Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе рассматривается проблема лидерства в теории менеджмента.
Актуальность изучения темы обусловлена как многоаспектностью, так и сложность феномена лидерства, множественностью подходов к его осмыслению. От лидера, выбранного им стиля управления и владения психологией управления зависит качество работы коллектива, всей организации. В современном мире очень важно, чтобы у руководителя были не только лидерские качества, но также и способность проявлять гибкость и чуткость в выборе стиля руководства (в зависимости от сложившейся ситуации, психологических особенностей сотрудников и т.п.).
В современном мире очень важно, чтобы у руководителя были развитые лидерские качества, способность проявлять гибкость и чуткость в выборе стиля руководства (в зависимости от сложившейся ситуации, психологических особенностей сотрудников и т.п.). Тем не менее, российским руководителям предстоит еще только оценить важность развития лидерских качеств в современном понимании этого понятия, формирования условий для того, чтобы воспитывать талантливых и инициативных руководителей-лидеров. Пока отечественные организации не так часто ставят себе цель создания полноценных психологических условий формирования руководителей-лидеров и раскрытия лидерского потенциала. Таким образом, актуальность темы обусловлена как интересом к со стороны исследователей во всем мире, так и ростом значимости феномена лидерства в современных организациях, необходимостью изучения тех психологических условий, которые способствуют наиболее эффективному формированию лидерских качеств и раскрытию лидерского потенциала.
Целью настоящего исследования является репрезентация основных аспектов проявления лидерства, его сущности в теории менеджмента.
Поставленная цель определила задачи исследования:
Изучить подходы к понятию лидерства
Исследовать концептуальные парадигмы лидерства
Провести анализ специфики формирования лидерства в менеджменте.
Объект исследования – феномен лидерства.
Предмет исследования – подходы к сущности и особенностям лидерства.
Гипотеза исследования: существует множество концептуальных подходов и теорий лидерства, которые отражают многогранность феномена мирового лидерства и различные его аспекты, в свою очередь, сложность явления лидерства делает актуальным обращение к различным парадигмам для более точного прояснения и анализа феномена лидерства.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- аналитический
- диалектический
- системно-структурный анализ.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.
Глава 1.Особенности дефиниции понятия лидерства
1.1.Подходы к определению феномена лидерства
Значительные трудности квалификации феномена лидерства обусловлены не только имеющимися различиями методологических подходов к трактовке его содержательной сущности и сложным взаимодействием объективных и субъективных структурных компонентов лидерства, но и междисциплинарным уровнем его исследования и невозможностью его непосредственного наблюдения и однозначного измерения.
Так, одни исследователи (Н. Кете де Врис, Г. Лайкерт, Ф. Ротлисбергер, В. Диксон и др.) квалифицируют лидерство как статусную диспозицию конкретной личности в социуме, которая пользуется непоколебимым авторитетом и влиянием в коллективе, способными обеспечить привлечение ее последователей в тот или иной вид общественной деятельности. Другие ученые (Д. Гоулман, Г. Боятзис, А. Макки, П. Селовей, Ю. Мейер и др.) отождествляют данное понятие с эмоциональным интеллектом личности и ее социальным успехом, которые достигаются на основе самосознания (понимание своих возможностей и конкурентных преимуществ); саморегуляции (умение контролировать свои внутренние мотивы и эмоциональное состояние, обдумывать свои будущие действия); мотивации (умение побуждать к действию других субъектов); эмпатии (способности понимать чувства и интересы других людей) и социальных навыков (способности вызвать у других людей предполагаемую реакцию).
Исходя из этого, важное теоретическое и практическое значение приобретает углубленный дискурсный анализ, обобщение и структурирование основных теорий, раскрывающих сущностную природу лидерства.
Учитывая наличие огромного количества концептуальных подходов к исследованию данного системного и многогранного явления, ограничимся рассмотрением наиболее распространенных его парадигм – онтологически-гносеологической, экономической и институциональной. Данные парадигмы является, по нашему мнению, наиболее адекватными в раскрытии сущности и факторной обусловленности мирового лидерства, а значит – способны сформировать современный комплексный анализ данного явления. Что касается онтологически-гносеологической парадигмы, то ее представляют методологические основания таких концептуальных конструкций, как:
- теория харизматического лидерства – Р. Хаус, Г. Басс, Дж. Конгер, Р. Канунго и др.: обосновывает механизмы влияния лидера (уверенность в себе, коммуникативные навыки, социальная сенситивность, эмпатия) на своих последователей с целью получения от них максимальных результатов работы, преданности и лояльности самому лидеру и его управленческим методам, восприятие ценностей лидера, воспроизведение его поведения и осуществления самооценки на основе отношений с лидером,
- теория лидерства «голубого океана» – Ч. Ким, Г. Мауборн: квалифицирует нераскрытые таланты работников компании как основу корпоративного лидерства на новых рынках (в противовес постоянному совершенствованию методов и инструментов конкурентной борьбы на существующих рыночных сегментах);
- теория внутреннего стимулирования лидерства – К. Кешман: развитие внутреннего лидерства личности способом достижения мастерства в восьми сферах: самопознание, достижение равновесия, целеполагание, умение действовать, организации бытия, способность налаживать межличностные отношения, избегание самообмана, быстрое управление изменениями;
- теория «распределенного лидерства» – Д. Л. Брэдфорт, А. Г. Кохен: обосновывает необходимость существования в организации нескольких временных лидеров, которые характеризуются относительно одинаковым уровнем интеллектуального, образовательного, профессионального, культурного и социального развития, имеют одинаковые личные достижения и навыки эффективных коммуникаций, а также обладают навыками поведения лидера и подчиненного. Обладая различным набором профессиональных компетенций, каждый из них должен координировать те этапы производственных процессов и проектов, для управления которыми у него есть наиболее существенные и адекватные компетенции. Причем с изменением этапов производственных проектов должны меняться и временные лидеры с закреплением данного статуса за лицами, обладающими наиболее востребованными на текущее время компетенциями;
- теория опосредованного лидерства – Р. Фишер, А. Шарп: формулировка креативных личностных навыков, необходимых для реализации функции лидерства – четкое определение конечных желаемых результатов, видение перспективы, способность строить отношения сотрудничества, овладение новыми формами обучения;
Фрагмент для ознакомления
3
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. - М., 2001.
Курбанова Е.В. Власть и управление: единство и взаимодействие в обществе. Дис. ... канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ. - М., 1996. – 132 с.
Попова, Е. П. Теория организации : учебник и практикум для вузов / Е. П. Попова, К. В. Решетникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 327 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17680-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535843 (дата обращения: 31.07.2024).
Савченко В. Современный менеджмент (курс кафедры теории организации и управления ГАУ) // Российский экономический журнал. - 1996. - №1,4,7,8,10.
Савченко В. Феномен предпринимательства (экспериментальный спецкурс) // Российский экономический журнал. - 1996. - №1,2.
Семенов А. Посттейлоризм и теория человеческого капитала // Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - №9.
Слепенков И. М, Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. - М.: Высшая школа, 1990. - 301с.
Страуссмен Д. Стратегический государственный менеджмент // Проблемы теории и практики управления. - 1996. - №1.
Теория менеджмента : учебник для вузов / Л. С. Леонтьева [и др.] ; под редакцией Л. С. Леонтьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 287 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15568-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535846 (дата обращения: 31.07.2024).
Теория управления : учебник для вузов / Н. И. Астахова [и др.] ; под общей редакцией Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 375 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-6671-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535897 (дата обращения: 31.07.2024).
Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. - М.: Автор, 1993. – 160 с.
Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992. – 349 с.
Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 1992. – 237 с.
Шепель В.М. Управленческая этика. - М.: Экономика, 1989. – 284 с.
Шольц К. Организационная культура: между иллюзией и реальностью //Проблемы теории и практики управления. - 1995. - №3.