Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды республики 7
1.1 Понятие республики. История возникновения 7
1.2 Виды ресублик и их краткие признаки 11
Глава 2. Президент в государстве. Особенности президентской республики 15
2.1 Понятие президента и его функции 15
2.2 Особенности президентской республики 16
Глава 3. Примеры президентской республики 18
3.1 Соединённые штаты Америки – государство с классической президентской республикой 18
3.2 Краткая характеристика других государств с президентской республикой 20
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Республика представляет собой форму правления, в которой глава государства, обычно называемый президентом, выбирается выборным путем. В президентских республиках как законодательная, так и исполнительная власти получают полномочия непосредственно от народа. Президент, избранный гражданами, является главой исполнительной власти и главой государства, при этом министры обычно подчиняются ему индивидуально. Судей и высокопоставленных государственных служащих определяет в должности президент с согласия верхней палаты парламента, исходя их нравственных качеств и профессиональной компетенции. Также возможно сместить лидера страны самостоятельно.
Главная отличительная черта этой формы правления является то, что исполнительная власть не подотчетна парламенту через свое политическое руководство, поскольку Конгресс не может сокращать количество государственных служащих.
В конечном итоге в Афинах образовалась республика со своей уникальной социальной структурой. Высшим органом власти в Афинах было народное собрание, которое подчинялось другим государственным органам, в том числе совету пятисот и ареопагу, а последующие реформы Эфиальта привели к изменению их функций.
Ареопаг был самым влиятельным учреждением в системе государственного управления. Он имел право отклонять решения народного собрания и контролировать деятельность собраний из пятисот и других чиновников. В структуре Ареопага вступали архонты (верховные политические представители) и бывшие архонты, которые служили пожизненно. Уже после реформ Эфиальта в 462 г. Ареопаг потерял свою основную политическую функцию и стал специализированным судебным органом.
В структуре Афинской республики ранее существовали компоненты предстоящего разделения властей: общенародное собрание как законодательный аппарат, комитет из пятисот человек, представляющий исполнительную власть и ареопаг как высший судебный орган.
Тем не менее, форма правления оставалась аристократической республикой, типичной для рабовладельческого общества, в которой военно-земельная элита играла важную роль и активно участвовала в создании государственных учреждений. В период феодализма республиканские формы были редки и встречались чаще всего в городах, пользовавшихся автономией, например в Венеции, Генуе, Новгороде.
В отличие от демократических Афин, Спарта была аристократической республикой. В Аристократической республике Спарте удалось овладеть большим количеством воинов, известных как илоты, большим количеством рабов и тем, что осталось от общинной системы.
Обычно правительство имело только двух королей, однако в практике оно было сокращено в выгоде благородных слоев населения. Короли были военачальниками и совершали судебную власть в период войны.
Законодательная область правительства относится совету старейшин, известного как совет, который состоит из двух королей и небольшого количества избранных представителей, всего 28 членов, избираемых пожизненно.
Высшая государственная власть принадлежала эфорам, избиравшимся ежегодно из числа дворян. Эфоры осуществляли контроль все государственные учреждения а также государственных служащих, включая двух царей. Они также могут решать правовые дела народа, принимать решения по вопросам внешней политики и участвовать в формировании вооруженных сил.
Это не играло никакой роли, поскольку Народное собрание не имело законодательной власти.
В Римской аристократической республике (V-II вв. до н.э.) высшим органом власти в стране был Сенат. Его члены назначаются цензорами и специальными полномочиями, а также избираются общенародным собранием. Все вопросы, обговариваемые региональными. властями (на протяжении века), решались в Сенате. Несмотря на то, что сенат официально подчиняется решениям Народного собрания, он может объявить эти решения некомпетентными либо потребовать отставки ответственных чиновников, если они не служат «интересам Рима».
Сенат обладает возможностью установить диктатуру, после чего все республиканские госслужащие подчиняются диктатору, который остается на своем посту в течение шести месяцев. Кроме того, Сенат обладает важными полномочиями, такими как регулирование казны и государственным имуществом, утверждение решений о войне и мире, а также назначение военных командиров и судебных советов.
Было бы неправильно обвинять Римскую республику в чрезмерной «аристократичности», поскольку она имела подлинно демократическую систему правления народа.
Народное собрание, а затем и Народный суд активно работали над защитой граждан от злоупотреблений властью. Несмотря на республиканское функционирование во многом обеспечили дееспособность государственных служащих, их подотчетность народу и коллегиальную систему палат правительства. Преимущество римской политической системы заключалось в том, что она оказала большое влияние на систему и структуру правительства во многих более поздних цивилизациях.
В значительной степени римское право повлияло на развитие правовых норм. Римские юристы первыми сформулировали право собственности — один из основных институтов цивилизованного общества. Они разделили правовую систему на две основные части: частное право и публичное право. Публичное право охватывало правила, касающиеся к «Римское государство» в целом и частное право регулировали отношения между людьми. Эта связь между нормами права является неотъемлемой частью большинства современных правовых систем.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Конституционное право зарубежных стран : Америка и Азия - М. Норма-ИНФРА, 2001
3. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015.
4. Арутюнян А.Ш. Институт Президента Республики Армения. Сравнительно-правовой анализ. Ереван. 1996 — 340.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.
6. Баранов А. В. Б 241 Теория государства и права : учебное пособие. В 2-х частях / А. В. Баранов. — Томск : ФДО, ТУСУР, 2015. — Ч. II. — 220 с.
7. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015
8. Боброва Н.А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 33-37.
9. Виноградов В., Плешанова О. Две трети парламентаризма или парламентаризм двух третей // Юрист. – 19995. - № 5/6. – С. 33-34.
10. Городилов А. А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Городилов А. А., Куликов А. В. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018.
11. Городилов А. А. Правоведение: Учебное пособие / А. А. Городилов, А. В. Куликов, А. Г. Мнацаканян. — М.: КНОРУС, 2010.
12. Дёгтев Г.В «Становление и развитие института президентства в России» Юристь, 2005
13. Журавлев А.Л., Султанов А.Ш. Сравнительный анализ правового статуса президентов Азербайджанской Республики и Российской Федерации. М., 1997.
14. Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. — М.: Статут, «РАП», 2010.
15. Зиновьев А. В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. — СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.
16. Зуйков А.В Эволюция института президентства в России. Монография - М , 2009
17. Кистяковский А.Ф. Лекции по общему государственному праву: учеб. пособие. М., 1912.
18. Козлова Е. И. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — М.: Юристъ, 2004.
19. Колюшин Е.И. « Конституционное право России» ,Курс лекций- М. городец 2006
20. Кондрашев А.А. Суперпрезидентская республика в России: миф или реальность? // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. №6 (46). С. 34-42.
21. Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Президент, конгресс, законодательство // Государство и право. 1998. № 1.
22. Котенков А.А. Президент — Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. .№ 9.
23. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы федерального Собрания РФ в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 10.
24. Крылов Б. С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал Российского права. - 1998. - № 6. – С. 3-9.
25. Кувалдин В.Б. Президентская и парламентская республики как формы демократического транзита // Полис. 1998. № 5.
26. Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) // Государство и право. 1993. № 3.
27. Марченко М.Н « Политико-правовой статус института президента (исторический аспект)» Вестник Московского Университета, Серия 11.Право.1992
28. Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 3-e изд., перераб. и доп. М.: Норма;
29. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 5-e изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015. 464 с
30. Мушинский В. Президент: власть по праву мандата // Российская Федерация. – 1993. - № 2. – С. 49-50.
31. Немова С. В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. – 1998. - № 4. - С. 51-54.
32. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. 560 с.
33. Окуньков Л. А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал Российского права. – 1998. - № 9. – С. 77-88.
34. Окуньков Л. А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Журнал Российского права. – 1997. - № 2. – С. 14-23.
35. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996. – 240 с.
36. Орлов А.Г., Крутоголов М.А., Крылова Н.С. и др. «Суперпрезидентская» республика латиноамериканского типа // Современное буржуазное государственное право. Критические очерки. Основные институты. № 2 / отв. ред. В.А. Туманов. М.: Наука, 1987. 368 c.
37. Орлов А.Г. Высшие органы государственной власти стран Латинской Америки «Анкил”, 2001;
38. Перевалова В.Д., Корельский В.М. : Теория государства и права: Учебник -М.: Изд. группа Норма-Инфра. М, 1999;
39. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Моск. гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина. М.: Проспект, 2014. 564 с.
40. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: учебник. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2015. 559 с.
41. Сахаров H.Л. Институт президента в современном мире. М., 1994.
42. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 445 с.
43. Строганов А. И. Новейшая история стран Латинской Америки. —М., 1995 — С. 385—389.
44. Сумбатян Ю.Г Особенности президентской системы в США . Библиотека портала социально- гуманитарное и политологическое образование- М. РУДН. 2010
45. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. — СПб.: Алетейя, 2007
46. Фадеев В.И. Конституционное право: учебник. М.: Проспект, 2014. 584 с.
47. Хутинаев И. Д.- Институт президента и проблемы формы государства. Реферативный журнал, Серия 4 «Государство и право» 1995, №2.
48. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.
49. Шевченко Н. Д. Еще раз о неподписании Президентом РФ принятых законов // Журнал Российского права. – 1998. - № 10/11. – С. 127-131.
50. Экимов А. И., Гончаров В.Д. Рецензия на книгу Б. П. Елисеева “система органов государственной власти в современной России” // Законодательство и экономика. – 1997. - № 23-24. – С. 66-67.