Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Интерес к человеческому потенциалу и его возможностям растет по нескольким причинам. В эпоху значительных изменений в основах человекознания, а также в связи с обострением глобальных проблем человечества, особенно актуально исследование таких вопросов, как жизнестойкость и стрессоустойчивость. Современные условия жизни создают для человека новые виды перегрузок и сложностей. Мы считаем, что текущая обстановка является экстремальной и стрессогенной, на фоне глобального беспокойства и непостоянства внешней среды.
Это связано с угрозами политического, информационного (включая новые формы ведения гибридной войны), социально-экономического, экологического и природного характера.
Современные ученые уверенно утверждают, что многие люди сталкиваются с проблемами, связанными с ощущением безопасности. Отсутствие защиты и постоянное чувство тревоги вызваны такими глобальными вызовами, как пандемия, идеологические конфликты и международный терроризм. Эти факторы увеличивают риск для жизни из-за эпидемий, беспорядков, атак и экологических катастроф. Информация формирует образы, которые влияют на восприятие и жизнестойкость, однако исследования этого влияния требуют более глубокого анализа.
Актуальность темы изучения восприятия как психического процесса, путей его становления и развития, гигиены, профилактики нарушений и особенностей последних, необходимость этих знаний для правильного построения и организации любой деятельности.
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений имеет важное значение в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
Объект исследования – нарушения, искажения восприятия.
Предмет исследования – особенности патопсихологической диагностики нарушений восприятия.
Цель работы: исследовать особенности социальной перцепции у пациентов с пограничным расстройством личности.
Задачи:
-рассмотреть социальную перцепцию и методологию исследования;
-исследовать социальную перцепцию при других психических расстройствах;
-изучить социальную перцепцию при пограничном расстройстве личности.
Методы исследования: анализ литературы, подбор диагностических методик, наблюдения, беседы, патопсихологический эксперимент.
Теоретическое значение исследования заключается в уточнении и расширении знаний о нарушениях различных форм восприятия.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что данные исследования могут быть использованы медицинскими работниками, социальными работниками, педагогами, психологами с целью выявления нарушений различных форм восприятия.
Теоретической базой исследования послужила обширная психологическая литература, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература.
1.1 Социальная перцепция и методология исследования
Давным-давно было замечено, что успешное общение и сотрудничество требуют взаимопонимания среди участников. Взаимопонимание можно интерпретировать различными способами: как осознание целей, эмоций и точек зрения другого человека или как сопереживание и принятие этих аспектов. Однако и то, и другое невозможно без восприятия одного индивида другим, то есть без перцептивного компонента общения [21].
Термин «социальная перцепция» был введён Дж. Брунером в 1947 году. Изначально он обозначал влияние социальных факторов на перцептивные процессы. В дальнейшем исследователи стали рассматривать его как восприятие социальных объектов, включая других людей и группы. Тем не менее, единое определение этого термина отсутствует, что связано с различиями в подходах к изучению перцепции [8].
С одной стороны, социальная перцепция рассматривается как психологическое восприятие человека в разнообразных ситуациях взаимодействия.
С другой стороны, это понимание и оценка социальных объектов, включая себя и другие социальные группы. Таким образом, разные акценты делают акцент либо на качествах личности, либо на процессе познания социальных категорий.
Существуют различные механизмы социального восприятия. Во-первых, это восприятие внешнего вида и поведенческих реакций объекта. В этом процессе происходит изучение психологической сущности взаимодействующих сторон на основе их внешних характеристик. Формы внешнего проявления играют роль знаков и служат средствами для передачи информации, за которыми скрыта внутренняя психология участников взаимодействия. На этой основе разработана модель информационной трансформации, отражающая, как психофизические свойства объекта воздействуют на органы чувств. Суть заключается в том, что при физическом контакте объекта и чувств человека в области рецепторов формируется «психическое изображение», представляющее собой «код» воздействия. Это «психическое изображение» выполняет информационную функцию, сигнализируя о специфических характеристиках объекта и его целостности. Данные свойства осознаются благодаря нервно-психической активности мозга. Знак, в свою очередь, несет смысл, который пытаются понять участники общения или совместной деятельности. Эти значения хранятся в памяти человека в виде ассоциаций, возникающих как спонтанно, так и целенаправленно, активируемых ощущениями различных модальностей внутри психической активности [15].
Восприятие внутреннего образа объекта, включающего набор его социально-психологических характеристик, осуществляется через такие механизмы, как эмпатия, рефлексия, атрибуция, идентификация, стереотипизация и проекция. Эмпатия позволяет осознать эмоциональное состояние другого человека, понимать его чувства и переживания (Андреева, 2008). Эта способность формируется на протяжении жизни и во многом зависит от личного опыта; человеку легче понять эмоции другого, если он сам испытывал аналогичные чувства. Однако это не исключает возможности эмпатии у тех, кто таких переживаний не имел, ведь некоторые люди обладают выдающейся интуицией и способны распознавать скрытые эмоции [39].
Для эффективного взаимодействия важно, чтобы партнёр понимал и наше восприятие. Человек начинает анализировать, как его видят окружающие, что обозначает процесс социальной рефлексии. Социальная рефлексия заключается в адекватном осознании собственных особенностей и их проявлений в поведении. Существует несколько образов «Я»: реальное, идеальное, воспринимаемое окружающими и то, как субъект считает, что его видят. Адекватная рефлексия обеспечивается совпадением этих образов.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Атаев, К. А. Социальное восприятие в социальной психологии // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 321-323.
2. Балева, М.В. Я и Другой: модели оценки и социального сравнения // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2020 – № 1 – С. 54–76
3.Балева, М.В. Роль контрастного пре-стимула при восприятии экстремально «положительной» и экстремально «отрицательной» личности // Психологические исследования. – 2023 – Т. 16, № 87 – С. 2
4. Гадисов, Т. Г. Синдромообразование при расстройствах личности: динамика или коморбидность? // Социальная и клиническая психиатрия — 2020. — Т. 30. — № 1. — С. 88–96
5.Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учебник для вузов . — М.: Юрайт, 2021. — 323 с.
6.Горинов В.В. Нарушения психической саморегуляции при расстройствах личности. // Социальная и клиническая психиатрия — 2021. — Т. 31. — № 2. — С. 18– 25.
7. Короленко, Ц. П. Социально-психологические характеристики при формировании аддиктивного поведения // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. — 2019. — Т. 119. — № 1. — С. 69–71.
8.Кулешов, А. А. Клинико-психопатологические особенности пограничного расстройства личности // Психиатрия. — 2022. — Т. 20. — № — С. 32–41.
9.Кулешов, А. А. Траектория пограничного расстройства личности после завершения юношеского возраста // Психиатрия. — 2022. — Т. 20. — № 3(2). — С.127–129.
10.Мамедова Л.В. Пограничное расстройство личности, критерии и методы его диагностики // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019 - № 5А. - С. 163-169.
11.Момбей-оол, С. М. Жизнестойкость молодежи и людей предпенсионного возраста // Известия Иркутского государственного университета. – 2021. - Т. 35. – С. 67-83.
12.Немов, Р. С. Психологическое консультирование : учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2021. — 440 с.
13. Олейчик, И. В. Современные алгоритмы психофармакотерапии депрессии // Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества. — 2019. — С. 384–396.
14.Ондар, А.Д. Социальная-перцепция в психолого-педагогических исследованиях // NovaInfo, 2021. — № 127 — С. 53-54
15.Пашукова, Т.И. Общение и социальная перцепция при межэтническом взаимодействии: учебник для студентов вузов. — М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2021. — 224 с.
16. Петрова, Н.Н. Пограничное расстройство личности: к вопросу о диагнозе. // Доктор. Ру. — 2022— Т. 21— № 8. — С. 66-71
17. Петрова, Н.Н. Пограничное расстройство личности в клинической внебольничной // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. — 2022. — Т. 122. — № 12. — С. 111–116.
18.Петрова Н.Н., Чарная Д.И., Чумаков Е.М. Пограничное расстройство личности: к вопросу о диагнозе. // Доктор.Ру. – 2022 - № 21(8) – С. 66–71.
19.Проничева М.М. Особенности социальной перцепции у педагогов с синдромом эмоционального выгорания // Психология и право. - 2019. - № 3. - С. 232–244.
20. Смулевич, А. Б. Расстройства личности. Траектория в пространстве психической и соматической патологии - М.: Медицинское информационное агентство, 2019. – 235 с.
21.Суслова, Т. Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования : учебник и практикум для вузов . — М: Юрайт, 2021. — 343 с.
22.Хасанова С.Н. Пограничное расстройство личности: клиника, классификация и дифференциальная диагностика. // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2023 - № 5 – С. 4–17.
23.Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник и практикум для вузов . — М.: Юрайт, 2021. — 423 с.
24.Akça, Ö. F. Borderline personality disorder and attention deficit/hyperactivity disorder in adolescence: Overlap and differences in a clinical setting // Borderline Personality Disorder and Emotion Dysregulation. — 2020. — Vol. 7, № 1. — P. 1–9.
25.Baleva, M.V. Emotional modality of the informational influence as a factor of the interethnic perception // Proceedings of the 23rd Multidisciplinary International Neuroscience and Biological Psychiatry Conference (St-Petersburg, May 16– 19), 2016 – P. 28–29
26. Baleva, M. Are the “dark personalities” perceived as bad, and “bright” as good? // Proceedings of the XVI European Congress of Psychology, 2019 – P. 129
27. Duică, L Borderline Personality Disorder “Discouraged Type”: A Case Report // Medicina — 2022. — Vol. 58, № 2. — P. 1–7.
28.Current directions in emotional Intelligence research // N.Y.: Guilford, 2020. - P. 504 - 520
29.Isagulova, Е.Yu. Family Role in Forming Women's Gender Identity // Proceedings of the IV International Multidisciplinary Conference «Recent Scietific Investigatio. – 2020 – P. 63-79.
30.Gohm, C.L. Emotional intelligence under stress: Useful, unnecessary, or irrelevant? // Personality and Individual Differences. - 2020. - 39. - P. 1017 - 1028.
31. Levine, A. Z. Nonsuicidal self-injury and suicide: Differences between those with and without borderline personality disorder // Journal of Personality Disorders. — 2020. — Vol. 34, № 1. — P. 131–144.
32. Levy, K. N. Borderline Personality Disorder / K. N. Levy, J. Pantelides // The Wiley Encyclopedia of Personality and Individual Differences: Clinical, Applied, and Cross‐Cultural Research. — 2020. — P. 89–95.
33.Mayer, J.D. A further consideration of issues of emotional intelligence // Psychological Inquiry. - 2020. - Vol. 15, № 3. - P. 249 - 255
34.Mayer, J.D.The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. N.Y. - 2023. - P. 433 - 442
35.Mayer, J.D. Emotional intelligence: Theory, Findings, and Implications // Psychological Inquiry. - 2021. - Vol. 15, № 3. - P. 197 - 215
36. Mulay, A. L. Borderline personality disorder diagnosis in a new key // Borderline Personality Disorder and Emotion Dysregulation. — 2019. — Vol. 6, № 1. — P. 1–16.
37. Nenov-Matt, T. Loneliness, social isolation and their difference: a crossdiagnostic study in persistent depressive disorder and borderline personality disorder // Frontiers in Psychiatry. — 2020. — Vol. 11. — P. 608 - 676
38. Reichl, C. Self-harm in the context of borderline personality disorder // Current Opinion in Psychology. — 2021. — Vol. 37. — P. 139– 144.
39. Riffer, F. Psychopharmacological treatment of patients with borderline personality disorder: comparing data from routine clinical care with recommended guidelines // International Journal of Psychiatry in Clinical Practice. — 2019. — Vol. 23, № 3. — P. 178–188.
40. Vanwoerden, S. Momentary borderline personality disorder symptoms in youth as a function of parental invalidation and youth-perceived support // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. — 2022. — Vol. 63, № 2. — P. 178–186.