Фрагмент для ознакомления
2
В данной работе рассматриваются функции философии. Значимость философии для общества состоит в том, что философия дисциплинирует ум, заставляет мыслить, размышлять о важных проблемах бытия, задает правильные ориентиры в области самопознания и саморазвития. В научной сфере философия предлагает универсальные гносеологические концепции. Итак, в первую очередь, философия – это наука для всех и каждого, соответственно, изучать философию необходимо каждому человеку, поскольку именно философия анализирует те проблемы и вопросы, которые во все времена волновали людей. Благодаря реализации своих функций философия много веков позволяет человеку искать смысл бытия, грамотно выстраивать свои взаимоотношения с окружающим миром, с людьми и с самим собой. Каждый мыслящий человек сможет найти в философии что-то для себя, для собственного духовного и умственного развития. Какую роль философия играет в моей жизни, в жизни общества. Уже в самих функциях философии заложен ответ на этот вопрос. Философия претендует на то, чтобы искать ответы на вечные вопросы бытия, она ориентирована на то, чтобы познавать и утверждать ценности как формы согласования бытия с мыслью человека. В этом заключается главная задача философского мировоззрения.
Здесь уместно обратиться к концепции философского мировоззрения, предложенной Ж. Делезом и Ф. Гваттари, которая мне также кажется весьма правильной.
Философия не является ни созерцанием, ни рефлексией, ни коммуникацией, пусть даже она, бывало, и считала себя то одним, то другим из них, в силу способности каждой дисциплины порождать свои собственные иллюзии. Философия - не созерцание, так как созерцания суть сами же вещи, рассматриваемые в ходе творения соответствующих концептов. Философия - не рефлексия, так как никому не нужна философия, чтобы о чем-то размышлять; объявляя философию искусством размышления, ее скорее умаляют, чем возвышают. Философия не занята ни созерцанием, ни рефлексией, ни коммуникацией, хоть ей и приходится создавать концепты для этих активных или пассивных состояний. Итак, философия, безусловно, является поистине многофункциональной. Разными исследователями осуществляется выделение различных функций философии.
Объект исследования – философия и ее функции, особенности.
Предмет исследования – функции философии в их взаимосвязи.
Цель работы – рассмотреть функции философии.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
Определить общие особенности философии и философского знания
Выявить специфику мировоззренческой функции философии
Определить значимость разных функций философии в их взаимосвязи.
Сформулировать выводы по исследованию.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ
От Пифагора идет традиция определять философию как «любовь к мудрости». Из этого следует, что предметом философии как раз и является мудрость. Однако необходимо определить и понятие «мудрость».
У древних греков мудрость представала как некий космический «Ум», правящий Вселенной; также они считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Сенека (I в.) полагал, что предметом философии является не внешний мир, человеческая мораль, таким образом, философия представляет собой учение о добре и зле.
Стремление представителей досократической философии к обретению философской мудрости, то есть, познанию сущности человека и космоса привело к появлению множества концепций первоначала.
Греческая философия, особенно в самый первый этап её развития, стремилась к понимаю сущности природы, космоса, окружающего мира. Первые греческие философы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, представители Милетской школы (6 в. До н.э.), а чуть позже пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл совершенно не случайно назывались «физиками» от греческого слова physis - природа.
Есть два понимания мудрости - житейское и философское. Мудрость в житейском понимании - это осмысление человеком своего жизненного опыта, то есть наиболее типичных, повторяющихся в его жизни ситуаций. Знание этих ситуаций помогает самому человеку и другим людям правильно воспринимать окружающий мир и действовать в этом мире. Поэтому мудрый человек стремится передать свой опыт другим людям. Житейской мудростью обладает не только отдельный человек, но и целые народы, и выражается она в пословицах и поговорках. Древнегреческие философы видели в мудрости не только житейское, но и более глубокое философское содержание. Они считали, что философская мудрость – это осмысление человеком не только своего опыта, но и опыта всего человечества, осмысляющего наиболее общие законы, лежащие в основе своего собственного существования и существования мира в целом. А любовь к мудрости - это страстное стремление человека к постижению этих законов.
Фрагмент для ознакомления
3
Аристотель. Метафизика – Режим доступа: https://www.litres.ru/book/aristotel/metafizika-7380900/chitat-onlayn/
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – Режим доступа: http://philosophy.ru/library/deleuze/filosof.html
История философии : учебник и практикум для вузов / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5745-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536516
Канчурин, И. Р. Философия как вид мировоззренческого знания / И. Р. Канчурин, А. М. Халитова, Г. Д. Ямгурсин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 712-714. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38526/
Крюков, В. В. Философия: учебник для вузов/ В. В. Крюков. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06271-7. — Текст: электронный// ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472252.
Ретюнских, Л. Т. Философия: учебник для вузов/ Л. Т. Ретюнских. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9073-7. — Текст: электронный// ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450421.
Спиркин, А. Г. Философия : учебник для вузов / А. Г. Спиркин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 585 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18296-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534737 (дата обращения: 11.08.2024).