАС охватывает различные виды нарушений развития. Согласно данным ВОЗ, за последние 10 лет число детей с РАС увеличилось в 10 раз. Эти дети могут посещать массовые детские сады и школы, а также специализированные группы и классы. Необходимость понимания разных аспектов РАС становится очевидной, поскольку кроме классического аутизма существует множество сходных с ним расстройств. Правильное определение РАС важно для точной диагностики, улучшения коррекционной работы специалистов, учёта особенностей детей родителями и педагогами в процессе обучения.
Есть два основных подхода к классификации расстройств аутистического спектра: МКБ-10 и классификация К. Гилберта и Т. Питерса.
Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к классу «Психические расстройства поведения» и блоку «Расстройства психологического развития». В соответствии с МКБ-10, РАС включают следующие диагнозы: детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F84.3), гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4), и синдром Аспергера (F84.5).
Классификация К. Гилберта и Т. Питерса разделяет РАС на следующие категории: классический аутизм или синдром Каннера, синдром Аспергера, детское первазивное (дезинтегративное) расстройство, другие заболевания, похожие на аутизм, и аутичные состояния [2, с. 14].
Классический аутизм, также известный как синдром Каннера, представляет собой сложное расстройство, характеризующееся рядом нарушений. Основные диагностические системы, такие как МКБ-10, DSM-III-R и DSM-IV, сходятся во мнении, что для постановки диагноза аутизма необходимо наличие триады симптомов: дефицит социального взаимодействия (трудности в понимании чувств и эмоций других людей и выражении собственных, что затрудняет социализацию), дефицит взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) и недостаточное развитие воображения, проявляющееся в ограниченном спектре поведения.
Однако существуют дополнительные симптомы, которые часто сопутствуют аутизму, хотя и не считаются основными для постановки диагноза. К ним относятся: гиперактивность (особенно в раннем детстве или подростковом возрасте), повышенная чувствительность к звукам, прикосновениям, необычные пищевые привычки, аутоагрессия (нанесение себе вреда), пониженная болевая чувствительность, агрессивное поведение и изменчивость настроения. Эти симптомы встречаются, по крайней мере, у трети людей с аутизмом.
Синдром Аспергера характерен для людей с нормальным или высоким интеллектуальным уровнем. Особенностью этого нарушения является раннее развитие речи, сохранение интереса к окружающему миру и адаптивных навыков. Этот синдром определяется по тем же критериям, что и аутизм, но исключает критерии, связанные с коммуникативными нарушениями.
Синдром Ретта — это одна из самых распространённых патологий среди наследственных форм умственной отсталости, которая поражает исключительно девочек. В процессе развития заболевания часто выделяют четыре этапа.
Первая стадия — стагнация. Возраст, когда проявляются первые признаки заболевания, варьируется от четырёх месяцев до 2,5 лет. Начальные симптомы включают замедление психомоторного развития ребёнка и роста головы, а также потерю движений, похожих на «мытьё рук». Более чем у половины детей возникают аномалии дыхания и возможны судорожные припадки. Важный симптом — потеря контакта с окружающими.
Затем следует период регресса нервно-психического развития, который обычно начинается в возрасте от 1 до 3 лет и характеризуется беспокойством, безутешным плачем и нарушениями сна. В течение нескольких недель или месяцев ребёнок теряет ранее приобретённые навыки, включая целенаправленные движения рук и речь.
Третья стадия длится в дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период состояние детей стабилизируется. Основные проблемы связаны с глубокой умственной отсталостью, судорожными припадками и двигательными нарушениями. Беспокойство уменьшается, сон улучшается, и появляется возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком.
На четвёртой стадии, которая наступает к концу первого десятилетия жизни, двигательные нарушения продолжают прогрессировать, но судороги становятся реже. В таком состоянии пациенты могут находиться многие годы.
Атипичный аутизм рассматривается как разновидность общего расстройства развития, отличающаяся от классического аутизма возрастом начала или отсутствием одного из трёх диагностических критериев. Этот тип аутизма часто встречается у детей с серьёзными интеллектуальными нарушениями, у которых низкий уровень функционирования приводит к появлению специфических поведенческих особенностей, необходимых для постановки диагноза аутизма. Также он может возникать у людей с тяжёлыми проблемами в понимании устной речи. Таким образом, атипичный аутизм представляет собой состояние, существенно отличающееся от классического аутизма.
Детское первазивное (дезинтегративное) расстройство затрагивает небольшую группу детей, которые развиваются без заметных отклонений в возрасте от 1,5 до 4 лет, а затем у них возникают тяжёлые симптомы аутизма. У детей с более продолжительным периодом нормального развития впоследствии наблюдалась ярко выраженная регрессия навыков и развитие множества симптомов, характерных для аутизма. Ранее совокупность этих симптомов рассматривалась как психоз Геллера, деменция Геллера или дезинтегративный психоз. Однако сейчас эти термины считаются устаревшими, и используется понятие детского первазивного (дезинтегративного) расстройства.
Те, кто демонстрирует три или более симптома, но не соответствует всем критериям аутизма, синдрома Аспергера, детского дезинтегративного расстройства или схожего с аутизмом состояния, могут быть диагностированы как имеющие аутичный характер. Многие дети с нарушением внимания и трудностями в моторике демонстрируют аутичные черты [2, с. 45].
Таким образом, расстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой спектр психологических характеристик, связанных с аномальным поведением и трудностями в социальном взаимодействии и коммуникации. Эти нарушения могут привести к проблемам с адаптацией в обществе и искажению поведения. РАС включает в себя различные состояния, такие как классический аутизм, синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство и другие заболевания, схожие с аутизмом.
1.2 Психолого педагогические особенности детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Аутичный ребёнок, несмотря на свою социальную неприспособленность, может обладать высоким интеллектом в определённой области, например, быть талантливым шахматистом или выдающимся математиком. Также таким детям свойственна непостоянность: в некоторых ситуациях они ловки, а в других становятся неуклюжими и рассеянными. Эту особенность в поведении аутичных детей В. В. Лебединский назвал психическим дизонтогенезом или «искажённым развитием» [6, с. 123].
Внимание. Проблемы с концентрацией внимания могут быть обнаружены уже в раннем возрасте у детей с РАС. Например, аутичный ребёнок не может сосредоточиться на игрушке в руках взрослого: его не привлекают её цвет, размер и издаваемые звуки. Также возникают сложности с целенаправленным привлечением внимания ребёнка к игрушке из-за отсутствия координации, умения использовать жесты и следить взглядом за предметом во время игры. Ребёнок также не реагирует на своё имя.
Совместное и произвольное внимание у детей с РАС также нарушено: им сложно фиксировать внимание, они не проявляют интереса к предметам, и переключить внимание ребёнка на нужный предмет специалисту бывает проблематично. И. Л. Шпицберг отмечает, что детям с аутизмом свойственно разделённое внимание: ребёнок не указывает пальцем на что-либо и не привлекает внимания родителей к своим занятиям [19, с. 145].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 2019. – 566 с.
2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов / Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 144 с.
3. Каращук Л.Н. Проблема аутизма в современном мире / Каращук Л.Н., Разживина М.И., Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» // Электронный источник // Режим доступа: www.humjournal.rzgmu.ru / 2014 г. // Дата обращения: 01. 07. 2024
4. Ковалец, И.В. Основные направления работы с аутичными детьми / И.В. Ковалец // Дефектология. — 2018. — №2. — 890 с.
5. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - М: Просвещение. 2015 – 96с.
6. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. В. Лебединский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2018. - 144 с.
7. Либлинг, М. М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом / М.М. Либлинг // Дефектология. — 2017. — №4. — 455 с.
8. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 2019. - 95 с.
9. Михайлова, Л. Индивидуальный подход к детям с аутистическими чертами / Л. Михайлова, С. Лепкович, Л. Коптева // Дошкольное воспитание.: науч.-метод. журн. – Москва : ИД «Воспитание дошкольника», 2018. - №5. — 145 с.
10. Морозов С.А. К вопросу о коморбидности при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 2. 169 с.
11. Морозов, С.А. Некоторые особенности ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра / С.А. Морозов, С.С. Морозов, Т.И. Морозова // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – № 2. – 345 с.
12. Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма. Сенсорные проблемы аутизма // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – Т. 14, № 3(52). – 67 с.
13. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг . М: Теревинф, 2005 – 288с.
14. Пальчик, А.А. Рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройством аутистического спектра: Пособие для родителей / составитель: А.А. Пальчик. – Иркутск: Издательство ГАУ ЦППМиСП, 2018. – 34 с.
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 года, // Электронный источник// режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd// Дата обращения: 01.07.2024
16. Сластенин, В.А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: 64 Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
17. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Н.Ф.Талызина. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.
18. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Электронный источник// Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ // Дата обращения: 29.06.2024
19. Шпицберг И.Л. Разговор с учёным. Аутизм как защита от мира, интервью, Harvard Business Review Ноябрь 2014. // Электронный источник // Режим доступа: https://mgppu.ru/news/3255 // Дата обращения: 29.06.2024
20. Яковлева, Г.В. Научно-методическое сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.В. Яковлева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2018. – 566 с.