Фрагмент для ознакомления
2
Коммуникативная сфера — это социально обусловленная область коммуникативного поведения людей, характеризующаяся тематическим (информационным) полем дискурса и функциональной направленностью. Она предполагает коммуникативную деятельность человека, имеющую свои функции, определяемые коммуникативными потребностями человека [4, с. 9].
У детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей наблюдаются особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, сложности в адаптации к самостоятельной жизни и низкая социальная активность. Эти факты подтверждаются исследованиями психологов и педагогов, такими как труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина и других.
Коммуникативная сфера личности детей-сирот характеризуется трудностями в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют обратиться к другому человеку, поддерживать контакт, адекватно выражать свои чувства и сопереживать. Это связано с условиями, в которых они росли и воспитывались, а также с отсутствием толерантности в их взаимоотношениях [6, с. 78].
Известно, что дети, оставшиеся без опеки родителей, испытывают сложности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие из них не умеют проявлять инициативу в общении, иногда стесняются ответить, когда к ним обращаются. Они не способны поддерживать контакты, выражать симпатию и сопереживание, так как часто конфликтуют или чувствуют себя одинокими, что говорит об отсутствии толерантности в их отношениях. Также у этих детей возникают проблемы с чтением, пониманием прочитанного, критическим мышлением и умением определять причины и следствия своего поведения.
Условия, в которых росли и воспитывались дети, безусловно, влияют на их будущее. Но можно помочь им подготовиться к взрослой жизни и развить социальные навыки.
Общение — это процесс взаимодействия между людьми или группами. Во время общения участники обмениваются информацией. Способность к общению включает в себя понятие «коммуникативные навыки», разработанное М. И. Лисиной [11, с. 56].
Коммуникация играет ключевую роль в развитии у детей способности ценить интересы окружающих, согласовывать свои поступки с действиями других, а также с различными заданиями и ситуациями.
В этом контексте задача учителя заключается в том, чтобы воспитать у учеников умение культурно вести себя и общаться вежливо: научить детей приветствовать и прощаться с взрослыми, использовать слова, которые выражают просьбу и благодарность, развивать у них заботливое отношение к окружающим и дружеские отношения с взрослыми, стимулировать их к взаимопомощи и взаимодействию, помогать другим детям по их просьбе, обращаться к сверстникам по имени и отвечать на их вопросы. Также важно учить детей соблюдать правила культурного поведения в общественных местах и дома.
Развитие коммуникативных умений является ключевым аспектом психологического роста ребенка и представляет собой одну из главных целей его подготовки к будущей жизни, как подчеркивает М. И. Лисина. В процессе общения дети учатся понимать, как их слова будут интерпретированы окружающими, а также развивают навыки активного слушания и внимания к словам собеседника.
Коммуникативные умения — это компетенции, которые обеспечивают возможность обмена информацией между людьми. Они охватывают стремление к взаимодействию, способность структурировать диалог и осведомленность о социальных конвенциях и этикете в процессе коммуникации [17, с. 90].
Дети, которые не находят общий язык со своими ровесниками и сталкиваются с отторжением из-за недостатка коммуникативных умений, часто испытывают чувство уязвимости и отчуждения. Это может привести к эмоциональным проблемам, таким как пониженная самооценка, повышенная застенчивость, социальная изоляция, развитие беспокойства или, в некоторых случаях, к агрессивному поведению. Такие дети склонны фокусироваться на себе, своих сильных и слабых сторонах, оставаясь изолированными от окружающих. Гармоничное развитие коммуникативной сферы необходимо не только для психического роста ребенка, но и для его успешной социализации и готовности к обучению.
Современное общество и образовательные учреждения сталкиваются с задачей развития коммуникативных навыков у детей. Важно поддержать детей в освоении навыков общения, уделить внимание развитию их личностных качеств, эмоций и духовности, что является особенно значимым в наше время. Необходимо создать условия для осознанного и активного участия детей в речевом общении, улучшать их способность понимать других и налаживать контакты, а также развивать коммуникативные умения в повседневной жизни [11, с. 89].
Таким образом, коммуникативная сфера личности сирот — это особенно важная область, требующая внимания и поддержки. Для детей, лишенных родительского попечения, развитие навыков общения является ключевым аспектом социализации и адаптации в обществе. Эти дети нуждаются в особых условиях для формирования умения вступать в контакт с окружающими, понимать их и быть понятыми, что способствует их полноценному психологическому развитию и интеграции в социальную среду. Важно создать поддерживающую среду, где сироты могут научиться выражать свои мысли и чувства, развивать эмпатию и строить здоровые межличностные отношения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абельбейсов В. А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы //Социосфера–2011. – 2011. – №. 1. – 178 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект, 2022. – 228 с
3. Астоянц М. С. Дети-сироты в России: социокультурная обусловленность личностных характеристик ребенка в условиях депривации //Вестник Евразии. – 2004. – №. 3. – 345 с.
4. Ахметшина И.А. Психолого-педагогические основы общения // Психолого-педагогические аспекты социально-коммуникативной деятельности педагога: учебное пособие / И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, О.В. Брекина, С.А. Дюпина, Т.В. Зеленкова, С.А. Озерова, И.Э. Соколовская, Н.А. Филина. – М.: Издательство «Экон-Информ», 2021. – 156 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 2005. – 455 с.
6. Волкова Г. А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. – СПб. : Каро, 2007.
7. Выготский, Л.С. Психология подростка. Собр. Соч. Т.4 / Под ред. Д.Б.Эльконина. - М.:Владос, 2005. - 209с.
8. Гуров В. Н., Вишнякова В. Ф. Реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Материалы ВНИК) //Материалы ВНИК. – 2003. – 78 с.
9. Дубровина И.Н. Психология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2013 (11-ое издание). – 204 с.
10. Ильин Е. П. и др. Психология общения и межличностных отношений. – Издательский дом" Питер", 2013. – 789 с.
11. Лисина М. И. Общение ребенка со взрослым как основной фактор возникновения активной речи в раннем возрасте // Материалы симпозиумов XXIV Все–союз. совещания по проблемам высшей нервной деятельности, посвященного 125–летию со дня рождения И. П. Павлова. – М., 1974. – 567 с.
12. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении //СПб.: Питер. – 2009. – 900 с.
13. Максимова Е. В. Формирование коммуникативных навыков у подростков// Вестник образования, науки и техники. Серия «Образование». Том 12. 2015 г - 89 с.
14. Моисеева, И. А. Особенности организации коммуникативно-речевой среды в детском доме / И. А. Моисеева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14797/ (дата обращения: 04.07.2024).
15. Мухина В. С. Социализация и воспитание. - М., 1997. – 678 с.
16. Назарова И. Б. Возможности и условия адаптации сирот //Социологические исследования. – 2021. – №. 4. – 123 с.
17. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке.– М., 2022 – 84 с.
18. Петрова А. В. Проблема сиротства в современной российской исторической науке (историографический обзор) //Фундаментальные исследования. – 2017. – 167 с.
19. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы. – М.: Академия, 2020. – 556 с.
20. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении //М.: Академия. – 2019. – 884 с.