Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа посвящена социально-педагогической работе по патриотическому воспитанию учащихся.
Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку Россия - страна высочайшей духовности, неповторимой душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Жителям России в высшей степени были постоянно свойственны любовь к родной земле, гордость за свое Отечество. Патриотизм как любовь к народу и стране – это высшая государственная и духовная ценность, которая обеспечивает сохранение традиций.
За последние годы Россия столкнулась со многими политическими, экономическими и социальными катаклизмами, кризисами, которые способствовали нивелированию духовных ценностей. Данные перемены понизили воспитательное действие русской культуры как наиглавнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Сегодня очевидно, что постепенно наше общество утраивает русское патриотическое сознание.
Особый акцент хотелось бы сделать на патриотическом воспитании в школе. Школьный возраст – это время, когда личность формируется, когда еще возможно воспитать в ребенке патриотизм, воспитать уважение к истории и своей стране. Это актуализирует значимость патриотического воспитания младших школьников на современном этапе развития общества. Что же касается литературы, то это одно из самых ценных и эффективных средств патриотического воспитания школьников, через стихотворения, в частности, младшие школьники не только развиваются в эстетическом отношении, но и усваивают морально-нравственные, патриотические нормы и ценности.
Формирование патриотизма школьников осуществляется в таких процессах, как обучение, социализация, воспитание. Однако социальное пространство для развития патриотизма не может ограничиваться только стенами школьного заведения. Большая роль здесь принадлежит семье, иным социальным общественным институтам, а именно, речь идет о средствах массовой информации, общественных организациях, культурных и спортивных учреждениях, религиозных организациях, учреждениях здравоохранения, правоохранительных органах, военных организациях, учреждениях социальной защиты населения, корпоративных объединениях, кровнородственных, диаспорных связях и отношениях. Все это должны обязательно учитывать педагоги в выстраивании воспитательного процесса.
Чтобы сформировать патриотизм в системе воспитательной работы в школе, нужно обладать знаниями не только о его сущности и содержании, но и тех психолого-педагогических компонентах, которые в своей совокупности образуют структуру патриотического воспитания как такового. Чаще всего в различных проектах принято выделение потребностно-мотивационного, когнитивно-интеллектуального, эмоционально-чувственного, поведенческого и волевого компонентов патриотического воспитания школьников.
Как урочная, так и внеурочная деятельность, безусловно, дает такие возможности.
Из многовековой истории России очевидно, что патриотизм является обязательным, непременным условием создания сильной державы, необходимо, чтобы граждане имели чувство долга и уважение к истории, к традициям, законам. Соответственно, патриотическое воспитание рассматривается вполне обоснованное в качестве значимого фактора общественной консолидации, это источник и условие, средство духовного, политического и экономического возрождения страны, гарант ее государственной целостности и безопасности.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе – это ведущая часть патриотического воспитания детей в общеобразовательном учреждении как сложного социокультурного и педагогического процесса, ориентированного государством в ряде нормативных документов на решение социально-заказных задач.
Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что преобразования в ракурсе патриотического воспитания на данный момент происходят абсолютно во всех сферах общественных отношений и образование здесь не стало исключением. Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений общеобразовательной школы в рамках программы воспитания: целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств создаёт фундаментальную базу для воспитания истинного патриотизма в детях нашей страны. Государство заинтересовано в воспитании достойного человека и гражданина, поистине любящего свою Родину и заинтересованного в сохранении базовых национальных ценностей.
На сегодняшний день участие государства в данном вопросе выражается в разработке и внедрении новых программ, так, 29 мая 2015 года в Российской Федерации постановлением Правительства утверждена Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, которая отражает актуальные и перспективные задачи воспитания подрастающего поколения в России.
Многие учёные и исследователи занимались вопросами патриотического воспитания в практике образования. Это Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, О.Г. Дробницкий, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Л.Н. Новикова, В.А. Фокин, Т.М. Маслова, Л.М. Манина, А.В. Зосимовский, Т.В. Козлова, они внесли неоценимый вклад в разработку методов и программ по патриотическому воспитанию.
Несмотря на накопленный теоретико-методологический объём информации относительно специфики и особенностей организации патриотического воспитания, вопрос методического обеспечения социально-педагогического процесса патриотического воспитания учащихся остается недостаточно разработанным. Методические материалы, которые используются на уровне начального общего образования, имеют устаревший формат и требую реновации и инновационной корректировки.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности социально-педагогической работы по патриотическому воспитанию на примере младших школьников.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1.Рассмотреть библиографию исследования по следующим вопросам: сущность патриотического воспитания, структура патриотического воспитания.
2.Выявить особенности функций патриотического воспитания в учебном заведении.
3.Разработать конспект урока.
4.Сделать выводы по исследованию.
Объект исследования – социально-педагогическая работа по патриотическому воспитанию.
Предмет исследования – технологии социально-педагогической работы по патриотическому воспитанию в школе.
В процессе исследования использованы следующие методы:
- анализ,
- синтез
- метод систематизации теоретического материала по теме исследования.
Основные понятия, которые будут использованы в курсовой работе.
Патриотизм – нравственное чувство, включающее любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, осознанную готовность человека связать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во благо Родины, народа, государства.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить деятельный вклад в его процветание.
Патриотическая работа – воспитательная деятельность по формированию патриотического сознания и патриотического поведения граждан.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами, заданием на курсовой проект.
Глава 1. Понятие патриотизма и социально-педагогической работы по патриотическому воспитанию учащихся
1.1.Сущность патриотизма и его структурные компоненты
Обратимся к анализу основной литературы по теме патриотического воспитания в начальной школе.
В первую очередь, авторы определяют саму сущность патриотизма и структурные компоненты его формирования у детей младшего возраста.
Важная составная часть процесса воспитания в школе представлена развитием патриотизма. Это значимое качество, которое определяет социально-гражданскую, духовную позицию школьника в настоящем и будущем. Чувство патриотизма отличается возвышенным характером, оно способствует укреплению любви к своей стране, к Родине, к народу, у школьника начинается развиваться чувство ответственности за судьбу своей страны, соответственно, он будет стремиться быть честным, независимым, сохранять материальные и духовные общественные ценности, наконец, важно сказать о развитии личностного достоинства ученика.
У многих выдающихся мыслителей, педагогов прошлых эпох было понимание того, что патриотизм играет важную роль в личностном становлении, говорили о его многостороннем формирующем влиянии на личность. Например, согласно позиции К. Д. Ушинского, патриотизм – это не только важная воспитательная задача, но и могучее педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [1,2,3].
Федеральный государственный стандарт начального общего образования предусматривает чётко сформулированное педагогической условие, которое заключается в использовании форм и методов воспитания, соответствующим возрастным характеристикам учащихся. Так в процессе патриотического воспитания учащихся во внеклассной работе применяется сугубо личностно – ориентированный подход, направленный на учёт возможностей каждого конкретного ребёнка.
А. Г. Агапова предлагает использовать следующие методы патриотического воспитания во внеклассной работе:
1)убеждение, которые могут быть организованы в форме полемики или дискуссии;
2)побуждение – это мотивация к дальнейшей деятельности через похвалу и стимул;
3)приучение – метод, основанный на традициях [18, с. 123].
А.С. Макаренко говорил о том, что дети – лучшие мастера создавать традиции. Веди на методе традиций и строится патриотическое воспитания, пронося через всё свою реализацию традиционные российские ценности: любовь к семье и к Родине, уважение окружающих, нравственно и физически здоровая личность.
Интересной классификацией в контексте настоящего исследования, является классификация, разработанная Ю. К. Бабанским:
1)психолого-педагогические методы, влияющие на формирование сознания учащихся, то есть формирование способности пропускать через себя значимость патриотизма и делать его частью своей жизни;
2)методы практического формирования патриотизма, посредством формирования соответствующих навыков, то есть определение патриотической модели поведения в обществе;
3)методы стимулирования патриотического поведения, выражающиеся в применении таких форм, которые являются мотивом для проведение дальнейшей работы [21, с. 53].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: АЙРИС-Пресс, 2016 - 224 с.
2.Айол А. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе / А. А. Айол, В. В. Кузьменко, И. И. Орлов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1451/
3.Афанасьева, Л.И., Скорнякова, Е.А., Мясников, А.А. Патриотическое воспитание как одно из условий становления личности младшего школьника в условиях введения ФГОС НОО / Л.И. Афанасьева, Е.А. Скорнякова, А.А. Мясников // [Электронный ресурс] / Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. – 2014 – № 5 – Режим доступа: http://cyberleninka.ru
4.Батракова Ю.С. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников // на материале обучения педагогике: диссертация... кандидата педагогических наук: 13. 00. 08 / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Москва, 2014. - 115 с.
5.Винтайкина Е.В., Кашара Б.О. Разработка рекомендаций по патриотическому воспитанию подрастающего поколения туристическими методами // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 3.С. 193-194.
6.Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2015. - № 9
7.Власенко Е. Г. О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы) / Е. Г. Власенко, Е. И. Красникова, Л. Л. Гирда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96468/ (дата обращения: 29.07.2024).
8.Гордеев К.С., Жидков А.А., Федосеева Л.А., Илюшина Е.С., Дубровин Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/44979 (дата обращения: 29.07.2024).
9.Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 507 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08770-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441196
10.Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Система патриотического воспитания и развития гражданственности: исторический аспект // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Межд. Науч-практ. конф. (5 декабря 2015 г.Уфа)./в 5 ч. Ч 4. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015.
11.Ипполитов Н.В. Патриотическое воспитание учащихся. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. / Н.В. Ипполитова. – Шадринск: ШГПИ, 2015 – 84 с.
12.Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Сковлев. – М.: Айрис-Пресс , 2016 – 471 c.
13.Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1, 2 / Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2018 – 160 с.
14.Крившенко Л. П. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 400 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07709-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489404
15.Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В.А. Лазарева. – М.: Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2015 – 176 с.
16.Оморокова М. И. Основы обучению чтению младших школьников : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. М. Оморокова. – М. : Вентана-Граф, 2015 – 128 с.
17.Основы патриотического воспитания. – Режим доступа: https://www.xn--b1azcy.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/12/Metodicheskie-rekomendatsii-po-Osnovam-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf
18.Остапенко А.А., Хагуров Т.А. И снова о патриотизме и толерантности // Воспитание в школе. 2013. № 6.С. 106-110.
19.Российский патриотизм. Истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Под ред.А. Быкова, В. Лутовинова. - М.: Планета, 2010. - 336 с.
20.Сущность патриотического воспитания. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/11/sushchnost-patrioticheskogo-vospitaniya
21.https://vospitai-patriota.ru/patriot
22.https://patriot.menobr.ru/?ysclid=lv2glwu0kh456141707
23.https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot?ysclid=lv2gm6vtys713620069
24.https://rodina-konkurs.ru/?ysclid=lv2gmi45gt527048637
25.https://www.school3.obr-tacin.ru/deyatelnost/roditelyam/4072-ssylki-na-resursy-po-patrioticheskomu-vospitaniyu?ysclid=lv2gmxej5f214013961