Фрагмент для ознакомления
2
У подростков формируются два вида отношений, имеющих разное значение для их психического развития: отношения со взрослыми и отношения со сверстниками. Эти два отношения продолжают формироваться в средней школе. Эти две системы отношений, играющие одну и ту же общую социализирующую роль, часто противоречат друг другу по своему содержанию и нормам, которые их регулируют.
Отношения со сверстниками обычно строятся как отношения равных партнеров и регулируются нормами равенства, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравными. Когда общение со сверстниками начинает способствовать удовлетворению актуальных интересов и желаний подростка, он покидает школу и семью и начинает проводить больше времени со сверстниками
В подростковом возрасте отдельные группы сверстников становятся более стабильными, а отношения между детьми подчиняются более строгим правилам. Схожесть тем и вопросов, которые интересуют подростков, способность открыто говорить, не боясь насмешек, умение относиться к сверстникам как к равным - все это делает атмосферу таких групп более привлекательной для детей, чем атмосферу взрослых сообществ. Помимо непосредственного интереса друг к другу, характерного для общения младших детей, у подростков формируются два типа отношений, которые реже или совсем не встречаются в раннем развитии: товарищество (ранний подростковый возраст) и дружба (поздний подростковый возраст). В старшем подростковом возрасте дети уже имеют три различных типа отношений, которые отличаются друг от друга по степени близости, содержанию и функциям, которые они выполняют в их жизни. Общение в дружеских отношениях способствует взаимному обмену знаниями, навыками и умениями, а дружба позволяет решать проблемы эмоционального и личного характера.
С переходом во вторую половину подростничества (примерно с VI класса школы) общение подростков превращается в автономный вид деятельности, который занимает достаточно много времени и осуществляющий значимую жизненную роль, причем значимость коммуникации со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все прочие его дела
Старший подросток не хочет оставаться дома, он стремится к товарищам, обнаруживая явное желание жить групповой жизнью. Это - типичная черта детей именно подросткового возраста, причем она обнаруживается у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении - аффилиативной потребности. Неуспешные личные взаимоотношения со сверстниками воспринимаются и переживаются подростками нелегко, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, которые присущи подросткам. Многими подростками разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как личная драма. С целью завоевать друзей, привлечь к себе внимание приятелей, подросток стремится сделать все возможное; иногда ради этого он готов на прямое нарушение сформировавшихся социальных норм, на прямой конфликт со взрослыми.
Первичными отношениями между молодыми людьми являются дружеские. Атмосфера этих отношений основана на «кодексе товарищества». Этот кодекс включает в себя уважение личного достоинства других людей, равенство, верность, честность, порядочность и готовность прийти на помощь друг другу. В подростковых группах особенно осуждаются эгоизм, жадность, нарушение слова, обман сверстников, высокомерие, жажда командования и нежелание считаться с мнением сверстников. Такое поведение в подростковых группах сверстников не только не одобряется, но и часто вызывает ответную реакцию против тех, кто нарушает нормы товарищества. Их бойкотируют, отказывают сверстникам в членстве или в совместном участии в интересных мероприятиях.
Сходство интересов и занятий - важнейший фактор сближения молодых людей как друзей. Симпатия к товарищу и желание дружить с ним могут вызвать интерес к работе, которой он занимается. В результате у молодых людей могут появиться новые познавательные интересы. Дружба стимулирует общение между молодыми людьми, они проводят много времени в беседах на самые разные темы, обсуждают события жизни класса, личные отношения, поведение сверстников и взрослых
Позже, когда подростковый возраст подходит к концу, возникает потребность в близких друзьях и особые моральные требования к дружеским отношениям. С возрастом «родство душ» становится ключевым фактором, определяющим личные отношения подростков. Усвоение моральных норм - важнейшее личностное приобретение в подростковом возрасте.
С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, стремительно расширяется круг общения, возрастает число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой - совершается заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Согласно социометрическим исследованиям Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, и других педагогов и психологов, более явственной становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Наиболее сложным кажется положение последних .
Критерии, который призваны показать социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны. По сведениям Я.Л. Коломинского, первое место уделено влиянию на сверстников (значение этого качества с возрастом объективно повышается) и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте - нравственные качества, которые непосредственно выражаются в общении, и социальная работа; далее имеют смысл интеллектуальные свойства и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит тяготение командовать.
По информации Б.Н.Волкова, десятиклассники в большей мере ценят качества личности, проявляющиеся в процессе коммуникации, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), второе место уделено волевым качествам личности, третье занимают интеллектуальные преимущества. В исследовательской работе А.Н.Лукошкина представлена иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые черты, внешние свойства (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.)
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2. Алешина, Ю.Е. Взаимоотношения подросток в школьном коллективе / Ю.Е. Алешина, А.С. Коноводова // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, Н.П. Попова. – 1988. – №3 май-июнь 1988. – с. 64-71.
3. Алиев, Н.Р. Взаимоотношения со сверстниками как важный фактор формирования личности подростка [Mutual relations with peers as an significant factor of adolescent personality formation] // LXVI International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education. – №. LXVI. – С. 114-116.
4. Альтовская, С. А. Отношения сотрудничества в классном коллективе: сборник трудов конференции. // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. – С. 259-260.
5. Анастази, А. - Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази; под ред. Гуревича К.М., Лубовского В.И. - М.: Наука, 1982. – 209с.
6. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. — 5-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68756 (дата обращения: 16.10.2024)
7. Арон, И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития [Текст] / Арон И. С. // Конфликтология, - 2013. -№2. - С. 168-175.
8. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. - Свердловск, 1990. – 189с.
9. Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии / В. М. Бехтерев; [Вступ. ст. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой; Коммент. и примеч. Журавлева А. Л. и др.]; Рос. АН, Ин-т психологии. - Москва : Наука : ИФ "Наука-философия, право, социол. и психология", 1994. – 398 с.
10. Будаева, Э. В., Гармаева, Т. В. Межличностные отношения как фактор адаптации в студенческом коллективе //Наука и современность. – 2014. – №. 2. – С. 172.
11. Волкова, А. В., Михайлова, И. В. Взаимоотношения со сверстниками в подростковом возрасте //Психология в современном мире. – 2017. – С. 34-36.
12. Выготский, Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. Психология личности. М. : Академия, 2014. – 288 с.
13. Гогицаева, О. У. Динамика межличностных отношений подростков //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – №. 4. – С. 38-41.
14. Диагностика межличностных отношений подростков и старше-классников: Методические рекомендации / Сост. Л.В. Сгурская, Г.С.Тамарский. –Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 44 с.
15. Долганов, Д. Н. Классификация межличностных отношений //Вестник экспериментального образования. – 2015. – №. 2.
16. Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте / В. В. Завражнов, М. В. Чагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 399-401. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43340/ (дата обращения: 15.08.2024).
17. Жданова, Л. Г. Межличностные отношения в студенческих группах в зависимости от профиля образования //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2008. – Т. 10. – №. 6-2. – С. 120-125.
18. Жулина, Г. Н., Нижельская, М. А. Особенности межличностных отношений подростков со сверстниками //Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования" Южный федеральный университет", 2019. – №. 7. – С. 151-155.
19. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. 2-е изд. – " Издательский дом"" Питер""", 2021.
20. Касаткина, Н. В. Межличностные отношения как фактор формирования личности подростка //Педагогика, психология, общество: перспективы развития. – 2020. – С. 190-194.
21. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: науч.-метод. пособие [Текст] / Я.Л. Коломинский. - М:. АСТ, 2010. - 448 с
22. Лукошкина, Т. П. Исследование межличностных отношений подростков //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №. 3-7. – С. 30-31.
23. Матафонова, Т. Н., Комарова Е. В. Межличностные отношения подростков //Современная психология и педагогика: проблемы и решения. – 2018. – С. 29-33.
24. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 2004. -303 с
25. Никишина, Л. А. Межличностные отношения подростков //E-Scio. – 2021. – №. 10 (61). – С. 452-457.
26. Обозов, Н.Н. Психология человека. От тела к душе [Текст] / Н.Н. Обозов. М.: Облик, 2001. - 408 с.
27. Патрахина, М. Г. Особенности межличностных отношений подростков / М. Г. Патрахина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 591-594. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114355/ (дата обращения: 14.08.2024)
28. Попова, С. В., Балкизова, Ф. Б. Особенности межличностных отношений у подростков //Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2015. – №. 19. – С. 61-65.
29. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Академия, 2011. – 554 с.
30. Эсеккуева, Т. А., Богатырева, А. С. Роль межличностных отношений в развитии личности //Традиции и инновации в психологии и социальной работе. – 2020. – С. 189-193