Фрагмент для ознакомления
2
На Руси издревле существовала проблема защиты людей и имущества от пожаров. Об этом свидетельствует ряд научных работ, раскрывающих особенности развития пожарной охраны на разных этапах российской истории (авторы - М.П. Трачук, В.В. Черных, В.В. Ильин, Н.Н. Шаблов, В.С. Рудницкий и др.). При этом обычно указывается, что этими вопросами ведают органы власти всех уровней и что в данном случае особое место занимали органы местного самоуправления, которые действительно имели место как в Императорской России (в лице земств), так и за рубежом. в советском государстве (в лице местных советов народных депутатов).
В современной России обеспечение необходимых требований пожарной безопасности является предметом деятельности всех государственных и территориальных образований - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. И это не случайно, поскольку пожары наносят значительный материальный ущерб различным секторам народного хозяйства, часто приводя к травмам, а в некоторых случаях и к гибели людей. Так, в 2023 году в России произошло 83 527 пожаров, в результате которых погибли 5287 человек и был причинен материальный ущерб на сумму более 8 миллиардов рублей.
В литературе противопожарная безопасность по праву рассматривается как элемент национальной безопасности России. В связи с особой актуальностью пожарной безопасности на всех государственных и территориальных уровнях (федеральном, региональном и местном) принимаются соответствующие нормативные акты и целевые программы по повышению пожарной безопасности. Именно на муниципальном уровне решаются основные вопросы пожарной безопасности и противопожарной профилактики, поэтому мы подробнее рассмотрим особенности правового регулирования и организации деятельности органов местного самоуправления по обеспечению первоочередных мер пожарной безопасности .
Прежде всего, следует отметить, что основные меры пожарной безопасности сами по себе раскрыты в "Техническом регламенте по требованиям пожарной безопасности" (№ 123-ФЗ).
Анализ этого закона показывает, что некоторые основные меры пожарной безопасности носят слишком общий характер (например, реализация полномочий местных органов власти в отношении "вопросов организационной, правовой, материально-технической и финансовой пожарной безопасности"), в отличие от конкретных мер, таких как "обеспечение беспрепятственного проезда пожарных машин к месту пожара", "обеспечение безопасности при пожаре", "обеспечение связи и оповещение населения о пожаре" и т.д. Поэтому первые три основные меры пожарной безопасности, которые в настоящее время закреплены в ст. 63 № 123-ФЗ с 1 по 3, с учетом приведенного выше аргумента о том, что в своей формулировке они являются не столько "мерами" (а как меры, реализуемые на базовом уровне), должны быть исключены.
Кроме того, одной из нерешенных проблем в сфере пожарной безопасности является разделение полномочий между органами государственной власти (федерального и регионального уровней), с одной стороны, и органами местного самоуправления (местного уровня) - с другой.
С момента принятия федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прошло более десяти лет, но четкой регламентации в этой сфере до сих пор нет. Так написано в муниципальной целевой программе, принятой, к примеру, администрацией Краснодарского городского округа в 2013 году. В этом вопросе указывается, что исполнение полномочий, осуществляемых на государственном (федеральном и региональном) уровне, не в полной мере соответствует требованиям пожарной безопасности на территории муниципального образования Краснодар.
Следует отметить, что подобные оценки эффективности деятельности государственных органов в муниципальных программах встречаются крайне редко, и это обстоятельство лишь подчеркивает актуальность проблемы. Соответственно, возникает необходимость в большей конкретизации полномочий федеральных, региональных государственных и местных органов власти в соответствии со статьями 16, 18 и 19 Федерального закона О пожарной безопасности (мы не рассматриваем этот аспект более подробно, поскольку он требует независимого анализа).
В соответствии с действующим законодательством, для реализации всего комплекса противопожарной защиты муниципалитеты могут создать муниципальную пожарную часть без учета выполнения первичных противопожарных мероприятий. В отношении городского округа это право закреплено в пункте 8.1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (аналогичная норма предусмотрена в статье 14.1 и для городских и сельских поселений). Между тем правовое регулирование деятельности этого учреждения (городской пожарной части) является весьма спорным.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СПС Консультант Плюс.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // СПС Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
6. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // СПС Консультант Плюс.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» // СПС Консультант Плюс.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» // СПС Консультант Плюс.
9. Галицкая Н.В. Организационно-правовая характеристика техногенной безопасности в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 1 (120). С. 104–109.
10. Губачёв, Ю. М. Работа в правоохранительных органах / Ю.М. Губачев. - М.: Наука, 2012. - 168 с.
11. Заиграева О.В. Права местной власти на борьбу с огнем // Глава местной администрации. 2012. № 12. С. 56–60.
12. Иваненко А.А. Пожарная безопасность как одно из направлений реализации функций предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2016. № 2 (31). С. 14–19.
13. Ирошников Д.В., Гайдук С.Л. Понятие пожарной безопасности и ее место в системе национальной безопасности Российской Федерации // Юридическая мысль. 2016. № 5 (95). С. 13–17.
14. Луговой А.А, Виноградов В.Н., Щаблов Н.Н., Балабанов М.А. Служба и быт пожарных в СССР и новой России. СПб.: изд-во Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2018. 274 с.
15. Луговой А.А., Виноградов В.Н., Щаблов Н.Н., Балабанов М.А. Жизнь пожарных царской России. СПб.: изд-во Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2018. 224 с.
16. Макаркин С.В. Пожарная безопасность в системе вопросов местного значения Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. 227 с.
17. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Академия государственной противопожарной службы / под ред. Е.А. Мешалкина. - М.: Центр Пропаганды, 2009. - 264 с.
18. Мошкина Н.А. Роль органов местного самоуправления в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 2. С. 11–14.
19. Повзик, Я. С. Справочник руководителя тушения пожара / Я. С. Повзик. - М.: СПЕЦТЕХНИКА, 2010. - 361 с.
20. Повзик, Я.С. Пожарная тактика в примерах /Я. С. Повзик, В. Б. Некрасов, В. В. Теребнев. - М., 2011. - 208 с.
21. Пожарная безопасность и современные направления ее совершенствования / Е.А. Серебренников, А.П. Чуприян, Н.П. Копылов и др. М., 2004. 187 с.
22. Пономарев, Е. И. Оперативная оценка пожарной опасности в регионе: дис. канд. техн. наук: 05.11.13 / Е. И. Пономарев. - Красноярск, 2011. - 224 с.
23. Сальников И.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (постатейный) [Электронный ресурс]. Подгот. для системы «Гарант».
24. Составление и применение местных шкал пожарной опасности / под ред. С. М. Вонского. - М., 2009. - 106 с.
25. Софронов, М. А. Оценка лесной территории по фактической горимости / М. А. Софронов // Механизация работ в лесном хозяйстве Сибири с применением новой техники и технологии. М., 2007. - С.30-34.
26. Теребнев, В.В. Справочник руководителя тушения пожара. Тактические возможности пожарных подразделений / В. В. Теребнев; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Академия государственной противопожарной службы. - М.: ПожКнига, 2009. - 248 с.
27. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности [Электронный ресурс] : федер. закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ : ред. от 29 июля 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
28. Шерснева Е.Ю. Надзор в сфере охраны лесов от пожаров // Законность. 2013. № 8 (946). С. 13–16.
29. Шувалов, М.Г. Основы пожарного дела: Учеб. для рядового и мл. нач. состава противопожар. Службы / М.Г. Шувалов. - М., 2008. - 472 с.
30. Шувалов, М.Г., Заднепровская, Т.М. Пожарное дело / М.Г. Шувалов. Заднепровская Т.М. - М., 2012. - 237 с.