Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, склады являются важными звеньями технологического процесса промышленных предприятий. Они требуют современной организации, современных технологий и квалифицированных кадров.
Логист, в компетенции которого находится складирование, управляет потоками, проходящими через склад и всю складскую сеть компании, обеспечивая оптимизацию затрат при удовлетворении потребностей обслуживаемой клиентской базы.
Для того, чтобы оптимизировать работу склада, минимизировать различного вида потери, все больше и больше современных компаний начинают изучать и в последствии внедрять инновационные технологии на складе.
На сегодняшний день возрос интерес в успешном внедрении данной концепции не только на производственных участках, но и в других зонах предприятия, например, на складе. Оптимизация складских операций позволяет компании быть более гибкой и эффективной, тем самым повышая ее конкурентные преимущества.
Склад - это сложное техническое сооружение, предназначенное для приемки, размещения, накопления, хранения, переработки, отпуска и доставки продукции потребителям.
Основной задачей логистической деятельности является оптимизация движения различных потоков в системе товародвижения. Результирующим показателем такой оптимизации выступает снижение всех необходимых затрат.
Актуальность исследуемой темы определяется значимостью эффективности организации работы склада в общей цепи поставок. Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:
- временное размещение и хранение материальных запасов;
- преобразование материальных потоков;
- обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Организация управления хранением товаров на складе является отражением первой из этих функций. В связи с этим тема данной Дипломной работы является актуальной.
Объект исследования – деятельность ООО «Минимакс» в части организации управления хранением товаров на складе.
Предмет исследования – складская деятельность ООО «Минимакс».
Цель исследования – разработка рекомендаций по рационализации хранения продукции предприятия в соответствующих условиях работы.
Задачи исследования.
- изучить организацию эффективной работы склада;
- исследовать ключевые показатели и методы повышения эффективности работы склада;
- выполнить расчет параметров и оценка эффективности работы на складе «Минимакс»;
- раскрыть основные проблемы склада;
- разработать предложения по усовершенствованию организации складских операций.
При написании работы использовались следующие методы научного исследования:
1. Теоретический анализ и синтез.
2. Реферирование информационных источников.
3. Анализ научной литературы и документов.
4. Наблюдение.
5. Интервью, беседа.
1 ГЛАВА Теоретические аспекты организации и управления работой складов
1.1 Организация эффективной работы склада
Цепь поставок может эффективно конкурировать на рынке только при рациональном использовании имеющихся ресурсов и при постоянном совершенствовании и развитии последних.
Ресурсы цепи поставок имеют свои ограничения. Эти ограничения, как правило, связаны с взаимодействием предприятий внутри цепи. Ограничения обусловлены соответствующими логистическими процессами [4].
Кроме определения планов минимизации издержек или максимизации дохода оптимизационные модели могут определить компромисс между этими целями.
Логистические издержки – это все совокупные расходы, направленные на реализацию логистического сервиса, в том числе на оформление заявок, покупку продукции, складирование, перевозку, хранение, разгрузку, а также расходы на обеспечение отмеченных выше процессов.
Складирование – это процесс, заключающийся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечивающая сохранность запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы [7].
Логистика складирования - отрасль логистики, занимающаяся вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. Это также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве [12].
Консолидация грузов на складе происходит, когда товары от нескольких поставщиков объединяются в одну отправку, которая доставляется нескольким заказчикам. Это позволяет сократить транспортные расходы, так как товары могут быть доставлены одним транспортным средством.
Последовательность решения логистической задачи организации эффективного складского хозяйства:
необходимо определить целесообразность создания склада или использования прямых поставок;
выбрать наиболее подходящий тип склада - распределительный, перевалочный и т.д.;
рассчитать оптимальное количество складов с учетом потребностей компании;
провести анализ и выбрать наиболее оптимальные места расположения складов с учетом источников поставок и рынков сбыта;
разработать проект логистической системы склада, определив основные технологические процессы.
Такая последовательная проработка ключевых аспектов позволяет создать эффективную и оптимальную по затратам систему складирования. Основные пути решения вопроса о целесообразности создания склада:
работа по принципу «точно в срок» без запасов;
передача функций по запасам сторонней логистической компании;
создание собственной складской инфраструктуры.
Принятие решения должно базироваться на:
анализе характеристик потоков в цепочке поставок;
прогнозе потенциальной прибыли от склада;
оценке затрат на его создание и функционирование;
сопоставлении прибыли и затрат.
Также следует учитывать риски и преимущества каждого варианта. Одним из этапов проектирования логистической системы является выбор типа склада. Существуют три основных типа складов: собственные, коллективного пользования и контрактные.
Контрактные склады отличаются от коллективных складов более широким спектром предоставляемых услуг, долгосрочными отношениями с клиентами и учетом их индивидуальных требований. Контрактные склады обычно заключают договоры с клиентами на предоставление складских услуг на длительный срок, учитывая их специфические потребности.
При выборе типа склада важно учитывать экономические расчеты и логистические рекомендации. Собственные склады обычно целесообразно иметь в случае стабильно высоких потоков товаров на устоявшемся рынке с постоянным спросом. Собственные склады обеспечивают полный контроль над складскими операциями, но требуют значительных инвестиций и ресурсов.
Склады коллективного пользования, в свою очередь, предпочтительны при небольших объемах товарных потоков, сезонных запасах или при освоении нового рынка, где уровень и стабильность продаж сложно прогнозировать. Использование коллективных складов позволяет снизить затраты и гибко реагировать на изменения спроса и потребностей клиентов.
Определение оптимального количества складов является важным аспектом логистического планирования. Распределение складов в географическом плане и их количество имеют существенное влияние на логистические издержки и уровень обслуживания.
Третий вариант с пятью складами, ближе расположенными к потребителям, может снизить транспортные расходы за счет более коротких доставок и более быстрого доступа к товарам. Однако увеличение количества складов может привести к увеличению затрат на содержание и управление складами.
Определение оптимального количества складов - это компромисс между различными видами затрат. Цель состоит в том, чтобы найти точку, где общие логистические издержки будут минимальными. Это может потребовать проведения детального анализа, включая стоимость транспортировки, стоимость содержания складов, требования к обслуживанию клиентов и другие факторы, чтобы определить оптимальное количество и размещение складов в системе распределения.
Следует иметь в виду следующие обстоятельства: склады способствуют трансформации товаропотока за счет изменения параметров входящих и исходящих грузовых отправлений по размерам, составу, физическим характеристикам поступающих товаров, графику отгрузки. товар. статьи. транспорт и др. В складской системе материальные потоки взаимодействуют при движении материалов) и хранении (помимо складирования выполняются разные виды выравнивания потока товаров, проходящих через склад).
Движение материальных потоков в цепочке поставок невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Передвижение по складу связано со стоимостью жизни и материализованной рабочей силы, что увеличивает стоимость товаров. В связи с этим вопросы, связанные со складскими операциями, существенно влияют на рационализацию материальных потоков в цепочке поставок, использование транспортных средств и себестоимость реализации [14].
При этом следует учитывать, что в каждом индивидуальном случае конкретного склада параметры складской системы существенно отличаются друг от друга, а также ее элементы и сама конструкция в зависимости от соотношения. факторы могут сделать его прибыльным. Обязательным условием для этого является четкое определение функциональных задач и тщательный анализ обработки грузов внутри и вне склада. Диапазон гибкости должен быть ограничен практическими и разумными преимуществами. Это означает, что все затраты должны быть экономически оправданы, то есть внедрение любого технологического и технического решения, связанного с капитальными вложениями, должно исходить из рациональных возможностей, а не из тенденций и тенденций рынка. Компания. мода. имеющиеся на рынке технические возможности.
Исходя из самой логистической концепции в любой фирме логистическая структура, независимо от ее размера, должна отвечать за планирование, управление, контроль потока товаров и материалов как внутри фирмы, так и за ее пределами. Организуя снабжение и сбыт как единый комплекс материального обеспечения производства, логистическая структура фирмы должна добиваться снижения затрат на изготовление продукции, повышать приспосабливаемость фирмы к запросам рынка и гарантии клиента.
Товарно-материальные запасы являются составной частью оборотных активов и занимают значительное место в построении логистического процесса на любом предприятии.
Теоретический обзор литературы позволяет выделить следующую структуру товарно-материальных запасов (рисунок 1)
Рисунок 1 - Структура товарно-материальных запасов
Как видно из рисунка 1 товарно-материальные ресурсы подразделяют на две группы: первая группа – основные материалы, вторая группа – вспомогательные. Состав оборотных средств охватывает группу элементов, которые образуют оборотные производственные фонды и фонды обращения. Часть оборотных средств является ресурсами. В свою очередь ресурсы подразделяются на: товарно-материальные ресурсы, готовую продукцию на складе, незавершенное производство и т.д.
Рассмотрим основные виды товарно-материальных ресурсов.
1) Сырье и основные материалы - предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта.
2) Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (смазочные, обтирочные материалы и др.)
3) Покупные полуфабрикаты – сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу.
4) Возвратные отходы производства – остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).
5) Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).
6) Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.
7) Инвентарь и хозяйственные принадлежности - это часть материально- производственных ресурсов организации, используемая в течение не более 12 месяцев в качестве средств труда или обычного операционного цикла.
1.2 Ключевые показатели и методы повышения эффективности работы склада
Для оценки результатов логистической деятельности предприятия должны использоваться соответствующие логистические показатели.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин Б.А. Логистика. Учебник для вузов. / Под ред. Аникина Б.А. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 368 с.
2. Вергиев Н. «Склад как бедный родственник? 9 принципов складского хозяйства». // Современный склад. - 2020. - № 2.
3. Волгин В.В. Склад. - М.: Дашков и К, 2019. - 768 с.
4. Гаджинский А. М. Логистика. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2014. - 228 с.
5. Гаджинский А.М. Логистика. Учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 396 с.
6. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика. Учебно-практическое пособие. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2014. - 176 с.
7. Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мерфи-мл. П. Современная логистика. - 7-е изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2019. - 624 с.
8. Ефремов А. «WMS - фундамент эффективного склада». // Современный склад. - 2020. - № 1.
9. Казаковская Н. «Муки выбора - Российская или Западная». // Современный склад. - 2019. - № 4.
10. Капущак К. «WMS: шагнуть на новую ступень». // Современный склад. - 2019. - № 3.
11. Конан М. «Технологии складирования парфюмерии и косметики». // Современный склад. - 2019. - № 5.
12. Кузьбожев Э. Н., Тиньков С.А. Логистика. Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: КНОРУС, 2019. - 224 с.
13. Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. - СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2020. - 768 с.
14. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: Учебное пособие. - Под ред. Л.Б. Миротина. - М.: Юристъ, 2019. - 414 с.
15. Маликов О.Б. Деловая логистика. - СПб.: Политехника, 2019. - 224 с.
16. Маликов О.Б. Склады и грузовые терминалы. - М.: Бизнес-Пресса, 2019. - 560 с.
17. Мининкова Е. «Современный склад автозапчастей: условия эффективной работы». // Современный склад. - 2020. - № 3.
18. Михайловская Я. «Внедрение без подсчетов - инвестиции без возврата». Современный склад. - 2020. - № 5.
19. Морозов О.Б. Основы логистической теории в практике успешного ведения современного бизнеса. - http://www.apmath.spbu.ru/ru/staff/morozov/
20. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2019. - 271 с.
21. Неруш Ю. М. Логистика в схемах и таблицах. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2019. - 192 с.
22. Неруш Ю.М. Логистика. Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2019. - 520 с.
23. Никифоров В.В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок. - М.: ГроссМедиа, 2020. - 192с.
24. Организация складского учета. / Под общей ред. В.В. Семенихина. - М.: Эксмо, 2019. - 80 с.
25. Савин В.И. Организация складской деятельности. Справочное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2020. - 543 с.
26. Саркисов С. В. Управление логистическими цепями поставок. Учебное пособие для вузов / С.В. Саркисов. - М.: Дело, 2020. - 368 с.
27. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. - СПб.: Политехника, 2019. - 352 с.
28. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. - СПб.: Союз, 2020. - 544 с.