Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа на тему "Разработка методического обеспечения практических занятий МДК 'Сервис на транспорте'" является важным этапом подготовки будущих специалистов среднего профессионального образования (СПО) к выполнению профессиональной деятельности в области транспортного сервиса. Выполнение данной работы позволяет обучающимся изучить теоретические основы методической работы, овладеть навыками анализа нормативно-правовой документации и получить опыт разработки учебно-методических материалов, необходимых для организации образовательного процесса.
Учебными планами по специальностям, связанным с транспортной сферой, предусмотрены курсовые работы в рамках изучения дисциплин профессионального цикла, в том числе модуля "Сервис на транспорте". Такой вид учебной деятельности позволяет обучающимся познакомиться с методологией и методами разработки методического обеспечения, освоить алгоритм создания профессионально ориентированных заданий и рекомендаций, направленных на развитие компетенций обучающихся.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена современными требованиями к качеству подготовки специалистов транспортной отрасли, возросшими объемами перевозок и повышением стандартов обслуживания пассажиров и грузоотправителей. Эти факторы требуют модернизации учебного процесса в системе СПО, включающей разработку и внедрение современных методических материалов, соответствующих требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Выполнение курсовой работы способствует развитию профессиональных и исследовательских умений обучающихся, формированию навыков проектирования и реализации образовательного процесса, а также подготовке к написанию и защите выпускной квалификационной работы.
Цель работы заключается в разработке методического обеспечения, ориентированного на специфику дисциплины "Сервис на транспорте", которое обеспечит эффективную организацию и проведение практических занятий для студентов среднего профессионального образования.
Задачи курсовой работы включают:
1. Изучение теоретических основ разработки методического обеспечения практических занятий в системе СПО.
2. Анализ нормативно-правовой документации (ФГОС СПО, учебных планов и программ) для определения требований к методическому обеспечению.
3. Разработка учебно-методических материалов, включающих рекомендации, рефлексивно-оценочные листы и профессионально ориентированные задания, обеспечивающих достижение образовательных целей.
Методы исследования включают теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) и эмпирические (анализ нормативной документации, анкетирование педагогов и студентов для выявления проблем и потребностей).
Новизна курсовой работы заключается в создании комплексного методического обеспечения, адаптированного к специфике дисциплины "Сервис на транспорте". Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных материалов в образовательной практике СПО для повышения качества подготовки специалистов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СИСТЕМЕ СПО
1.1 Особенности организации практических занятий в системе СПО при реализации ФГОС СПО
Организация практических занятий в системе среднего профессионального образования (СПО) в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является ключевым аспектом подготовки квалифицированных специалистов. ФГОС СПО четвертого поколения предписывают, чтобы практическое обучение занимало не менее 60% от общего объема образовательной программы, что подчеркивает значимость практико-ориентированного подхода в образовательном процессе.
Прядильникова О.В. в своем учебном пособии акцентирует внимание на необходимости проектирования современных учебных занятий в СПО с учетом требований ФГОС. Она подчеркивает, что учебное занятие должно обеспечивать развитие творческого мышления обучающихся, навыков самостоятельного и критического мышления, а также умений работать с информацией и в коллективе [10].
Игонина Е.В. рассматривает технологии практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС СПО-4, отмечая, что результаты образования определяют готовность выпускника к самостоятельной организации познавательной деятельности. Она подчеркивает важность технологического подхода в профессиональном образовании, где практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются при непосредственном участии работодателей [11].
В статье, опубликованной Еременкой Л.Е., обсуждаются особенности организации практического обучения в колледже. Авторы отмечают, что при реализации основных профессиональных образовательных программ СПО предусматриваются учебная и производственная практики, а обучение профессиональным умениям и навыкам происходит в процессе моделирования профессиональной деятельности [12].
Современные образовательные учреждения, особенно те, которые функционируют в системе среднего профессионального образования, выступают в качестве репрезентативной модели социума, отражая его ключевые особенности и тенденции. В таких образовательных организациях формируются базовые ценности, обеспечивается социализация студентов и развиваются навыки, соответствующие требованиям современного общества. Именно здесь закладываются основы профессиональной культуры, развиваются способности к самостоятельному мышлению, а также формируются социально значимые установки, направленные на осознание личной ответственности перед обществом и государством [13].
Практические занятия являются неотъемлемым элементом образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Они обеспечивают углубленное осмысление теоретических знаний и их применение в конкретных профессиональных ситуациях. Важнейшим аспектом их организации является создание условий, способствующих эффективному усвоению материалов, формированию критического мышления и развитию аналитических способностей обучающихся. Исследования показывают, что такие занятия стимулируют студентов к самостоятельному поиску решений, повышают уровень их профессиональной подготовки и развивают способность адаптироваться к изменяющимся условиям информационного и трудового пространства [3].
В соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации образовательный процесс в профессиональных учебных заведениях направлен на комплексное развитие личности, что включает в себя не только академическое, но и профессиональное, а также личностное становление. Одним из ключевых инструментов достижения этой цели является стимулирование самостоятельной когнитивной и мыслительной активности обучающихся. Это способствует раскрытию их внутреннего потенциала, формированию профессиональных навыков и компетенций, которые необходимы для успешного трудоустройства.
Студенты профессиональных образовательных учреждений представляют собой категорию обучающихся, которые обязаны демонстрировать высокий уровень готовности к быстрому освоению новых знаний и умений, гибкости в решении профессиональных задач, а также способности к эффективному использованию информационных ресурсов. Особенности современного рынка труда подчеркивают важность формирования у них практических навыков, которые обеспечивают конкурентоспособность выпускников. Работодатели отдают предпочтение специалистам, которые обладают опытом выполнения профессиональных задач и могут оперативно адаптировать теоретические знания к прикладным условиям [1].
Система среднего профессионального образования нацелена на развитие компетенций, которые позволяют выпускникам не только эффективно выполнять поставленные профессиональные задачи, но и обеспечивать их интеграцию в сложные производственные процессы. Организация практических занятий способствует закреплению теоретических знаний, формированию устойчивых навыков их применения и подготовке студентов к самостоятельной профессиональной деятельности. Таким образом, практические занятия становятся инструментом целенаправленной подготовки квалифицированных кадров, соответствующих требованиям работодателей и стандартам профессиональной деятельности.
В современной организации образовательного процесса среднего профессионального образования практическое занятие выступает ведущей формой обучения, обеспечивающей не только передачу знаний, но и развитие профессиональных компетенций. Практическое занятие представляет собой вариативную форму взаимодействия преподавателя и обучающегося, направленную на коллективное решение задач образования, воспитания и профессионального становления. В отличие от лекции, оно характеризуется высокой степенью регламентированности, поскольку преподаватель активно управляет учебной деятельностью обучающихся, координируя выполнение заданий и оценивая их результаты.
Эффективность практического занятия определяется выбором подходящей формы его организации. Если используется групповая форма, преподаватель стремится развить навыки совместной работы у обучающихся, стимулируя их к выполнению коллективных заданий, что способствует формированию коммуникативных компетенций. Индивидуальная форма занятий, напротив, акцентирует внимание на личных достижениях студента, раскрывая его потенциал, индивидуальный подход к решению задач и формируя навыки самостоятельного анализа.
Практическое занятие также имеет четкие цели, включающие формирование практических умений и навыков, как профессиональных, так и учебных. Каждый этап занятия должен быть четко регламентирован, включая объяснение правил работы и установление временных рамок выполнения задания. Таким образом, организация процесса способствует не только развитию профессиональных компетенций, но и повышает мотивацию студентов к активному участию в учебной деятельности [2].
Классификации практических занятий разнообразны, однако одной из наиболее распространенных является деление на занятия по характеру выполняемых заданий. Ознакомительные занятия способствуют закреплению изученного материала и выявлению пробелов в знаниях, аналитические направлены на получение новой информации путем обобщения и систематизации уже освоенных знаний, а творческие занятия предполагают самостоятельный поиск решений с использованием оригинальных подходов [7].
Семинарское занятие, как одна из разновидностей практических занятий, представляет собой форму обучения, ориентированную на закрепление теоретического материала. Семинары могут проводиться как в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бичева, И.Б. Организация контактной самостоятельной работы в профессиональной подготовке педагогов / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2020. – № 4 (36). – С. 372–385.
2. Быстрова, Н.В. Интерактивные формы проведения практических занятий в вузе / Н.В. Быстрова, П.Н. Чеснокова, Д.А. Спиридонова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 73-2. – С. 50–53.
3. Быстрова, Н.В. Роль инновационных технологий при формировании ключевых профессиональных компетенций у студентов вуза / Н.В. Быстрова, П.Н. Чеснокова, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-3. – С. 51–54.
4. Власова, В.И. Система практической подготовки студентов педагогических вузов в современном российском высшем образовании: состояние, проблемы, перспективы / В.И. Власова, Е.В. Сыпко // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 2 (93). – С. 19–22.
5. Маркова, С.М. Особенности производственного обучения / С.М. Маркова, О.А. Зиновьев, М.Н. Уракова // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород, 2021. – С. 31–32.
6. Маркова, С.М. Педагогические характеристики элементов содержания производственного обучения / С.М. Маркова, О.А. Зиновьев, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-3. – С. 237–239.
7. Маркова, С.М. Дидактические основы содержания практического обучения / С.М. Маркова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-1. – С. 246–249.
8. Методическая деятельность педагога профессионального обучения / С.А. Зиновьева, Н.В. Быстрова, А.Н. Гриценко, М.Н. Уракова // Школа будущего. – 2020. – № 5. – С. 204–213.
9. Проектирование учебной деятельности студентов вуза / С. Цыплакова, Н. Быстрова, Н. Тюмина, Д. Сергеева // Школа будущего. – 2018. – № 1. – С. 97–103.
10. Прядильникова О.В. Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО: Учебное пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2017. – 48 с.
11. Игонина Е.В. Технологии практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС СПО-4. – Екатеринбург: Институт развития образования, 2018. – 24 с.
12. Еременко Л.Е. Особенности организации практического обучения в колледже // Молодой ученый. – 2013. – №5. – С. 123-126.
13. Организация практического обучения в СПО при сопряжении ФГОС и ПС // Презентация. – URL: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-orghanizatsiia-praktichieskogho-ob.html
14. Елаховский Д.В., Назаров А.И. "Методическое обеспечение практических занятий бакалавров строительной специальности" Ученые записки Петрозаводского государственного университета, №. 7 (152), 2015, стр. 33-35.
15. Демография. Сайт Федеральной службы государственной статистики. 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781.
16. Анисимов В.Н., Крутько В.Н. Фундаментальные проблемы изучения продолжительности жизни // Вестник РАН. 1996. Т. 66. № 6. С. 507-511.
17. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. Женева, 2010. URL: https://iris.who.int/handle/10665/44399.
18. Шилько В.Г., Гусева Н.Л., Колпашникова В.С. Влияние занятий физическими упражнениями на продолжительность и качество жизни людей старшего поколения // Теория и практика физической культуры. 2019. № 11. С. 31-33.
19. Мильнер Е.Г. Пути повышения эффективности оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. 2000. № 9. С. 43-45.
20. Евдокимов Е.А., Пасечник И.Н. Симуляционное обучение в анестезиологии и реаниматологии // Симуляционное обучение в медицине / под ред. Н.А. Шмидта, М.Д. Горшкова. М.: Первое издательство МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. С. 146.
21. Горшков М.Д., Федоров А.В. Классификация имитационного оборудования // Виртуальные технологии в медицине. 2012. № 1. С. 21-30.
22. Шубина Л.В. Симуляционное обучение в центре непрерывного профессионального образования при медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. № 3. С. 85-91.
23. Агеева А.А., Тарасюк Н.А. Реализация функционально-коммуникативного моделирования профессиональной деятельности учителя иностранного языка в условиях повышения квалификации // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 2 (58). URL: www.scientificnotes.ru/#new-number?id=179.
24. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
25. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 221 с.
26. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
27. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 10–11 кл. М.: Просвещение, 2000. 172 с.
28. Профессионализм современного педагога / под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Логос, 2011. 168 с.
29. Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 288 с.
30. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса. 1973. № 5. С. 20-28.
31. Сластенин В.А. Профессиональная педагогика: аксиологический подход // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 4. С. 10-22.