Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Особенности творческой манеры В.Ф. Одоевского
1.1.Теоретико-литературные взгляда писателя
1.2.Неоконченная повесть как отражение нового жанра, требующего новаторского подхода к отбору и использованию языковых средств
Вывод по 1 главе
ГЛАВА 2.Особенности стиля неоконченной повести И.Ф. Одоевского
2.1.Лингвистические взгляды писателя
2.2.Лингвистический анализ повести
Вывод по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Владимир Фёдорович Одоевский — русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания. Известен как мастер фантастической романтической повести, одним из первых в России экспериментировал с жанром утопии («4338-й год: Петербургские письма»), продолжал традиции просветительской сатиры. Главным его произведением считается философский роман «Русские ночи» (1844).
Актуальность темы связана с необходимостью сохранения истории и традиций зарождения и становления в России научно-фантастического жанра в литературе.
Цель работы — исследовать стилистические особенности неоконченной повести В.Ф. Одоевского «4338-й год: Петербургские письма».
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
ознакомиться с теоретико-литературными взглядами писателя;
рассмотреть неоконченную повесть как отражение нового жанра, требующего новаторского подхода к отбору и использованию языковых средств;
изучить лингвистические взгляды писателя;
провести лингвистический анализ повести.
В качестве материалов в работе использовались тематические научно-исследовательские статьи, работы, посвященные отдельным аспектам творчества В.Ф. Одоевского.
Объект исследования - повесть В.Ф. Одоевского «4338-й год: Петербургские письма».
Предмет исследования - стилистические особенности неоконченной повести В.Ф. Одоевского «4338-й год: Петербургские письма».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1.Особенности творческой манеры В.Ф. Одоевского
1.1.Теоретико-литературные взгляда писателя
Личность :князя В. Ф. Одоевского ( 1803-1869) получила в мемуарах современников самые противоречивые оценки - от восторженных до иронических. Сам Владимир Федорович незадолго до смерти отмечал: «Моя история еще не написана».
Портрет Владимира Федоровича Одоевского
«Дом Одоевских был не только храмом знания - он был еще школой жизни. Он доказывал, что существенное выше условного, что цель добра достигается только путем любви. Многие обязаны своему наставнику и другу сознанием, столь важным в настоящее время, когда мыслям и чувствам дано более простора, что в презрении, злобе не может быть проку»[8], - писал об Одоевском В. А. Соллогуб. Совершенно противоположное мнение выражает И. И . Панаев: «Никто более Одоевскоrо не принимает серьезно самые пустые вещи и никто более него не задумывается над тем, что не заслуживает не только думы, даже внимания. К этому примешивается у него слабость .казаться во всем оригинальным»[9].
О степени справедливости последнего суждения читателю ХХ в. судить гораздо легче, чем современникам князя: время все расставило по своим местам, и то, что казалось незначительным и невероятным в XIX в., сегодня стало обыденной реальностью, например степень влияния техники на жизнь людей. Так, именно В. Ф. Одоевский отметил, что существование людей будущего станет во многом определяться движением общественного транспорта: «Раз... зашла речь о только что появившихся в Петербурге общественных каретах. Князь Вл. Фел. Одоевский нашел это нововведение не только полезным для петербургских жителей, но утверждал, что с распространением его по уездным и губернским городам России оно будет иметь важное значение для всего русского народа; задумчиво наклонив голову и понизив таинственно голос по своему обыкновению, он приводил такой аргумент, что дилижансы, отправляющиеся в известный час, приучат мало-помалу русского человека рассчитывать время, чего прежде он не делал по своей беспечности»[1].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Григорович Д.В. Литературные воспоминания // Соллогуб В. А. Воспоминание о князе В.Ф. Одоевском - М., 1982. С. 370.
2.Грязнова А. Т. Воспоминания о будущем (Лингвистический анализ научно-фантастической повести В.Ф. Одоевского «4338-й год. Петербургские письма» // Русский язык в школе. – 1999. – №2. – С. 70-77.
3.Качков, И. А. Роман В. Ф. Одоевского «4338-й год: Петербургские письма» как воплощение идеи нового искусства / И. А. Качков. - Текст: непосредственный // Филологический класс. -2022. - Т. 27, № 3. - С. 87-95.
4.Екатерина Евгеньевна Дмитриева, Людмила Анатольевна Капитанова, Валентин Иванович Коровин и др. История русской литературы XIX века. Часть 2: 1840-1860 годы
5.Одоевский В. Ф Психологические заметки // Одоевский В. Ф. Русские ночи. - Л., 1975. - С. 219-220; 6ом6аст — напыщенность, вычурность стиля, слога.
6.Одоевский В. Ф. Читать «4338-й год. Петербургские письма» - - ЛитМир Club
7.Сахаров В. И. Движущаяся эстетика (Литературно-эстетические воззрения Одоевского). В кн.: Контекст-1981. М., 1982.
8.Соллогуб В. А. Воспоминание о князе В.Ф. Одоевском // Одоевский В.Ф. Последний квартет Бетховена - М., 1982. С. 344.
9.Панаев И.И. Литературные воспоминания // Соллогуб В. А. Воспоминание о князе В.Ф. Одоевском - М., 1982. С. 336.
10.Шумко В.В. «Практическо-философская» фантастика В.Ф. Одоевского // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2013. - № 10. - С. 67-72.