Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных экономических условиях успех предприятия на рынке во многом зависит от качества системы маркетинговых коммуникаций. Товародвижение или система маркетинговых коммуникаций могут приобретать любой вид коммуникаций, используемых предприятием для информирования, убеждения или напоминания потенциальным потребителям о своих товарах, услугах, образах, идеях, общественной деятельности или влиянии на общество.
1. Коммуникации в транзитной рекламе: теоретический аспект
1.1 Рекламная деятельность как форма коммуникаций и её эффективность
Основное назначение рекламы, как элемента комплекса маркетинга и продвижения коммерческого предприятия заключается в том, чтобы передать информацию потребителю через канал коммуникации. Поэтому в данном случае реклама выполняет коммуникативную функцию, обеспечивая узнаваемость бренда для потенциального покупателя.
Коммуникации в рекламе позволяют выполнять её функции. Экономическая функция рекламы заключается в том, чтобы стимулировать спрос на товары и услуги, увеличивать продажи и прибыль компании. Реклама помогает привлечь внимание потенциальных клиентов, создает интерес к продукту или услуге, информирует о его преимуществах, убеждает в необходимости покупки и создает имидж бренда.
Функция маркетинга в рекламе строится на увеличении узнаваемости, популярности и привлечения внимания к товару или услуге путем использования различных коммуникационных методов и техник. Самое важное сделать товар более узнаваемым и востребованным, отличиться от конкурентов за счет особенностей, более ярко представить потребителю все преимущества. Таким образом, с помощью маркетинга в рекламе можно создать, так называемую некоторую площадку в сознании потребителя, на которую поступает информация о необходимости данной покупки.
«Очень важной является социальная функция рекламы, так как многие исследователи считают, что продажа товаров – вторичная задача рекламы, её первейшая задача – приобщение людей к нашей американской системе ценностей. Реклама способна помочь людям почувствовать, что они являются частью общества, которому предлагается все самое лучшее, помочь им проникнуться вдохновением и работать с самой высокой производительностью [2, с.64]».
Таким образом, выполняя социальную функцию, реклама обеспечивает:
1. Приобщение к национальным ценностям.
2. Продвижение мотивационных действий, направленных на повышение уровня жизни.
3. Воспитание культуры потребления.
Коммуникация простыми словами – это процесс взаимодействия двух или нескольких людей с целью обмена информацией. Тогда, исходя из этого
определения, коммуникативная функция рекламы заключается в передаче информации и создании связи между рекламодателем и потенциальными потребителями. Эта функция может проявляться в обратной связи продавца с потребителем, регулярных рассылках о акциях и других предложениях, а также звонки с предложениями. Есть еще множество других способов подержания связи с потребителем, что является выгодным и действенным способом привлечения клиентов и продвижения бренда для продавца.
1.2 Понятие и виды транзитной рекламы
Транзитная реклама – это способ размещения рекламных объявлений на движущихся объектах (транспортных средствах).
Реклама на транспортных средствах популярна в силу того, что в городах миллионы людей перемещаются ежедневно, они сами являются пользователями различных видов общественного транспорта и наблюдают, как данный транспорт перемещается по улицам города.
Также транзитная реклама попадает в поле зрения автолюбителе , так как они также наблюдают перемещение транспортных средств по улицам городов.
Наружная транзитная реклама размещается на конструктивных элементах транспортных средств, причем она должна иметь зеркальный характер размещения. При этом необходимо учитывать качество материалов (красок, пленки), так как реклама на бортах транспортных средств подвержена негативному воздействию внешней среды. Рекламный плакат, размещённый на автобусе или трамвае, должен сохранять яркость и быть заметным получателям рекламных сообщений.
1.3 Достоинства и недостатки транзитной рекламы в продвижении бренда
Несмотря на то, что в последние годы интерес рекламодателей смещается в сторону более современных видов (например, таргетная реклама в Интернет), площади для размещения транзитной рекламы продолжают пользоваться высоким спросом.
Реклама на транспорте практически не достигает определённых сегментов аудитории, то есть не может быть нацелена на клиентов определенного пола, возраста, рода занятий, уровня дохода или образования.
Если рекламное сообщение относительно краткое и образное, то общий дизайн отдельного вида городского транспорта может стать отличным средством повышения осведомленности о новом бренде при самой высокой частоте показов рекламы.
Выполняя социальную функцию, реклама изначально зарождалась как средство, способствующее интеграции коллективных сообществ, как средство коммуникации, как один из механизмов формирования духовных и материальных потребностей людей.
Реклама в многообразии своих творческих проявлений и коммуникативных возможностей оказывает формирующее воздействие на духовную культуру благодаря образуемым ею смысловым конструкциям, используемым и создаваемых ею символах, образах, оказывающих влияние на сознание и на мотивацию поведения людей. Функционально реклама как одна из специализированных форм духовного (профессионального) производства развивалась в историческом и социокультурном процессе развития общества наряду с функционированием других социальных институтов.
С одной стороны реклама доводит до потребителей необходимые сведения, а, с другой, – сочетает информативность с убедительностью и внушаемостью, оказывая тем самым эмоциональное воздействие на человека с целью усиления эффекта передаваемого сообщения.
С развитием форм коммуникации реклама действует как ответ на потребность человека в передаче духовно-ценностных отношений, позволяющих потребителям подключать свою самоценную единичность к общественной.
«Переход от экономического аспекта рекламы как процесса покупки–продажи к теории областей духовного влияния рекламы, полагает, что эффективность информационного потока зависит от степени его соответствия ценностной картине мира потребителя. И в этом контексте рекламу следует рассматривать в качестве «массового мотивационного тезауруса» или «поля социально влияния рекламы» [7, с.106]».
«Социальное поле влияния рекламы – это те ситуативные проблемы, которые характерны для каждой социальной группы, на которые воздействует рекламное сообщение, чтобы те или иные потребности переросли в мотивы поведения. [8, с.224]».
2. Анализ эффективности коммуникаций в транзитной рекламе компании «МТС»
2.1 Практические особенности рекламных коммуникаций на примере компании «МТС»
Публичное акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (ПАО «МТС») – ведущая компания в России и странах СНГ по предоставлению услуг мобильной и фиксированной связи, доступа в интернет, кабельного и спутникового ТВ-вещания, цифровых сервисов и мобильных приложений, финансовых услуг и сервисов электронной коммерции, а также конвергентных ИТ-решений в сфере системной интеграции, интернета вещей, мониторинга, обработки данных и облачных вычислений. Предоставляя инновационные услуги и решения, МТС вносит значимый вклад в экономический рост и улучшение качества жизни десятков миллионов людей в странах присутствия.
По состоянию на начало 2024 года ПАО «МТС» с дочерними компаниями обслуживает в России 80,2 миллиона абонентов; СООО «Мобильные ТелеСистемы» в Беларуси – 5,6 миллиона; ЗАО «МТС-Армения» (VivaCell-MTS) в Армении – 2,2 миллиона. В странах присутствия группа компаний МТС оказывает услуги мобильной связи в стандартах GSM, UMTS и LTE.
Ежегодное увеличение количества базовых станций, работающих со стандартами третьего, четвертого и пятого поколения беспроводной связи, позволяет повышать плотность и размах мобильной сети компании, что приводит к увеличению доли успешных соединений и уменьшению доли обрывов звонков.
В 2023 году выручка ПАО «МТС» составила более 422,2 млрд рублей, что на 7,8 % больше, чем за аналогичный период 2021 года. Но, при том, что прибыль от продаж имеет положительную динамику, рентабельность продаж снижается.
Так, в 2021 году показатель рентабельности продаж составлял 25,1 %, к 2023 году он снизился до 22 %. А чистая прибыль в 2023 году по отношению к 2022 году возросла более чем в 1,5 раза. Для публичного акционерного общества это весьма важный показатель, так как из чистой прибыли осуществляются выплаты акционерам.
Крупнейшими операторами отечественного рынка телекоммуникационных услуг считаются представители так называемой «большой тройки» – компании ПАО «МТС» (38 % подключений), ПАО «ВымпелКом» (порядка 39 % подключений) и ПАО «МТС» (порядка 10 % подключений). Совокупная доля этих организаций на российском рынке в различные годы составляет от 80 до 85 % от российского рынка. Организации имеют собственную разветвлённую сеть и объекты инфраструктуры во всех регионах России. Кроме участников «большой тройки» в Российской Федерации действуют межрегиональные операторы, которые предоставляют услуги в нескольких регионах страны – ПАО «Ростелеком», ПАО «Смартс» и другие. Доля этих организаций и их абонентские базы значительно ниже федеральных операторов и составляют несколько миллионов абонентов. Конкурентные преимущества межрегиональных операторов более подробно выражаются на территориальном уровне – в отдельных регионах, где они могут создавать реальную конкуренцию крупным федеральным операторам.
2.2 Оценка эффективности рекламных коммуникаций с использованием средств транзитной рекламы
Гипотеза исследования: размещение рекламы о товарах и услугах компании «МТС» на транзитных носителях обеспечивает прирост реализации.
Методология исследования: оценка эффективности реализации товаров в салонах МТС.
Из таблицы 4 видно, что товарооборот в этих двух салонах вырос, поэтому мы можем рассчитать индекс прироста по каждому салону сотовой связи.
Индекс роста товарооборота в салоне № 1 составил:
J № 1 = 754 000 руб.: 525 000 руб. = 1,436 (43,6%).
Индекс роста товарооборота в салоне № 2 составил:
J № 2 =512 000 руб.: 487 000 руб. = 1,051 (5,1%).
Таким образом, мы видим, что прирост товарооборота за счет проведения рекламы в салоне составил 38,5% (43,6% - 5,1%).
Дополнительный товарооборот за счет рекламы составил:
Тдоп. = (525 000 руб. х 38,5%) : 100% = 202 125 руб.
Прибыль салона за этот период времени составила 16,4% от общего товарооборота. Прибыль от дополнительного товарооборота, полученного в результате проведения рекламной акции, составила:
П = (202125 руб. х 16,4%) : 100% = 33 148,50 руб.
Как мы видим, реклама оказалась экономически эффективной. Несколько сложнее методика определения экономической эффективности рекламы при одновременном рекламировании товаров с разными торговыми наценками.
Заключение
Для оценки эффективности рекламных коммуникаций в процессе написания работы использовались следующие методы исследования: системный подход; структурный подход; субъектно-объектный анализ; функциональный анализ; приемы и методы статистического анализ.
Реклама на транспортных средствах популярна в силу того, что в городах миллионы людей перемещаются ежедневно, они сами являются пользователями различных видов общественного транспорта и наблюдают, как данный транспорт перемещается по улицам города.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Шишова, Н. В. Теория и практика рекламы : учебное пособие / Н. В. Шишова, А. С. Подопригора, Т. В. Акулич. – М. : ИНФРА-М, 2019. - 299 с.
2. Давыдкина, И. Б. Социальная реклама в системе социальных коммуникаций и социального управления: монография / И.Б. Давыдкина – М.: ИНФРА-М, 2023. – 126 с.
3. Данилов, В. А. Психология социальных коммуникаций и рекламы : в 2 ч. Ч. 2. Теория и практика медиапсихологии и психологии PR : учебное пособие / В.А. Данилов. – М. : Дашков и К, 2023. – 190 с.
4. Давтян, А.А. Психология рекламной деятельности: учебное пособие / А.А. Давтян. – М.: КноРус, 2021. – 308 с.
5. Антонова, Н. В. Психология потребительского поведения, рекламы и PR: учебное пособие / Н.В. Антонова. – М. : ИНФРА-М, 2022. – 325 с.
6. Белоусова, Ю.Н. Генезис образа и его функционирование в медиапространстве: монография / Ю.Н. Белоусова. – М.: Алетейя, 2022. – 106 с.
7. Вельская, Г. Г. Социальные коммуникации и социальная реклама в сфере инклюзивных практик: учебно-методическая литература / Г.Г. Вельская. – М. : Дашков и К, 2023. – 124 с.
8. Пятаев, Д. А. Размещение транзитной рекламы как способ увеличения продаж / Д. А. Пятаев // Человек. Социум. Общество. – 2023. – № 3. – С. 198.
9. Бородина, Н. В. Психология рекламы : учебное пособие / Н. В. Бородина, Е. В. Щетинина. – Сочи : Сочинский государственный университет, 2020. – 106 с.
10. Резепов, И. Ш. Психология рекламы и PR : учебное пособие / И. Ш. Резепов. – М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2022. – 224 с.
11. Колбасина, Л. В. Реклама как фактор воспитания и социализации / Л. В. Колбасина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2023. – Т. 10. – № 2(40). – С. 83-89.
12. Гогохия, И. Продвижение в Telegram, WhatsApp, Skype и других мессенджерах /И. Гогохия. – М.: Бомбора. – 2019. – 320 с.
13. Ань, В. Н. Технологии искусственного интеллекта и их роль в повышении эффективности рекламных коммуникаций / В. Н. Ань, В. А. Кошель // Практический маркетинг. – 2024. – № 2(320). – С. 10-15.
14. Комиссарова, Д. В. Эффективность транзитной рекламы / Д. В. Комиссарова // Студенческий. – 2023. – № 1-4(213). – С. 66-67.