Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема мотивации учебной деятельности студентов является одной из ключевых и активно обсуждается педагогами в научной среде. Актуальность работы определяется ростом интереса общества к развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала человека как ключевых факторов его успеха и профессионального развития в современном высокотехнологичном обществе. Изучение факторов, влияющих на учебные достижения студентов, важно не только для прогнозирования успеха в учебе, но и для определения их будущей карьеры. Успехи в учебе молодежи являются основой конкурентоспособности нашей страны и необходимы для дальнейшего прогресса общества. Несмотря на распространенное мнение о неважности учебных успехов для будущей жизни и карьеры, эмпирические исследования свидетельствуют обратное.
Изучение мотивации учебной деятельности студентов является актуальным, поскольку понимание мотивационных факторов позволяет улучшить качество образования и эффективность учебного процесса. Знание основ мотивации учебной деятельности студентов позволит создать оптимальные условия для их обучения, стимулировать личностный рост и достигнуть успехов как в учебе, так и в дальнейшей жизни.
Ученые уже давно пытаются решить проблему учебной мотивации и выработать действенные механизмы стимулирования студентов к учебе. Еще великий ученый-педагог И.Ф. Гербарт подчеркивал, что необходимо преподавать так, чтобы развивать в учащихся интерес, побуждать их к дальнейшим знаниям[ Соколова Л.А. Формирование учебной мотивации от древности до современности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2012. № 2. С. 6. ].
Объектом курсовой работы является учебная мотивация.
Предметом курсовой работы выступают причины снижения мотивации учебной деятельности студентов и способы стимулирования этой мотивации.
Цель работы – исследовать мотивацию учебной деятельности студентов как одну из главных проблем в современной педагогике.
Задачи исследования состоят в следующем:
1.Определить суть понятий «мотивация» и «учебная мотивация»;
2.Обозначить отечественные и зарубежные теории учебной мотивации;
3.Выявить причины снижения мотивации учебной деятельности;
4.Проанализировать методы и способы повышения мотивации учебной деятельности студентов.
Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Основная часть
1глава основной части
Глава 1. Теоретические подходы к анализу учебной мотивации
1.1.Учебная мотивация как категория педагогики
Мотивация, как следует из названия, - это то, что «движет» человеком. Это причина, по которой мы вообще что-либо делаем. Для преподавателей отсутствие мотивации уже давно является одним из самых неприятных препятствий на пути обучения студентов. Хотя концепция мотивации может показаться довольно простой на первый взгляд, появилась обширная исследовательская литература, в которой исследователи по-разному определяют это понятие.
Понятие «мотивация» широко исследовано в социально-гуманитарных науках – психологии, социологии, философии и, конечно, педагогике. В современном словаре по общественным наукам дается следующее определение мотивации: во-первых, это активное состояние мозговых структур, побуждающее высших животный и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей; во-вторых, побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность[ Современный словарь по общественным наукам / Под общ. Ред. О.Г. Данильяна. – М: ИНФРА-М, 2020.С. 165. ]. В соответствии с «Российской педагогической энциклопедией» под мотивацией понимается «интегративное качество личности, имеющее иерархию, протяженность во времени и обусловленное как личными особенностями, так и системой педагогических средств»[ Российская педагогическая энциклопедия // https://1193.slovaronline.com/80-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F ].
Мотивация является важным компонентом эффективного преподавания и обучения. Она не только способствует более позитивному поведению студентов, но и повышает их чувство благополучия. Понимание того, как мотивировать студентов к получению образования, имеет решающее значение, если мы хотим обеспечить им наилучший старт в жизни.
Обычно мотивацию определяют через поведение, которое реализуется индивидом, рассматривая ее как источник и регулятор деятельности. Поведение начинается с мотивации, поддерживается ею, направляется и, наконец, завершается. Исследование мотивации означает поиск ответа на вопрос: почему люди думают и ведут себя так, как они это делают? Для этого исследователи стремятся определить причину начала поведения и регулятор поведения, то
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
№ п/п Библиографическое описание использованных источников
1 Соколова Л.А. Формирование учебной мотивации от древности до современности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2012. № 2.
2 Современный словарь по общественным наукам / Под общ. Ред. О.Г. Данильяна. – М: ИНФРА-М, 2020.
3 Российская педагогическая энциклопедия // https://1193.slovaronline.com/80-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
4 Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентьева Е.А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3.
5 Чиркина С.Е. Мотивы учебной деятельности современного студента // Образование и саморазвитие. 2013. № 4 (38).
6 Гуро-Фролова Ю.Р. Мотивация учения как поликомпонентная актуальная психолого-педагогическая проблема // Вестник ВГАВТ. 2015. Вып. 42.
7 Примчук Н.В. Образовательная мотивация учащихся и критерии ее изменения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 3.
8 Жердева О. Н., Поволоцкая О.А. , Горбунов Ю.В. Анализ мотивации студентов вузов в современных условиях функционирования системы высшего образования // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (53).
9 Сушко Н.Г. Теория мотивации учебной деятельности // Вестник ТОГУ. 2006. № 2 (3).
10 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2007.
11 Лабзова И.Ю. Теория самоопределения и ее применение в зарубежной образовательной практики // Человек и образование. 2017. № 3 (52).
12 Никитская М.Г., Толстых Н.Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2.
13 Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентьева Е.А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3.
14 Арский А.А. Нарциссизм в высшей школе. Проблемы и тенденции // Мир современной науки. 2015. № 6 (34).
15 Забелин С.В. Мотивация как центральная проблема дидактики // https://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2007_5_33.pdf
16 Клепцова Е. Ю., Рубцова Д. О. Проблемы мотивации студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 32. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56665.htm.
17 Лукин И.А. Поддержание уровня мотивации студентов // Динамика развития системы военного образования. 2023.