Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях современной экономической действительности с увеличением энергетического рынка, по мере того, как внедряется энергетика в современную действительность, повысилась и потребность в регулировании всего, что вызвано развитием данной отрасли, в правовом плане.
В экономическом развитии России топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) отведено значимое место, он имеет огромное значение в качестве базовой инфраструктуры, как основы образования доходов российского бюджета и самого крупного заказчика для иных сфер экономики.
Западные государства длительный период времени выступали в качестве ключевых российских партнеров в энергетической сфере, большая доля экспорта российских ресурсов производилась в страны Европы, вместе с тем как и технологии импорта и финансовое обеспечение с целью развития ТЭК России шли с Запада. С начала марта 2014 г. США, европейскими странами и их союзниками введены санкции против Российской Федерации для того, чтобы было противостояние ее действиям с Украиной. Давление санкций, которое оказывается сегодня на отечественный энергетический сектор является призванным ослабить отечественную экономику, обеспечить определенного рода контроль над действиями России посредством оказания давления на одну из самых важных для России отраслей.
По причине всего этого энергетическая политика России претерпевает изменения коренного характера, которые связаны с определенной необходимостью принятия мер, направленных на противодействие антироссийским санкциям, обеспечение государственной энергетической безопасности и сохранению определенного уровня экономической стабильности.
Изменения энергетического сектора в современных условиях имеют глобальный масштаб. Почти ни одной стране мира не удается быть безразличным к данного рода изменениям. Для Российской Федерации данный процесс будет иметь последствия стратегического характера. От того, каким образом энергетический сектор будет адаптируется сегодня, будет зависеть положение России в дальнейшем.
Цель курсовой работы – оценка современной государственной энергетической политики России.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие государственной энергетической политики;
- раскрыть основы формирования государственной энергетической политики;
- охарактеризовать примеры зарубежной энергетической политики;
- представить нормативно-правовые основы государственной энергетической политики России;
- оценить характеристики государственной энергетической политики России;
- определить основные направления государственной энергетической политики в условиях санкций России;
- рассмотреть проблемы и перспективы государственной энергетической политики России.
Объект исследования – государственная энергетическая политика.
Предмет исследования – формирование и развитие государственной энергетической политики России.
Методы исследования: методы индукции и дедукции, табличный и графический методы, методы сводки и группировки данных.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие государственной энергетической политики
Ученые-исследователи, которые занимаются изучением государственной политики и оценкой деятельности государства, как правило, редко говорят о политике государства в сфере энергетики (или – государственной энергетической политике). Данного рода сфера в большинстве своем интересует экономистов, которые строят собственные прогнозы согласно размеру ВВП и колебаниям мировых цен на нефть; однако данная политика носит комплексный характер, она интересует также ученых-практиков, которые разрабатывают все более совершенные методы добычи и транспортировки различных энергоносителей; экологов, которые проводят оценку вероятных последствий от развития энергетики для всей внешней среды и пр. Сегодня проблемы энергетики стали достигать международного масштаба, то есть они затрагивают интересы сразу большинства стран. К примеру, потрясения в нефтяной сфере 70-х гг. ХХ века, которые показали достаточную хрупкость систем развития экономики, на которые делали опору большинство западных государств. Или дебаты ожесточенного характера, которыми сопровождается развитие разного рода технологий альтернативного плана, к примеру, ядерной энергетики.
Вне зависимости от недостаточного уровня внимания, которое уделяется политике государства в сфере энергетики, может быть выделен достаточно широкий спектр вопросов теории, которые раскрывают ее экономико-политическую сторону. К примеру, это и проблемы, которые носят институциональное оформление всех механизмов по управлению сферой энергетики, и проблемы установления роли государства в ходе ее регулирования в качестве одного из наиболее важных секторов для развития экономики государства и, конечно же, проблемы разной напряженности вокруг проводимого контроля над ресурсами стратегического характера между национальными правительствами и наднациональными институтами, а также между государственным центром и периферией.
Политика государства в сфере энергетики выступает в качестве продукта осуществления взаимодействия факторов материального и технологического характера с факторами, которые можно отнести к политическим и институциональным. На данном аспекте надо более подробно остановиться и представить разного рода подходы к определению рассматриваемого понятия.
В качестве примера самого общего определения рассматриваемого понятия выступает данное Н.П. Кузнецовой, К.Е. Лещенко и Н.А. Ломагиным определение, им определяется политика государства в сфере энергетики так: «…деятельность государства, которая направлена на регулирование на обязательной основе всей системы по добыче, переработке, распределению и использованию энергии» .
Нужно отметить, что такого рода широкий подход является распространенным у авторов других стран. К примеру, определение Ф. Мсгована таково: «В политику государства в сфере энергетики включаются мероприятия в области угля, электроэнергии, нефти и газа, а также ядерной и возобновляемой энергетики, а вместе с тем и мероприятия, которые направлены на рост уровня энергоэффективности в области снабжения и потребления» . Достаточно близко к этому определение С. Фуюань: «Политика государства в сфере энергетики представляет собой путь, который избран правительством с целью решения вопросов в сфере развития энергетики, в том числе в сфере производства энергии, ее распределения и потребления» . Он вместе с прочим делает акцент на том, что в государственную энергетическую политику включается полный цикл по управлению сектором энергетики, и отдельным образом подчеркивается, что может выделяться не только энергетическая политика государства, но и отдельно взятого предприятия как хозяйственной единицы.
Вместе с тем в качестве примера узкой дефиниции, где политику государства в сфере энергетики представляют только в видении управления рынком энергетики, выступает определение, данное И.С. Васевой и А.Д. Стельмах: «Государственная энергетическая политика представляет собой комплекс мер правительства страны, которые направлены на стабилизацию в долгосрочном периоде внутреннего рынка энергетики и обеспечение определенного уровня эффективности функционирования экономики страны в условиях значительной нестабильности уровня мировых цен на не возобновляемые энергоносители природного характера» .
В качестве более оригинального можно представить подход М.Б. Петрова, где им рассматривается политика государства в сфере энергетики не в качестве его деятельности, а в качестве сложной системы взаимоотношений между разного рода институтами: «Государственная энергетическая политика представляет собой систему отношений, которые формируют с позиций государственно-властного характера видение целевого плана развития энергетики в долгосрочном периоде, определение альтернатив и мобилизации ресурсов с целью ее развития, а вместе с тем комплекс инструментов, имеющих целевое развитие совместно с политиками, которые являются смежными и работают на проведение стратегии развития страны, – в промышленности, инвестиционной и научно-технической сферах» .
Таким образом, представленные выше подходы ученых к определению понятия «государственной энергетической политики», предоставляют возможность отметить, что частью ученых представляется в качестве объекта политики государства в сфере энергетики понимать энергетический рынок как систему звеньев, которые объединяют связи договорно-хозяйственного характера и какие принимают участие в процессе производства и продвижения энергоресурсов, а вместе с тем энергопродукции и энерготоваров от изготовителей к потребителям .
Вместе с тем иной частью исследователей делается вывод, что рынок энергетики в качестве объекта политики государства в сфере энергетики достаточно узким определяют ее сущность. В связи с чем в качестве объекта учеными предлагается понимать энергетическую систему государства в качестве совокупности групп целевого характера ТЭК государства, к которым относятся: органы власти государства, которые регулируют энергетическое развитие и взаимодействуют с ней, отрасли, предпринимательские структуры ТЭК и отраслей смежного характера, общественные организации, население.
Таким образом, все выше изложенное позволяет отметить, что политика государства в сфере энергетики представляет собой целый комплекс мер, которые применяются органами власти государства и направлены на управлению развитием энергетического рынка устойчивого характера, а вместе с тем взаимоотношениями между всеми его участниками для эффективности распределения и применения энергетических ресурсов и обеспечения государственной безопасности энергетической и экономической.
В качестве субъектов энергетической политики государства выступают органы его власти, которыми регулируется развитие энергетики.
В качестве объекта политики государства в сфере энергетики выступает рынок энергетики, а в качестве предмета – целый комплекс мер и инструментов, которые направлены на процесс управления развитием энергетической системы, имеющих устойчивый характер, а вместе с тем это и целая система взаимоотношений между властью государства и рынком энергетики . Государственная политика в сфере энергетики должна иметь
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №1. - Ст. 2.
3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. - 20179. - №20. - Ст. 2902.
4. Указ Президента РФ от 13.05.2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» (ред. от 13.05.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2019. - №20. - Ст. 2421.
5. Белов, В.И. Государственное управление энергообеспечением регионов России / В.И. Белов // Вестник МИРБИС. – 2023. - №1. – С.73-80.
6. Боровский, Ю.В. Столкновение энергетических интересов России и Запада: объяснительный потенциал реалистского и либерального теоретических подходов / Ю.В. Боровский // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2022. – Т. 14. № 2. – С. 12-39.
7. Васева, И.С. Общая характеристика энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года / И.С. Васева, А.Д. Стельмах // Научные записки академии. – 2022. - №2. – С.46-49.
8. Голубчик, А.М. Российский экспорт нефти и «ценовой потолок»: адаптация возможна / А.М. Голубчик, Е.В. Пак // Российский внешнеэкономический вестник. - 2023. - №1. - С.56–63.
9. Груничев, А.С. О вопросах реализации инновационного вектора энергетической политики / А.С. Груничев, Л.В. Хабибуллина // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2023. - №1. – С.5-8.
10. Еремина, А.А. Энергетическая политика России в условиях развертывания антироссийских санкций / А.А. Еремина // Гуманитарный акцент. – 2024. - №2. – С.30-36.
11. Исаева, Ю.Д. Перспективы развития стратегии углеродной нейтральности в сельском хозяйстве / Ю.Д. Исаева // Инновации. Наука. Образование. - 2022. - №52. – С.694–698.
12. Казарян, М.К. Реализация государственной политики Российской Федерации в области развития энергетического сектора / М.К. Казарян // Самоуправление. – 2023. - №1. – С.61-64.
13. Корнеев, К.А. Институты энергетической политики стран Восточной Азии на примере Японии / К.А. Корнеев // Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее 2021: сборник статей / К.А. Корнеев. – М.: ФГБОУН ИДВ РАН, 2022. – С.188-199.
14. Круть, А.А. Обеспечение энергетической безопасности в условиях формирования безуглеродной экономики и реализации политики углеродной нейтральности / А.А. Круть, С.Ю. Каданцева // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024.– Т.1. - №5. – С.156-162.
15. Кузнецова, Н.П. Экономическая теория и хозяйственная практика: глобальные вызовы / Н.П. Кузнецова, К.Е. Лещенко, Н.А. Ломагин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2012. - №2. – С.162-168.
16. Магомедов, М.А. Государственная энергетическая политика и стратегия ее развития / М.А. Магомедов // Тенденции развития науки и образования. – 2023. - №99-3. – С.85-87.
17. Мохнина, Д.А. Актуальность темы «Энергетическая политика Китая в XXI веке» / Д.А. Мохнина // Лучшая научная статья 2024: сборник статей IX Междун. научно-исследовательского конкурса. – Пенза: Наука и Просвещение, 2024. – С.111-113.
18. Новак, А. Максимальная газификация регионов России – приоритет энергетической политики страны / А. Новак // Энергетическая политика. – 2023. – №9. – С.8-13.
19. Нуриаслямова, Р.Р. Состояние и перспективы энергетического потенциала России / Р.Р. Нуриаслямова // Современные тенденции в развитии экономики энергетики: сборник материалов III Междун. науч.-практ. конференции. – Минск: БНТУ, 2023. – С.226-227.
20. Петров, М.Б. Энергетическая политика России: реалии и возможности / М.Б. Петров // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – 2020. - №7. - С. 40-45.
21. Пыхов, П.А. Топливно-энергетический комплекс России в условиях санкционных ограничений / П.А. Пыхов // Московский экономический журнал. - 2022. - №12. - С.147–162.
22. Сентюрин, Ю. Международное энергетическое сотрудничество и новая концепция внешней политики России / Ю. Сентюрин, Н. Любовская // Энергетическая политика. – 2024. - №5. – С.92-98.
23. Середа, Н.В. Новейшие перспективы развития энергетики России / Н.В. Середа // World science: problems and innovations: сборник статей LXXVIII Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2024. – С.66-69.
24. Симонова, Л.Н. Бразилия накануне выборов. Итоги правления Ж. Болсонару / Л.Н. Симонова // Свободная мысль. – 2022. - №4. - С.53–68.
25. Сиптиц, С.О. Сценарии потребительского поведения при проектировании углеродной нейтральности продовольственных систем / С.О. Сиптиц, И.А. Романенко, Н.Е. Евдокимова // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2023. - №3. – С.102–111.
26. Фоменко, Н.М. Роль государственной политики в разработке энергетического кодекса РФ / Н.М. Фоменко, И.А. Аленькова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. - №7-2. – С.85-87.
27. Фролов, С.Е. Правовые способы обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации в 2022 году / С.Е. Фролов // Вестник науки. - 2022. - №12(57). - С. 248-251.
28. Фуюань, С. Современные механизмы государственного управления устойчивым развитием / С. Фуюань // Экономика и управление. – 2024. – Т.30. - №3. – С.311-320.
29. Харитонова, Д.В. Энергетическая ситуация в Бразилии: состояние и перспективы развития после пандемии / Д.В. Харитонова // Геоэкономика энергетики. – 2023. – Т.22. - №2. – С.126-142.
30. Чжан, Ю. Разработка высококачественных экологически чистых строительных материалов и продуктов в условиях углеродного пика и углеродной нейтральности / Ю. Чжан // Научно-исследовательские публикации. - 2022. - №5. – С.47–51.
31. Arias, J. Hydrogen and Fuel Cell in Japan. Tokyo / J. Arias // EU Japan Centre for Industrial Cooperation. 2019. - 134 p.
32. McGowan, F. European Energy Policies in a Changing Environment / F. McGowan. - Heidelberg: Physica-Verlag, 1996. - 322 p.
33. https://base.garant.ru/57750632/ - Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации.
34. https://energystats.enerdata.net/ electricity/world-electricity-production-statistics.html - Мировая энергетическая статистика.
35. https://issues.org/bruce/ - Back to Basics on Energy Policy.
36. https://translated.turbopages.org/proxy_u/enru.ru.4e9d1f3e-65856b42-60ee374a-74722d776562/https/www.statista.com/chart/amp/24544/world-electricity-generation-by-source-and-countryregion/ - China’s Energy Demand Sees Coal and Renewables Soar.
37. https://www.forbes.ru/biznes/477649-kitaj-v-avguste-potratil-na-energonositeli-iz-rossiirekordnye-8-3-mlrd - Финансово-экономический журнал “Forbes.ru”: Китай в августе потратил на энергоносители из России рекордные $8,3 млрд.
38. https://www.forbes.ru/ biznes/486793-novak-zaavil-o-roste-postavok-rossijskoj-nefti-v-indiu-v-22-raza - Финансово-экономический журнал “Forbes.ru”: Новак заявил о росте поставок российской нефти в Индию в 22 раза.
39. https://www.forbes.ru/biznes/486823-evrostat-soobsil-o-pervenstve-ssav-postavkah-nefti-v-es-i-dole-rossii-v-4-eksporta - Финансово-экономический журнал “Forbes.ru”: Евростат сообщил о первенстве США в поставках нефти в ЕС и доле России в 4% экспорта.
40. https://www.iea.org/reports/oil-market-report-april-2023 - International Energy Agency: Oil Market Report – April 2023 – Analysis.