Фрагмент для ознакомления
2
Прибыль является одним из основных мотиваторов для предпринимателей и инвесторов, которые рискуют своим капиталом в надежде на получение высокой прибыли. В то же время прибыль играет важную роль в распределении доходов и создании рабочих мест, что делает ее важным фактором экономического развития. Ф. Найт высказал собственное мнение о прибыли, которое отличалось от теорий других экономистов. Он считал, что прибыль не связана с простым использованием ресурсов, таких как капитал или рабочая сила, а скорее является вознаграждением за принятие риска. Ф. Найт считал, что предприниматель должен обладать способностью рисковать и вкладывать свои ресурсы в неопределенный результат, чтобы иметь возможность получать большую прибыль. Если он добьется успеха, полученная прибыль станет свидетельством его способности рисковать и вести отличный бизнес. Поэтому налог на прибыль связан с риском, на который идет предприниматель.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие прибыли, которое для российских организаций представляет собой доходы, уменьшенные на сумму расходов, а для иностранных организаций через постоянные представительства - доходы, полученные через них, уменьшенные на сумму расходов постоянных представительств, а для других иностранных организаций - доходы, уменьшенные на сумму расходов постоянных представительств из источников в Российской Федерации.
Маргиналисты, в том числе С. Джевонс, К. Менгер, Э. Бем-Баверк, Л. Вальрас и Дж. Кларк, они более подробно изучили концепцию прибыли и разработали теорию конечной выгоды, которую они считали важным достижением. Они сосредоточились на микроэкономическом анализе факторов, которые могут максимизировать доход компании. Особое внимание они уделили изучению ценообразования на рынке и условий формирования монопольной прибыли. Некоторые экономисты-неоклассики более глубоко изучили теорию прибыли и определили ее фундаментальные свойства и параметры, связанные с тем, как она возникла [15].
Существуют различные теории, такие как теория предпринимательской прибыли, теория инновационной прибыли и другие. Прибыль может выполнять ряд функций. К примеру в качестве такой функции выступает оценка по определению эффективности выполнения функций компанией, перераспределение прибыли среди различных слоев и общества и оказание содействия ее росту. На размер получаемой прибыли влияют многие факторы, такие как размер производственных активов, количество сотрудников, производительность, качество продукции и производственные затраты. Кроме того, различные виды деятельности, такие как продажи, маркетинг, посредничество, инвестиции и финансы, также влияют на размер прибыли. Существует несколько типов прибыли, таких как валовая, маржинальная, прибыль до налогообложения и чистый корпоративный доход, которые зависят от элементов, используемых при расчете.
В системе корпоративных прибылей нужно рассмотреть валовую прибыль, которая может определять в качестве разницы между выручкой от продаж и переменными расходами. Также важным показателем является прибыль от реализации продукции, которая может рассчитываться в качестве разницы между выручкой и общими затратами на производство. Каждое занятие может приносить свою прибыль. Например, прибыль от финансовой деятельности может определяться в качестве разницы между доходами и расходами, связанными с финансовыми операциями, такими как продаже акций и выплате процентов по облигациям.
Чтобы рассчитать прибыль от других видов деятельности, необходимо рассчитать разницу между другими доходами и другими расходами, понесенными в компании. Другие доходы могут быть доходами от продажи основных средств, а другие расходы могут быть производственными расходами без получения продукции или расходами, связанными с продажей основных средств с отрицательным финансовым результатом.
Основной вид деятельности и другие виды деятельности можно отличить по доле от общего объема продаж. Если доля продаж составляет 80% и более, продукт считается основным продуктом, а все остальное относится к иным видам деятельности. Например, продажа кирпича для кирпичного завода относится к основной деятельности, а продажа песка и мела - к другим видам деятельности. При этом прибыль до налогообложения - это совокупный результат всей деятельности компании. К ним относятся доходы от основной и прочей деятельности, а также от финансовой и инвестиционной деятельности. Этот показатель служит налоговой базой для расчета налога на прибыль, установленная законом ставка которого составляет 20%. Поэтому при расчете суммы прибылей до налогообложения нужно учитывать каждый из видов предпринимательской деятельности и специфику каждого из них [13].
Важно отметить, что размер прибыли до налогообложения выступает в качестве показателя эффективности организации и может использоваться в качестве основы для принятия решений о развитии бизнеса и распределении прибыли между владельцами. Налогооблагаемая база рассчитывается путем вычитания различных расходов из прибыли до налогообложения, таких как амортизация, проценты по ссуде, налоги и т. д. После вычета этих расходов образуется налогооблагаемая прибыль, из которой рассчитывается подоходный налог.
Подоходный налог выступает в качестве важного элемента налоговой системы каждой из стран, и его правила и ставки систематически могут меняться учитывая изменения в экономике и политике. Поэтому важно следить за изменениями в законодательстве и налоговом законодательстве, чтобы избежать штрафов и проблем с налоговыми органами. Основным критерием объявления дивидендов акционерам является чистая прибыль, что также предполагает масштабирование производства. Разная норма прибыли используется для разных исследовательских целей. Например, прибыль от продаж используется для оценки прибыльности компании, а маржинальная прибыль используется для расчета продаж безубыточности.
Прибыль используется до вычета процентов по ссуде и уплаченного подоходного налога для определения рентабельности общих активов компании. Кроме того, существуют и другие коэффициенты, которые вы можете использовать для оценки прибыльности компании, такие как прибыль на акцию или коэффициент прибыльности. Каждый такой показатель является полезным учитывая цель анализа и сравнения финансовых показателей различных компаний.
Решение о объявлении дивидендов зависит не только от прибыльности компании, но и от других факторов, таких как денежные потоки, инвестиционные планы, рыночная ситуация и финансовое состояние компании в целом. Компании учитывают все эти факторы, прежде чем принимать решение об объявлении дивидендов. После тщательного анализа финансовой отчетности компании и выявления факторов, влияющих на ее стоимость, могут быть выработаны рекомендации по увеличению прибыли и оптимизации затрат. Имеется большое количество методов по анализу прибыли, учитывая неформальные методы, к примеру, рецензирование, сравнительный анализ и аналитические таблицы, и формальные методы, основанные на строгих аналитических зависимостях, такие как методы подстановки цепочек, арифметические различия, относительные значения, графический метод, корреляционный анализ, регрессионный анализ и факторный анализ [18; 21].
Любой из этих методов может быть полезен для выявления проблемных зон и разработки стратегий для улучшения финансовых показателей компании. На практике более частыми методами могут являться вертикальный анализ, горизонтальный анализ, сравнительный анализ, факторный анализ и анализ коэффициентов. Различные методы анализа прибыли включают горизонтальный, вертикальный и сравнительный анализ. При этом горизонтальный анализ позволяет исследовать изменения показателей прибыли с течением времени, в то время как вертикальный анализ разбивает общие показатели на структурные компоненты и определяет их относительный вес.
Сравнительный анализ сравнивает значения различных групп с аналогичными показателями и выявляет абсолютные и относительные различия между ними. Эти методы могут использоваться для выявления тенденций и проблем в деятельности в сфере финансов организации и в сфере принятия управленческих решений. Некоторые распространенные методы включают сравнительный анализ рентабельности для конкретной компании и отраслевых средних, конкурентов, отдельных центров ответственности, а также анализ отчетных и прогнозируемых показателей рентабельности.
Другой метод анализа прибыли, факторный анализ, позволяет выявить наиболее важные факторы, влияющие на изменение прибыли, и определить их важность для компании. Анализ коэффициентов - расчет и анализ финансовых показателей, таких как прибыльность, ликвидность, финансовый кредитный рейтинг и другие, - также используется для оценки финансового положения компании. Важно отметить, что у каждого из этих методов есть свои преимущества и недостатки, и их выбор зависит от цели исследования и доступности финансовых данных.
Сочетание различных методов анализа прибыли может дать более полную и точную картину финансового положения компании и позволить подходить к наиболее резонные управленческие решения. Этот подход к управлению бизнесом основан на анализе прибыли, который является ключевым инструментом. Проведение анализа коэффициентов может основываться на проведении расчета соотношений между разными абсолютными показателями и может позволять определить разные относительные показатели, которые отражают формирование, распределение и использование выручки компании [16; 23].
На практике наиболее распространенными показателями рентабельности являются: возврат рентабельности продаж, отражающий прибыль от продаж на рубль выручки; возврат рентабельности продукции, определяющий прибыль на рубль затрат на производство (работы, услуги); возврат рентабельности инвестиций, отражающий эффективность использования всего имущества (капитала) предприятия; возврат рентабельности инвестиций, отражающий эффективность по использованию каждого актива (капитала) предприятия; возврат рентабельности инвестиций, определяющий прибыль на рубль затрат на производство (работ, услуг).
Кроме того, при анализе коэффициентов используются иные показатели, такие как показатель коэффициента текущей ликвидности, который показывает способность компании погашать текущие обязательства за счет оборотных средств, и коэффициент собственной безопасности, который отражает долю оборотных средств в совокупных активах компании.
Анализ коэффициентов - эффективный инструмент для выявления финансовых проблем и принятия решений по их устранению. Это может позволить не только корректно оценить текущее финансовое положение компании, но и спрогнозировать ее устойчивость и прибыльность в будущем. При этом, сравнение показателей с показателями других отраслевых компаний может помочь оценить конкурентоспособность компании и выявить потенциальные узкие места, которые необходимо устранить для повышения ее эффективности.
Фрагмент для ознакомления
3
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" // СПС Консультант Плюс.
Бариленко, В.И. Анализ финансовой отчетности : учебное пособие / Бариленко В.И., Кайро О.В., Кузнецов С.И., Плотникова Л.К. — Москва : КноРус, 2018. — 234 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406- 01224-6. — URL: https://book.ru/book/933715.
Бланк И. А. Управление финансовыми ресурсами. — М.: Омега-Л, 2011. — 768 с.
Большой экономический словарь: 26500 терминов / авт. и сост.: А. Н. Азрилиян; под ред. А. Н. Азрилияна. — Изд. 7-е, доп. — М.: Институт новой экономики, 2007. — 1472 с.
Великая Е. Г., Чурко В. В. Стратегический потенциал и рентабельность организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – №2(17), 2014 г.
Войтов А. Г. История экономических учений: учебное пособие. — М.: Дашков и К°, 2016. — 228 с.
Ендовицкий, Д.А. Бухгалтерский учет и отчетность [Текст]: учебное пособие / Ендовицкий Д.А., под ред. и др. — Москва :КноРус, 2020. — 357 с. — (бакалавриат и магистратура). — ISBN 978-5-406-07693-4. — URL: https://book.ru/book/932883.
Ильина Т.В. – Прибыль и рентабельности предприятия - основные аспекты [Электронный ресурс] / Т.В.Ильина // Вестник современных исследований. – 2017. – №1-2 (4) . – С. 41-50. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=28376904& доступ из НЭБ «ELibrary» (дата обращения - 03.08.2024). – Загл. с экрана.
Клишевич Н. Б. Финансы организаций: менеджмент и анализ. — М.: КНОРУС, 2016. — 245 с.
Коноплицкий В. Это-бизнес. Толковый словарь экономических терминов [Текст] : справочный материал / В. Коноплицкий, А. Филина. – Киев: Альтерпресс, 1996. – 448 с.
Крейнина М.Н. Современные подходы к оценке эффективности деятельности организации [Текст] / М.Н. Крейнина // Плановоэкономический отдел. – 2011. - №11. – С. 35-45.
Лысов И. А. Понятие, сущность и значение финансовых результатов предприятия //Вестник НГИЭИ. - №3 (46), 2015 г.
Мареев С. Н. Экономическая теория Маркса и ее критики: монография. — М.: Изд-во СГУ, 2013. — 322 с.
Моляков Д. С., Шохин Е. И. Теория финансов предприятий: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 110 с.
Нордхаус В., Самуэльсон П., Экономика: Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2011. — 1360 с.
Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие – М.:ИНФРА-М, 2017. 235 с.
Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 647 с.
Савицкая Г.В. – Критерии и показатели экономической эффективности бизнеса [Электронный ресурс] / Г.В.Савицкая // Журнал исследований по управлению. – 2017. – №2. – С. 26-48. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=28858880 доступ из НЭБ «E-Library» (03.08.2024). – Загл. с экрана.
Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 639 с.
Финансово-кредитныйэнциклопедическийсловарь / По общ. ред. А. Г. Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 1165 с.
Шарафуллина Р. Р., Рамазанова Р.Ф. Рентабельность как основной показатель эффективности деятельности предприятия в рыночной экономике // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2020. – № 4(29). – 25-29 с.
Шарафуллина Р.Р., Рамазанова Р.Ф. Основные методики факторного анализа рентабельности фирмы // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. – 2021. – № 3(25). – 47-54 с.
Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учебник / А.Д. Шеремет. – 2-е изд., доп. – М. : ИНФРА–М, 2017. – 374 с.
Шнайдер О. В., Агуреева Т. П. Система внутреннего аудита качества и ее влияние на прибыль предприятия // Карельский научный журнал. – №3 (8), 2014 г.
Экономическая мысль: разнообразие концепций и сфер применения / под ред. А. П. Заостровцева. — СПб.: Леонтьевский центр, 2011. — 428 с.