Фрагмент для ознакомления
2
В психолого-педагогической и специализированной литературе можно найти несколько наиболее точных, на наш взгляд, определений. Например, А. З. Фахрутдинова и Н. В. Отургашева утверждают, что культура может быть связана с идеальной стороной жизни общества, отношениями между людьми и их поведением. Также культуру можно считать основой формирования идеалов в обществе, ведь именно в этой сфере создаются идеалы взаимоотношений между людьми, экономические и социальные нормы поведения (например, семейной жизни и этики). Кроме того, культуру можно рассматривать как показатель развития индивидов и исторически определённый уровень развития общества и человека, который выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях [22].
С. В. Петерина определяет культуру поведения как систему устойчивых форм ежедневного поведения, полезных для общества, в бытовых ситуациях и различных видах деятельности [19, с. 6]. В своём педагогическом словаре А. С. Воронин описывает культуру поведения как следование основным принципам и правилам человеческого взаимодействия и способность выбирать подходящий тон в общении с окружающими. Эта культура включает в себя манеру общения, этикет, а также высшую степень совершенства действий и поступков человека, улучшая его деятельность в различных областях жизни [7, с. 121]. Т. И. Бабаева рассматривает культуру поведения как обширное и сложное понятие, которое отражает суть моральных принципов в контексте наиболее важных и значимых аспектов взаимоотношений с людьми, работы и взаимодействия с предметами материальной и духовной культуры [3, с. 14]. Л. Ф. Островская и Р. С. Буре считают, что в основе культуры поведения лежит глубокое социальное нравственное чувство — уважение к человеку и законам человеческого общества [5, с. 35]. И. Н. Курочкина утверждает, что культура поведения помогает человеку общаться с окружающими, обеспечивает эмоциональное благополучие, комфорт и успешную жизнь [13, с. 14].
Таким образом, культура поведения — это комплекс повседневных действий человека в работе, играх, общении и других сферах жизни. Уровень культуры поведения в обществе определяется воспитанием ребёнка. Формирование культуры поведения происходит под влиянием национальной и этнической культуры окружающих ребёнка взрослых. Благодаря этому ребёнок адаптируется к обществу и его культурным особенностям. В широком смысле культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, передаваемых из поколения в поколение. В контексте культуры поведения она представляет собой набор приемлемых в обществе моделей поведения.
Культура поведения состоит из внешней и внутренней составляющих. М. С. Можаров определяет внешнюю культуру как способность человека взаимодействовать с обществом, которая проявляется в манерах, жестах, речи, внешнем виде, умении организовать рабочее пространство и эффективно использовать свободное время. Эта культура регулируется общепринятыми нормами и правилами поведения. Внешняя культура включает в себя правила поведения в общественных местах, принципы общения и взаимоотношения между людьми. Внутренняя культура человека включает его мировоззрение, моральные принципы, знания, интересы и духовные потребности. Этот аспект культуры личности отражается в том, как человек воспринимает окружающую реальность, относится к людям и оценивает результаты своей работы. Характер этих отношений определяет уровень воспитанности и культуры каждого человека [17, с. 78].
Поведение должно соответствовать нравственным нормам, правилам поведения в быту, в общении, в труде и этикету. То есть, поведение должно соответствовать тем духовным и нравственным ценностям, которые приняты в обществе.
Таким образом, культура поведения тесно связана с этикой, моралью и нравственностью. Этика – одна из древнейших наук, изучающая добродетели человечества. Моралью называют нравы, обычаи и законы. Сегодня под этикой понимают философскую науку, где мораль рассматривается как реальные качества поведения людей.
В «содержании культуры поведения детей дошкольного возраста выделяют следующие направления:
– культура деятельности;
– культура общения;
– культурно-гигиенические навыки и привычки» [13, с. 67].
Культура деятельности ребёнка дошкольного возраста включает в себя различные виды активности, такие как исследование, труд и игра. Культура деятельности определяется по интересу к этим видам деятельности и способности к саморегуляции поведения. В старшем дошкольном возрасте дети уже умеют контролировать своё поведение.
Культура общения у детей дошкольного возраста подразумевает соблюдение определённых норм поведения по отношению к взрослым и другим детям, основанных на взаимном уважении и доброте. Также она включает в себя культуру речи, то есть умение использовать подходящий словарный запас и выбирать подходящие интонации при общении со взрослыми и сверстниками.
Культурно-гигиенические навыки и привычки являются важной составляющей культуры поведения дошкольника. Они помогают детям не только учиться обслуживать себя и осваивать гигиенические нормы, но и понимать, что такое поведение демонстрирует уважение к окружающим [21, с. 78].
Изучение понятия «культура поведения» включает анализ категории этикета. И. Н. Курочкина определяет этикет как сложное общественное явление, состоящее из структуры поведенческих правил, зависящих от социальных групп и жизненных ситуаций, а также средств выражения уважительного отношения между людьми. Это понятие важно, поскольку этикет предназначен для того, чтобы человек мог не только чувствовать, но и проявлять уважение, привлекать других к общению и быть приятным в общении [13, с. 90].
Г. С. Асатрян и Н. Х. Геворгян дают наиболее полное определение этикета, согласно которому он представляет собой совокупность норм поведения и связанных с ними представлений. Этикет является внешним проявлением культурного наследия, аккумулирующего исторический опыт народа. Благодаря этому свойству в этикете ярко отражаются религиозно-этические представления разных культурных эпох [2, с. 90].
В контексте этого исследования важно отметить точку зрения Р. С. Буре: мораль и этикет являются историческими и общественными явлениями. Нормы этикета представляют собой внешние аспекты по отношению к моральным нормам, в то время как мораль формирует внутреннюю основу жизненной ориентации. Этикет изначально возникает как классовый и сословный феномен, но со временем многие правила и предписания этикета становятся универсальными регуляторами специфических форм человеческого взаимодействия. Возникновение этикета связано с развитием человеческой культуры и является способом очеловечивания, облагораживания природных инстинктов, страстей и аффектов. Этикет становится демократичным, входит в культуру общения и поведения, а значит, и в личностную культуру каждого человека. Вежливые формы поведения становятся неотъемлемой частью жизни культурных людей [5, с. 90].
Этикет упорядочил и структурировал правила, сложившиеся в процессе человеческого общения и поведения, а также связанные с ними качества личности. Под воздействием обстоятельств и условий он превратил их в нормативные и обязательные поведенческие рамки, ограниченные рамками классовых и сословных различий [5, с. 27].
Важно подчеркнуть, что понятия «культура поведения» и «поведенческая культура» не идентичны. Поведенческая культура включает этнические особенности, нормы, принятые определённой национальностью, а также нравы, традиции и обычаи. Таким образом, поведенческая культура является более обширным понятием, которое в рамках этого исследования не рассматривается.
Развитие культуры поведения у детей дошкольного возраста происходит постепенно. На каждой стадии дети осваивают определённые аспекты поведения в соответствии со своими возрастными психологическими особенностями: навыки деятельности, общения и гигиены.
С. А. Козлова [11, с. 55] выделяет три этапа формирования культуры поведения и взаимоотношений:
На первом этапе, который начинается в раннем возрасте, основная задача — накопить опыт одобряемого обществом (родителями) поведения.
Второй этап предполагает объяснение детям, как вести себя, чтобы заслужить одобрение окружающих. Здесь используется методика предвосхищения, когда взрослые обращают внимание на нежелательные действия ребёнка и помогают их исправить. Например: «Когда мы пойдём к врачу, как ты с ним поздороваешься? А он тебе улыбнётся, ему нравятся воспитанные дети», «Ребята, вы помните, как нужно пройти по коридору, чтобы не разбудить малышей? Я уверен, что вы сделаете всё тихо».
Методика предвосхищения служит стимулом к хорошему поведению. На втором этапе создаются условия, чтобы ребёнок радовался своему хорошему поведению. Не стоит бояться, что он делает что-то ради похвалы, ведь она нужна каждому и укрепляет веру в себя. Особенно это важно для детей дошкольного возраста.
Третий этап предполагает дальнейшее создание условий для развития культурных навыков и акцентирование внимания детей на важности правил этикета. Воспитатели могут рассказать дошкольникам об истории этикета, культурных традициях поведения в разные эпохи и странах, а также о правилах этикета в детской среде.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азбука хорошего поведения в стихах А. Усачёва : для дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Росмэн, 2019. 78 с.
2. Асатрян Г. С., Геворгян Н. Х. Некоторые материалы по этикету у персов. Этикет у народов Передней Азии. М. : «Наука», 2020. 566 с.
3. Бабаева Т. И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. М. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. 192 с.
4. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2015. 212 с.
5. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М. : Мозаика-синтез, 2012. 110 с.
6. Волченко Л. Б. Нравственность и этикет. М. : Знание, 2021. 678 с.
7. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург : ЕГПУ, 2016. 336 с.
8. Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко. М. : Академический Проект Альма Матер, 2016. 192 c.
9. Выготский Л. С. Воспитание чувств. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина [и др.]. М. : Академия, 2017. 890 с.
10. Грибова Л. А. О культуре поведения. М. : АСТ, 2013. 104 с.
11. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 2018. 160 с.
12. Косагорова Е. Вот так сон. [Электронный ресурс] // Портал «Стихи.ру». URL: https://stihi.ru/comments.html?2014/09/09/4287.. (дата обращения: 06.07.2024).
13. Курочкина И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учеб. пособие для СПО. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 134 с.
14. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М. : Просвещение, 2019. 192 с.
15. Матюхина М. В., Спиридонова С. Б., Морозова Н. Г. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Волгоград : Перемена, 2005. 215 с.
16. Макаренко А. С. Книга для родителей: лекции о воспитании детей. М. : Правда, 2020. 448 с.
17. Можаров М. С. Педагогическое моделирование в рамках когнитивного подхода как метод структурного исследования педагогической деятельности // Педагогическая наука и практика. 2019. № 2. 678 с.
18. Островская Л. Ф. Поведение результат воспитания // Дошкольное воспитание. 2017. № 5. 90 с.
19. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей в детском саду. М. : Владос, 2016. 173 с.
20. Пивоварова И. Потерялась птица в небе. М., 2011. 112 с.
21. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Российская газета 2023. 25. 11 (№ 265). URL: http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-sitedok.html. (дата обращения: 05.06.2024)
22. Фахрутдинова А. З., Отургашева Н. В. Общественные объединения как фактор сохранения и трансляции культурных ценностей // Вестник ТГУ. Культурология и искусствоведение. 2013. № 2 (10). 189 с.
23. Чичев Ю. Как себя вести. Этикет для малышей. М., 2016. 165 с.
24. Чуковский К. И. Федорино горе : Книжка-игрушка с вырубкой. Сказка. Худ. С. Бордюг, Н. Трепенюк. М. : ООО Изд-во «Астрель»,2000. 6 с.
25. Щуркова Н. Е. Жизнь и воспитание : учебное пособие. М. : Издательство Юрайт, 2019. 678 с.
26. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов / С.Г. Якобсон. — М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2006. — 112 с.