Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня прослеживается острая необходимость возродить русскую духовность, изучать историю народа и восстанавливать традиции. Важно с детства прививать любовь к Родине, народу и истории своей страны. Различные виды культурных и образовательных проектов способствуют развитию любознательности, познавательного интереса, коллекционирования и страсти к науке.
Проектная культурно-образовательная деятельность, как и другая проектная деятельность, осуществляется Г.И. Новиковой. По словам Г.И. Новиковой, "актуальность, целенаправленность, временные ограничения, уникальность, реалистичность, масштаб, перспектива" "в то же время, можно будет определить суть культурно-образовательного проектирования. ".По словам А.С. Доманова, она заключается в устранении "противоречия между картиной реальности и представлением дизайнера о нормах" (определяемых обществом и культурой). Это несоответствие определяет проблемные области формирования и реализации культурно-образовательных программ.
Изучение литературы Кирова вызывает интерес и может стать базой для плодотворной исследовательской работы. Киров богат своими литературными традициями. С ними связаны имена М.Е. Салтыкова- Щедрина, А. Грина, А. Герцена и других.
Ценность литературного краеведения в том, что оно расширяет и обогащает знания школьников о своей «малой родине», пробуждает интерес и любовь к родному краю и его традициям, к литературе и истории родного края, помогает почувствовать и осознать связь литературы с окружающей действительностью. Краеведение создает условия для исследовательской деятельности, способствует развитию активной проектной работы.
Обращение к литературному краеведению создает основу для современного подхода к изучению авторских произведений и художественных текстов с учетом соотношения основного и местного компонентов литературного образования. Краеведение - одно из ключевых направлений литературного образования в школе.
Так, цель данного исследования – рассмотреть особенности разработки культурно-просветительского проекта «Малая родина русских писателей».
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие проектно-исследовательского метода;
-выявить особенности организации проектно-исследовательской работы в рамках изучения историко-культурного пространства;
- рассмотреть специфику организации работы в рамках культурно-просветительского проекта «малая родина русских писателей» (на примере г. Киров);
- обозначить актуальность и общественная значимость проекта;
- определить цели и задачи проекта ;
-описать содержание проекта ;
-описать результаты и перспективу проекта.
Объект исследования – культурно-просветительский проект «Малая родина русских писателей».
Предмет исследования – особенности разработки культурно-просветительского проекта «Малая родина русских писателей».
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Теоретической базой исследования послужили работы следующих авторов: Борисовой Е.Н., Мишиной О.Е., Гудковой Е.А., Каримовой Л.Н., Корниенко Н.Г., Махотина Д.А., Пахомовой Н.Ю., Савенкова А.И. и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов работы в рамках преподавания дисциплины «Культурология» для студентов вузов, а также в практике преподавания родной литературы в школе.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Проектно-исследовательская деятельность как форма изучения культурного наследия
1.1.Понятие проектно-исследовательского метода
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Действительно, планируя проекты, учителя смотрят в будущее и представляют, что могут создать или получить ученики в результате своих усилий. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился в США в начале прошлого века. Метод проектов, называемый также методом решения проблем, был связан с идеей гуманистического направления в философии и педагогике, предложенной американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи считал, что в зависимости от личной заинтересованности ученика в знаниях, его целенаправленной деятельности Он предлагал строить обучение на активной основе, используя активные виды деятельности. Поэтому крайне важно, чтобы дети проявляли искренний интерес к приобретаемым знаниям, которые могут и должны пригодиться в жизни. Для этого необходимы проблемы, взятые из реальной жизни, знакомые и важные для детей, для решения которых они должны применить свои приобретенные знания и новые, еще не приобретенные знания [11, с. 11].
Учителя-наставники могут подсказать источники информации, а могут направить мышление обучающихся в нужное русло и позволить им проводить самостоятельные исследования. В итоге, однако, ученикам приходится решать проблемы самостоятельно и в сотрудничестве, применять необходимые знания, иногда из разных дисциплин, и получать реальные и ощутимые результаты.
Таким образом, весь подход к проблеме приобретает очертания проектной деятельности. Конечно, метод проектов со временем эволюционировал. Метод проектов, родившийся из идеи свободного образования, сегодня полностью развит и интегрирован в структурированную систему образования. Однако его суть осталась прежней. Она заключается в том, чтобы вызвать у учеников интерес к определенным проблемам, что предполагает наличие определенного уровня знаний, и обеспечить через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания и развитие рефлексивного мышления (или критического мышления в терминологии Джона Дьюи). Суть рефлексивного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышление об их достоверности, логическое построение фактов для познания нового, открытие путей выхода из вопросов и формирование уверенности, основанной на рациональных рассуждениях [11, с. 13].
Определение учебных проектов в основном согласовано разными авторами: обратимся к определению Е.С. Полата, «Метод проектов предполагает педагогические и познавательные умения и поведение учащихся, в результате самостоятельных познавательных действий решающих определенную проблему, результатами которой является конкретная деятельность. Он позволяет представить результаты в виде итогов». Если говорить о методе проектов как об образовательной технологии, то эта технология подразумевает серию исследовательских, проблемных методов, которые носят творческий характер».
Метод – это совокупность приемов получения практических и теоретических знаний в какой-либо области, способ организации познавательных процессов.
Исходя из этого, когда мы говорим о проектных методах, мы подразумеваем способы достижения конкретной цели через детальную разработку проблемы. Эти результаты должны быть видны, понятны и применяться в практической деятельности. Для достижения этих результатов необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, что требует знания различных дисциплин, умения прогнозировать последствия и возможные исходы различных решений, а также способности устанавливать причинно-следственные связи. Учителя-новаторы пробуют метод проектов один раз и не могут от него оторваться. Дело не в привлекательности метода, а в возможности для учеников учиться, а для учителей - преподавать весело и интересно, без принуждения. В отсутствие научной разработки достаточного количества учебных проектов учителя придумывают свои собственные и пытаются адаптировать к ним то, чему научились у коллег [11, с. 14].
Положительный педагогический опыт при его распространении предполагает научно-методическое сопровождение. Стремительное развитие инновационной практики и встречное движение педагогической науки уже привели к значительным достижениям. К ним можно отнести:
Широкий диапазон образовательных ситуаций успешного применения учебного проекта;
Попытки систематизировать учебных проектов;
Создание методик выполнения учебных проектов в зависимости от их разновидности;
Разработка новых курсов с введением учебных проектов в образовательную сферу;
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1.Борисова Е. Н., Мишина О. Е. Культурно-просветительский проект как форма коммуникативной деятельности студента в вузе в условиях изменяющейся социокультурной среды //Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №. 55-6. – С. 31-41.
2.Галимуллина А. Ф., Гильманова Т. Н. Литературное краеведение на уроках литературы //Методические инновации в практике преподавания русского языка и литературы в условиях поликультурной среды. – 2021. – С. 35-40.
3.Георгиева С. В. Место литературного краеведения в школьном образовании //ББК 74.480. – 2022. – С. 330.
4.Гудкова, Е. А. Индивидуальный проект в процессе обучения истории как средство развития исследовательской культуры старшеклассников / Е. А. Гудкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101141/ (дата обращения: 13.10.2024).
5.Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. - № 6, - С. 39-48.
6.Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. – 143с.
7.Каримова Л. Н. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке и реализации культурно-просветительских проектов //Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №. 2. – С. 261-261.
8.Колокольникова З.У., Назранова К.А., Курдюкова В.И., Перцева С.А., Безруких А.Д., Черепанов М.Д. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29631 (дата обращения: 14.10.2024).
9.Корниенко Н.Г. «Краеведение на уроках литературы». – Воронеж, 2001.-50 с.
10. Круцких, М. В. Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников / М. В. Круцких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 722-724. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41466/ (дата обращения: 14.10.2024).
11.Махотин, Д.А. Проектный подход технологии обучения в системе высшего профессионального образования / Д.А. Махотин // Качество, инновации, образование. - 2005. - №1. - С. 11-21.
12.Милюгина Е. Г., Касимова А. Б. Формирование регионоведческой компетенции младших школьников в системе работы по литературному краеведению //Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. Тверь: Твер. гос. ун-т. – 2014. – С. 172-178.
13.Новикова И. А. Литературное краеведение в школе (из творческой мастерской учителя //Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы: Художественный текст как предмет изучения в школе и вузе. – 2010. – С. 334-342.
14.Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. - №8. – С.118-125.
15.Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.
16.Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — С.52-55
17.Прокофьева А. Г. Краеведение в школьном литературном образовании //Russian Journal of Education and Psychology. – 2012. – №. 5. – С. 26.
18.Пыркова Р. Г., Диарова И. А. Литературное краеведение–основа воспитания школьников //Приоритеты педагогики и современного образования 3. – 2024. – С. 14.
19.Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. - 2004. - №1. - C. 22-32.
20.Соловьёва М. А. Образовательно-воспитательный потенциал литературного краеведения //Литература в школе. – 2017. – №. 3. – С. 19-21.