Фрагмент для ознакомления
2
В первую очередь, обратимся к понятию государственной политики.
Специалистами выделены следующие основные группы компонентов государственной политики: субстанциональные, человеческие, институциональные, процессуальные и духовные. Субстанциональным элементом системы государственной политики является власть («властная подструктура»), предписания которой обязательны для исполнения всеми социальными субъектами и институтами государства. Социальные субъекты (человеческие компоненты) представлены руководителями государства и его основных институтов, профессиональными управленцами (государственными служащими), политико-административной элитой федерального, регионального и местного уровней власти и управления, партийными фракциями в законодательных структурах всех уровней, бизнес-элитой, разнообразными группами влияния и интересов.
К институциональным компонентам системы относятся все государственные институты и органы, в составе которых функционируют перечисленные социальные субъекты. Особый статус имеет институт главы государства, среди функций, которого приоритетное значение имеет выработка общенациональной политической стратегии социально-экономического и политического развития страны. Среди институциональных компонентов системы государственной политики значимую роль играют юридические и административные нормы, воплощенные в конституциях, конституционных законах, приказах по министерствам и др [28].
Существенную роль в разработке и реализации государственной политики имеют процессуальные компоненты, которые отражают структурные связи социальных субъектов и институтов государственной власти по поводу политико-управленческого воздействия на общество.
Осуществление государственной политики требует определения ее базовых принципов. Это принципы: конституционности, правительства; народовластия; подотчетности; эффективности; открытости; восприимчивости; соответствия процессуальным нормам; разделения властей. Приверженность названным принципам позволяет решать важные теоретические и практические вопросы, касающиеся доступа к< принятию решений, способов принятия решений. Особое значение здесь имеют принципы народовластия и конституционности, означающие, что» правительство служит интересам народа, привлекает его к участию в управлении и разделяет ответственность за благосостояние общества с гражданским обществом. Не менее актуально с учетом проблем разработки' и реализации государственной молодежной политики - следование принципам открытости и восприимчивости. Последний означает необходимость изучения реакции на проводимую политику со стороны общества, быстрого восприятия сигналов, подаваемых власти обществом. При этом кадровый состав государственных органов управления должен отражать структуру населения страны.
Далее рассмотрим понятие молодежи. А именно, молодежь рассматривается как общественно-исторический и социокультурный феномен, как большая биосоциальная группа, обладающая значительной мерой субъектности и потенциалом развития, возможность реализации которых зависит от типа политической системы, разновидности политического режима, а также уровня развития гражданского общества.
В целом, в российском обществознании сложился такой подход: молодежная политика представляет собой сферу деятельности государства, политических партий и общественных объединений, целью которой является воздействие на молодежь, влияние на ее социальное развитие. Речь в данном определении идет, прежде всего, о широкой, многофункциональной политике, осуществляемой государством и затрагивающей прямо или косвенно молодое поколение. Связанная с этим вторая сторона молодежной политики охватывает деятельность специализированных центральных правительственных, региональных и местных учреждений, комитетов, департаментов, комиссий по делам молодежи. Молодежной политикой именуется и та сфера функционирования политических партий, движений, объединений, общественных организаций, которая охватывает молодежь и развивается с тем, чтобы получить от нее или от ее определенной части поддержку своей политической линии и решить свои политические задачи тактического или стратегического плана [28].
Молодежная политика преследует и чисто утилитарные, прагматические цели - обеспечение эффективной адаптации молодежи к существующим социально-экономическим условиям для оптимизации воспроизводства трудовых ресурсов и ускорения процесса превращения потребителя в налогоплательщика. Общество обеспечивает процесс становления, создает необходимые условия, в том числе и для того, чтобы в обозримом будущем получить отдачу в виде налогов, созданных материальных и духовных ценностей.
Есть и другие, самые различные варианты трактовок рассматриваемого понятия. Например: молодежная политика - система мер по адаптации человека к обществу с подросткового периода до приобретения им полной самостоятельности; молодежная политика — многоуровневое социальное взаимодействие молодежи с политическими и общественными субъектами в связи с реализацией специфических интересов молодежи; молодежная политика - деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющая целью определенным образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это — на будущее состояние общества; молодежная политика - сложная многогранная система отношений, структурными элементами которой являются: идеи, концепции, теоретико-методологические положения, стратегии, тактики социального развития, система социальных отношений разного уровня, государственные решения, организации и органы, осуществляющие молодежную политику. В имеющихся определениях особо подчеркивается интерактивный, целенаправленный, субъектный характер молодежной политики.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Период с 1992 по 2007 гг. можно назвать временем становления молодежной политики нового российского государства. В эти годы было положено начало формированию нормативно-правовой, финансовой базы для осуществления государственной молодежной политики, создания системы государственной поддержки деятельности детских, молодежных организаций и объединений. В. это время оформляется государственная служба по делам молодежи, появляется опыт решения молодежных проблем - как на федеральном уровне, так и в регионах, заключавшийся, прежде всего; в разработке и принятии комплексных программ, направленных на, решение: социально-экономических проблем молодого поколения, создание условий для духовного и физического развития, обеспечение информационных, потребностей молодых людей [28].
Исходя из исторических традиций, ведущая роль в реализации молодежной политики в России осталась за государственными структурами Закономерным результатом выделения молодежной политики в самостоятельное направление: деятельности государства стало создание и развитие системы специализированных государственных и общественных структур — субъектов молодежной политики. Несмотря на множество реорганизаций федеральных органов управления молодежной политикой, повлекших за собой изменения и на региональном уровне, необходимо отметить, что в России уже сложилась государственная система управления молодежной политикой: 1991 г. - установлена должность Полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи; 1992 г. - указом президента Б. Ельцина был создан Комитет РФ по делам молодежи; июнь 1994 г. - создан Совет по делам молодежи при Президенте: РФ; 1997 г. -Комитет преобразован в Государственный комитет РФ по делам молодежи;: 1998 - 2000 гг. - Комитет несколько раз упразднялся. и затем вновь начинал свою работу.
В 2000 г. после ликвидации комитета его функции по реализации молодежной политики перешли к Департаменту по делам молодежи Министерства труда и социального развития РФ, затем к Департаменту по молодежной политике Министерства образования и науки РФ. В 2005 г. в связи с реформированием системы исполнительной власти «главным молодежным государственным органом» стало управление по молодежной политике Федерального агентства образования РФ. А в 2007 г. появилась новая правительственная структура - Федеральное агентство по делам молодежи [28].
Цели государственной молодёжной политики в Российской Федерации:
Совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодёжи, направленной на раскрытие её потенциала для дальнейшего развития страны.
Содействие успешной интеграции молодёжи в общество и повышению её роли в жизни страны.
Приоритетными направлениями реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации определены:
1. Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития.
2. Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формирование здорового образа жизни.
3. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей.
4. Государственная поддержка молодых семей.
5. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации.
6. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских объединений [5].
Далее обратимся к вопросу относительно роли молодежной политики в обеспечении безопасности государства.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400. [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/
3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/
4 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 20. – Ст. 2901.
5 Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" от 30.12.2020 N 489-ФЗ (последняя редакция)
6
Учебная и научная литература
7 Алексеева, А. Н. Эволюция доктрины национальной безопасности и проблемы развития российского конституционализма / А. Н. Алексеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/140/6935
8 Аникин, В.И., Абдеев, Р.Ф., Сурма, И.В. Философские аспекты информационной цивилизации и современные проблемы управления в ракурсе глобальной безопасности [Текст] /В.И. Аникин и др. // Вопросы безопасности. – 2017. – № 2. – С. 44-54.
9 Анохин, Ю.В., Гадельшин, Р.И. Национальная безопасность: теоретические и терминологические аспекты.//Теория и практика общественного развития. 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-bezopasnost-teoreticheskie-i-terminologicheskie-aspekty
10 Биндас, Д.В. Понятие информационной войны в системе философских воззрений // Социально-гуманитарные знания. – 2019. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-informatsionnoy-voyny-v-sisteme-filosofskihvozzreniy
11 Бобров, А.К. Концептуальные основы внешней политики России. Монография [Текст]. - Москва: Аспект-Пресс, 2021. - 224 с.
12 Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе [Текст]. – Москва: Наука, 2009. – 267 с.
13 Добринская, Д.Е. Цифровое общество в социологической перспективе [Текст] / Д.Е. Добринская // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. – 2019. – Т. 25. – № 4. – С. 175-192.
14 Основы национальной безопасности : учебное пособие / Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Хазов, Л.Т. Чихладзе и др. ; под ред. Е.Н. Хазова, Н.Д. Эриашвили. – Москва : Юнити, 2018. – 335 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page= book&id=473285. – Текст : электронный.
15 Зеленков, М.Ю. Основы теории национальной безопасности : учебник / М.Ю. Зеленков ; Академия Следственного комитета Российской Федерации. – Москва : Юнити, 2017. – 295 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page= book&id=473288. – Текст : электронный.
16 Караганов, С.А. Шанс, который нельзя упустить. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://globalaffairs.ru/articles/shans-kotoryj-nelzya-upustit/?ysclid=lsiuv2q4wu742629851
17 Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 303 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-534-05903-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio- online.ru/bcode/438881.
18 Карепова, С.Г. Национальная безопасность: тенденции, перспективы, научно-практическая основа для укрепления - система показателей и индикаторов [Текст] / С.Г. Карепова, А.Н. Пинчук, Некрасов С. В // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 9. - C. 38.
19 Кихтан, В.В., Качмазова, З.Н. Информационная война: понятие, содержание и основные формы проявления // Вестник ВУиТ. – 2018. – №2. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-voyna-ponyatie-soderzhanie-iosnovnyeformy-proyavleniya
20 Кокарева, Ю. А. Глобализация и национальная безопасность: факторы взаимовлияния [Текст] / Ю. А. Кокарева // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 978-981.
21 Красовская, Н.Р., Гуляев, А.А. К вопросу классификации информационных войн [Электронный ресурс] / Н.В. Красовская, А.А. Гуляев // Социология науки и технологий. – 2019. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-klassifikatsii-informatsionnyh-voyn
22 Липская, О.Г., Дроздов, Д.П. Информационная война: понятие и сущность /О.Г. Липская, Д.П. Дроздов //Молодежная наука-гарант инновационного развития АПК. – 2019. – С. 248-252.
23 Лукьянович, Н. В. Геополитика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Лукьянович. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01038-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/431916
24 Межуев, Б. «Остров Россия» и российская политика идентичности. Неусвоенные уроки Вадима Цымбурского. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://globalaffairs.ru/articles/ostrov-rossiya-i-rossijskaya-politika-identichnosti-2/?ysclid=lptnosqtbb684832493
25 Осейчук, В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 252 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17567-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533343
26 Основы теории национальной безопасности : учебное пособие / А.В. Блюм, А.А. Дик, Э.А. Мамонтова, А.М. Попов ; Тамбовский государственный технический университет. – Тамбов : Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), 2017. – 97 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499147. – Текст : электронный.
27 Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 455 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15123-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510831
28 Ростовская, Т. К. Молодежная политика в современной России : учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 155 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13287-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497449
29 Стожко, Д.К. Информационная безопасность в контексте развития цифровой экономики и международного сотрудничества [Электронный ресурс] / Д.К. Стожко, К.П. Стожко // АОН. – 2019. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-v-kontekste-razvitiyatsifrovoy-ekonomiki-i-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva
30 Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 582 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12003-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510538
31 Тюриков, А.Г., Чернышова, Л.И. Славянская идея в русской философской мысли. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/slavyanskaya-ideya-v-russkoy-filosofskoy-mysli
32 Усмонова, Н. Р. Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации / Н. Р. Усмонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53437/
33 Утарбеков, Ш. Г. Понятие и место информационной безопасности в национальной безопасности России / Ш. Г. Утарбеков // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – Т. 6, вып. 3. – С. 34-38.
34 Хадижат, С.С. Регулирование информационной безопасности Российской Федерации [Текст] / С.С. Хадижат // Государственная служба и кадры. – 2021. – С. 47-53.
35 Шеховцова, Ю. А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования / Ю. А. Шеховцова, Е. А. Зинаков. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13637/
36 Цыганков, П.А. Внешняя политика России в условиях глобальной неопределенности: монография [Текст]. – Москва: Издательство "Русайнс", 2015. - 280 с.