Фрагмент для ознакомления
2
Мышление представляет собой одну из наиболее сложных и многогранных психических функций человека, играющую ключевую роль в познании окружающего мира и адаптации к нему.
В современной психологии и нейронауке существует множество подходов к определению и пониманию сущности мышления, что отражает комплексность и многоаспектность данного феномена.
С точки зрения когнитивной психологии, мышление можно определить как процесс манипулирования ментальными репрезентациями, направленный на решение задач, принятие решений и формирование новых идей. Такое определение подчеркивает активную природу мышления и его роль в обработке информации.
При этом важно отметить, что мышление не ограничивается лишь обработкой уже имеющихся данных, но также включает в себя способность генерировать новые знания и идеи на основе имеющегося опыта.
В контексте нейропсихологии мышление рассматривается как высшая психическая функция, имеющая сложную мозговую организацию и формирующаяся в процессе онтогенеза под влиянием социокультурных факторов [4].
Согласно теории А.Р. Лурии, мышление является результатом совместной работы различных функциональных систем мозга, включающих как корковые, так и подкорковые структуры.
С философской точки зрения, мышление можно определить как процесс отражения объективной реальности в понятиях, суждениях и умозаключениях. Это определение подчеркивает абстрактный характер мышления и его способность выходить за рамки непосредственного чувственного опыта, позволяя человеку познавать сущность явлений и закономерности окружающего мира.
Мышление неразрывно связано с языком и речью. Л.С. Выготский подчеркивал, что мышление и речь образуют единство, при этом речь выступает как средство формирования и выражения мысли. Связь особенно важна в контексте развития мышления у детей, где овладение языком играет ключевую роль в формировании абстрактного мышления.
Сущность мышления проявляется в его основных характеристиках и функциях. Одной из ключевых особенностей мышления является его обобщенный характер. Мышление позволяет выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливать связи между ними и формировать обобщенные представления о мире, способность которой лежит в основе формирования понятий и категорий, которые являются базовыми единицами мышления [13].
Другой важной характеристикой мышления является его опосредованность.
В отличие от непосредственного чувственного познания, мышление позволяет делать выводы и умозаключения на основе косвенных признаков и логических рассуждений. Эта особенность мышления дает человеку возможность выходить за пределы непосредственно данного и предвидеть последствия своих действий.
Мышление также характеризуется свойством социальной обусловленности.
Формирование мышления происходит в процессе усвоения общественно-исторического опыта, закрепленного в языке, культуре и социальных практиках. Свойство подчеркивает важность социального взаимодействия и обучения в развитии мышления, особенно у детей.
Креативность является еще одной существенной характеристикой мышления. Способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения проблем и создавать инновационные продукты – все это проявления творческого аспекта мышления. Креативное мышление играет ключевую роль в развитии науки, искусства и технологий, способствуя прогрессу общества в целом.
В контексте нейропсихологии мышление не является унитарной функцией, а представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных процессов. Различные аспекты мышления, такие как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, связаны с функционированием различных отделов мозга.
Например, лобные доли играют ключевую роль в планировании, принятии решений и регуляции мыслительной деятельности, в то время как теменные и височные области участвуют в обработке пространственной информации и семантических аспектах мышления соответственно.
Сущность мышления также проявляется в его тесной связи с другими когнитивными процессами, такими как внимание, память и восприятие. Мышление опирается на информацию, полученную через органы чувств и сохраненную в памяти, а также требует концентрации внимания для эффективной обработки этой информации.
В свою очередь, мышление влияет на то, как мы воспринимаем окружающий мир и какую информацию запоминаем, формируя наши когнитивные схемы и ментальные модели реальности [7].
В психологии и когнитивной науке принято выделять различные виды мышления, каждый из которых характеризуется специфическими особенностями и играет важную роль в познавательной деятельности человека.
Классификация видов мышления может проводиться по различным основаниям, что отражает многогранность и сложность данного психического процесса.
Одной из наиболее фундаментальных классификаций является разделение мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Классификация, предложенная советскими психологами, в частности С.Л. Рубинштейном, отражает не только различные способы оперирования информацией, но и этапы онтогенетического развития мышления.
Наглядно-действенное мышление является наиболее ранней формой мышления, проявляющейся уже у младенцев, характеризуется тесной связью с практическими действиями и манипуляциями с реальными предметами. Решение задач при таком типе мышления происходит путем непосредственного действия с объектами.
Например, ребенок, пытающийся достать игрушку, находящуюся вне зоны досягаемости, может использовать палку или другой предмет в качестве инструмента. Наглядно-действенное мышление играет важную роль в развитии моторных навыков и пространственного восприятия.
Наглядно-образное мышление представляет собой следующий этап в развитии мыслительных способностей и основано на оперировании образами предметов и явлений. При этом типе мышления человек может мысленно представлять объекты и манипулировать ими, не производя реальных действий. Наглядно-образное мышление особенно важно для развития творческих способностей, так как позволяет создавать новые комбинации образов и идей, а также широко используется в искусстве, дизайне и других креативных областях.
Словесно-логическое мышление является наиболее сложной и абстрактной формой мышления, оперируя понятиями, суждениями и умозаключениями, выраженными в языковой форме.
Этот вид мышления позволяет человеку выходить за пределы непосредственного опыта, формулировать гипотезы, строить теории и решать сложные абстрактные задачи.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 161 с.
2. Белова О.С., Аруева Г.Л., Соловьев А.Г. Особенности развития конкретно-действенного и наглядно-образного мышления у детей раннего возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2019. №1.
3. Галкина, А. В. Применение компьютерных игр в развитии мышления детей с задержкой психического развития дошкольного возраста / А. В. Галкина, Е. Б. Щетинина // Специальное образование и социокультурная интеграция. – 2021. – № 4. – С. 32-37.
4. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста: учебник для вузов / Ж. М. Глозман. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 249 с.
5. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / Г. В. Бабина, Л. А. Головчиц, А. В. Кроткова [и др.]. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. – 288 с.
6. Ерышева, Н. А. Применение игровых методов в коррекции речевых нарушений у дошкольников / Н. А. Ерышева, В. В. Дубровина // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2019. – Т. 1-2. – С. 33-36.
7. Иванова, М. М. Особенности мышления у детей с аутизмом без умственной отсталости / М. М. Иванова, Л. Г. Бородина // Аутизм и нарушения развития. – 2020. – Т. 18, № 1(66). – С. 38-50.
8. Калантарова М.В., Завалий Л.Б., Борисоник Е.В., Суботич М.И., Гречко А.В., Щелкунова И.Г., Петриков С.С. Цифровые технологии в когнитивной реабилитации пациентов с очаговыми поражениями головного мозга // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 3. С. 122-141.
9. Карпова Н.Л., Кузнецова Е.Н., Поприк Ю.Б. Роль родителей в коррекции речевых нарушений у детей // Комплексные исследования детства. 2019. №1.
10. Каштанова С.Н., Голованова И.Н. Сравнительная оценка особенностей и недостатков операционального компонента мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью // КНЖ. 2021. №1 (34).
11. Коган Б.М., Мухина А.А., Хазиева Т.И. Игровой метод коррекции нарушений психомоторного развития у детей с разными вариантами дизонтогенеза // Системная психология и социология. 2020. №1 (33).
12. Колосова, Т. А. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Дети с нарушением интеллекта: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев; под общей редакцией Д. Н. Исаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 151 с.
13. Колосова, Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие для вузов / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев; под общей редакцией Д. Н. Исаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 151 с.
14. Кочеткова Т.В. Особенности формирования игровой деятельности у детей с проблемами в интеллектуальном развитии // Проблемы педагогики. 2019. №2 (25).
15. Ланцев, А. С. Особенности мышления при локальных поражениях мозга / А. С. Ланцев // Молодой ученый. – 2019. – № 25(129). – С. 645-649.
16. Лассан Л.П. Нейрокогнитивный дизонтогенез и клиническая нейропсихология детского возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 1. № 3.
17. Макарова Л.Н., Перышкова С.А. Нейропсихологический подход как методологическая основа корреционно-развивающей работы с дошкольниками с речевыми трудностями // Вестник ТГУ. 2023. №3.
18. Применение тренажеров коррекции когнитивных нарушений у детей и подростков после завершения противоопухолевой терапии злокачественных новообразований центральной нервной системы / А. С. Пчелинцева, Р. Б. Мирошкин, Е. В. Фисун [и др.] // Российский психологический журнал. – 2019. – Т. 14, № 3. – С. 153-168.
19. Сорокин В.М. Ярмоленко А.В. Научное наследие в пространстве современной дефектологии и психологии дизонтогенеза (к 120-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Том 10. № 4. С. 450–456.
20. Строгова С.Е., Зверева Н.В., Хромов А.И., Симашкова Н.В. Сопоставление психометрического и патопсихологического подходов в оценке интеллектуальной деятельности у детей и подростков с прогредиентными формами шизофрении. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023;123(2):120‑125.
21. Черенева Е.А. Технология психологической диагностики нарушения здоровья детей с когнитивным дефицитом // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №6 (184).
22. Шипкова К.М., Малюкова Н.Г. Нарушение «модели психического» у больных с локальными поражениями мозга. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева. 2017;(2):64-70.
23. Anderson PJ, Doyle LW. Cognitive and educational deficits in children born extremely preterm. Semin Perinatol. 2018 Feb;32(1):51-8.
24. Brydges, C. R., Landes, J. K., Reid, C. L., Campbell, C., French, N., & Anderson, M. (2018). Cognitive outcomes in children and adolescents born very preterm: a meta-analysis. Developmental Medicine & Child Neurology, 60(5), 452–468.
25. Kogan B. M., Drozdov A. Z., Kulikova T. G. Nejrodinamicheskij deficit u detej s trudnostyami shkofnogo obucheniya [Neurodynamic deficiency in children with school difficulties]. M.: Paradigm, 2018. 140 p.
26. Kogan B. M., Kulikova T. G. Sovremenny'e issledovaniya nizkogo kognitivnogo tempa u detej: anal-iticheskij obzor [Modern studies of low cognitive pace in children: an analytical review] // Systems Psychology and Sociology. 2018. № 2. P. 47-58.
27. Lauricella, A. R., Herdzina, J., & Robb, M. (2020). Early childhood educators’ teaching of digital citizenship competencies. Computers & Education, 103989.
28. Lebedeva E.I. Understanding the Communicative Intentions of the Speaker and Peer’s Popularity Among Children of Primary School Age [Elektronnyi resurs]. Psychological-Educational Studies, 2023. Vol. 15, no. 4, pp. 62–76.
29. Pastor-Cerezuela G, Fernández-Andrés MI, Sanz-Cervera P, Marín-Suelves D. The impact of sensory processing on executive and cognitive functions in children with autism spectrum disorder in the school context. Res Dev Disabil. 2020 Jan;96:103540.
30. Sills J, Rowse G, Emerson LM. The role of collaboration in the cognitive development of young children: a systematic review. Child Care Health Dev. 2019 May;42(3):313-24.
31. Thabrew H, Stasiak K, Hetrick SE, Wong S, Huss JH, Merry SN. E-Health interventions for anxiety and depression in children and adolescents with long-term physical conditions. Cochrane Database Syst Rev. 2018 Aug 15;8(8).
32. Vedechkina M, Borgonovi F. A Review of Evidence on the Role of Digital Technology in Shaping Attention and Cognitive Control in Children. Front Psychol. 2021 Feb 24;12:611155.
33. Wisniewski B, Zierer K, Hattie J. The Power of Feedback Revisited: A Meta-Analysis of Educational Feedback Research. Front Psychol. 2020 Jan 22;10:3087.