Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа посвящена социальной утопии в творчестве представителей советской интеллигенции 20-х годов 20 века - К.Э. Циолковского и Е. Замятина (роман «Мы»). Актуальность обращения к теме обусловлена тем, что социальные утопические проекты стали одной из значимых тенденций духовных поисков интеллигенции в первой половине 20 века. В частности, ярко это отразилось в философском и научном наследии К. Циолковского. Жизнь этого замечательного ученого, философа пришлась на вторую половину 19 века и начало 20 столетия. Циолковский застал расцвет серебряного века русской культуры, падение самодержавия и русскую революцию.
Философское наследие Циолковского относится к такому направлению, как русский космизм. Космизм является уникальным направлением в развитии русской философской мысли конца ХIХ—ХХ вв., которое занималось космическими проблемами, местом человека в мире, взаимодействием человека и космоса, Вселенной .
К.Э. Циолковский является автором научно-фантастических произведений, сторонником и пропагандистом идей освоения космического пространства. Кроме того, им была предложена уникальная концепция совершенствования сознания человека будущего. Основные труды: «Монизм Вселенной»; «Воля Вселенной», «Неизвестные разумные силы», «Космическая философия» и др.
Для рассмотрения в рамках курсовой работы были выбраны следующие труды Циолковского: «Монизм Вселенной» (1925), «Нирвана» (1914), «Ум и страсти» (1928). Все эти работы объединены общей проблемой – проблемой места и самосовершенствования человека в космическом мироустройстве, в построении мира будущего.
Роман Е.И. Замятина “Мы” относится к произведениям, значение которых в истории литературы со временем возрастает. Каждое новое поколение читателей открывает в них то, что современники либо не замечали, либо просто не могли увидеть. Объективно это первый роман-антиутопия нашего века, и последующие авторы антиутопий в той или иной мере учитывали его при создании своих произведений.
Объект исследования – социальная утопия в творчестве Циолковского и Замятина.
Предмет исследования – антропологический, социально-технический и этический аспекты социальных утопических проектов русской интеллигенции на примере К. Циолковского и Е. Замятина.
Таким образом, цель курсовой работы – провести анализ основных аспектов и проблем развития социальной утопии в творчестве Циолковского и Замятина.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить проблему человеческого бытия в «космической» теории Циолковского
2. Проанализировать представления о техническом прогрессе в философии Циолковского
3. Рассмотреть специфику репрезентации категорий свободы и справедливости в философии космизма К. Циолковского.
4. Изучить особенности триады совершенствования человека – техники – общества в философии космизма К. Циолковского.
5. Исследовать главные темы и мотивы романа Е. Замятина «Мы».
В процессе исследования космической философии К.Э. Циолковского и романа Е. Замятина «Мы» использовались следующие методы. Исходной методологической установкой является объективный историко-философский анализ социо-прогностических, философских этических произведений К.Э. Циолковского и ведущих исследователей космической философии Циолковского, текста и идей романа Е. Замятина «Мы».
Также использовался метод сравнительно-исторического анализа «космической философии» К.Э. Циолковского и ее основных истоков, в частности, это позволило проследить некоторые параллели между философией Циолковского и философским наследием буддизма.
Кроме того, значительное место отводится диалектическому методу, с помощью которого выявлены основные понятия категориальной системы космической философии К.Э. Циолковского, а также мотивы, темы романа Замятина «Мы».
В структурном отношении курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, библиографией. Структура подчинена цели и задачам исследования.
Глава 1. Антропологический и социально-технический аспект социально-утопической философии К. Циолковского: космос и человек, проблема влияния технических достижений на общество
1.1.Проблема человеческого бытия в «космической» теории Циолковского
Принципы единства Мира и человека у К.Э. Циолковского представлены принципами атомистического панпсихизма, кроме того, философия Циолковского базируется на идеях космической детерминированности, целесообразности, разумности Вселенной . Человек в философской системе Циолковского - это есть форма высокоорганизованной материи, которая способна улучшить иные материальные формы, в первую очередь, через совершенствование себя .
Конечно же, учение Циолковского не имеет отношения к гуманизму, однако следует сказать об убежденности Циолковского в том, что осознание благоприятной судьбы атома «увеличит здоровье, удлинит жизнь и даст силу терпеть превратности судьбы. Вы будете умирать с радостью, в убеждении, что вас ожидает счастье, совершенство, беспредельность и субъективная непрерывность богатой органической жизни» .
Достаточно многое в антропологическом учении Циолковского перекликается с положениями философии буддизма.
В «космической философии» Циолковского буддизм сыграл очень важную роль, в частности в том, что имеет отношение к определению основных тем и понятий философской системы Циолковского. Во многих работах проявился интерес ученого к идеям буддизма, а также нашли свое отражение попытки использования данных идей при построении собственной философской системы – «космической» .
В первую очередь, мы рассмотрим статью К.Э. Циолковского под названием «Нирвана».
Здесь ученый отмечает следующее: «На жизнь я смотрю как на сон. С прекращением его начинается непостижимая жизнь. Она и сейчас есть, но как днем свет звезд заглушается ярким светом солнца, так и эта вторая непостижимая жизнь может открыться только с прекращением грубого материального света нашей жизни. Вот этот-то грубый свет я и пытаюсь разобрать и понять в настоящей статье» .
В данной работе Циолковский проводит анализ тех ощущений, которые человек испытывает в течение реальной жизни, предпринимает попытку выявления тем самым путей психоэмоциональной гармонизации и нравственного развития человека и установления задачи общества по его совершенствованию. Как полагал Циолковский, возможно деление ощущений на три рода: приятные, неприятные и безразличные. Приятные ощущения распределяются Циолковским по силе: «блаженство, неземное ощущение, великая радость, радость, приятность, счастье, чувство довольства, хорошее самочувствие и т.д.» . Они обладают общей чертой – это «желаемое, приятное» .
Если ощущения невозможно определить как положительные или отрицательные, то они являются безразличными или нулевыми. Следует также сказать о бесконечном разнообразии нулевых ощущений. В идеальном виде они являются небытием. Не смертью, а именно небытием. Видимо, это «небытие» К. Э. Циолковский определял как нирвану, что, в общем, находит в соответствии с традиционным определением нирваны как избавления от всякого мучительного переживания, от которого страдает человек .
Ощущения различаются по силе. Как радость, так и страдание имеют определенные пределы, причем, как отмечал К.Э. Циолковский, чем более низкой является «организация существ, тем пределы эти теснее, еще более ограничены они у животных» .
Циолковский отмечает, что у нас нет возможности измерения величины ощущения, мы можем только знать о существовании ощущений положительных, отрицательных и нулевых, а также и о том, что если происходит соединение положительных и отрицательных ощущений, то они «ослабляют себя» как противоположные силы. Кроме того, полагает создатель «космической философии», «…ощущение человека находится в зависимости от времени, или, как говорят математики, есть функция времени» .
Согласно мнению К.Э. Циолковского, есть соответствие каждому приятному ощущению неприятного отрицательного: «… приятному аппетиту соответствует голод… приятность молодых впечатлений с возрастом делается безразличной, ослабляется и переходит даже в отрицательное ощущение тоски и ужаса» .
Эти идеи Циолковского согласуются с мыслями буддийской «Сутта-Нипаты».
К.Э. Циолковский задается вопросом о том, каким же смыслом наделена жизнь. По логике можно было бы подумать, что как счастливая, так и несчастливая жизнь, отсутствует, а существует только «волнующее ничто». Однако Циолковский оспаривал данное положение: «Нет! Есть счастливая и несчастливая жизнь. А если это так, то и жизнь имеет значение. Значение ее состоит в том, чтобы управлять жизнью и природой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева В. И. К. Э. Циолковский: «Я был страстным учителем...» // Три ключа: Педагогический вестник. - 2001. - Вып. 5. - С. 44-51.
2. Архипцева Е.В. Космический пророк. К 100-летию первой публикации научно-фантастической повести К. Э. Циолковского «Вне Земли» (1918-2018). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kosmicheskiy-prorok-k-100-letiyu-pervoy-publikatsii-nauchno-fantasticheskoy-povesti-k-e-tsiolkovskogo-vne-zemli-1918-2018
3. Бернюкевич Т. Идеи «деятельностной» нирваны в «космической философии» Циолковского.// http://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/199706/
4. Вне Земли // Циолковский К.Э. Промышленное освоение космоса. М.: Машиностроение, 1989. С. 272-273.
5. Гиренок И. Космизм//Новая философская энциклопедия. – [М., 2003]. URL http://terme.ru/dictionary/879/word/kosmizm
6. Долгополов, Л. К. Е. Замятин и В. Маяковский. К истории возникновения замысла романа «Мы» // Богданова, Ольга, Е. И. Замятин. Личность и творчество писателя в оценках отечественных и зарубежных исследователей. - Санкт-Петербург, 2015. С. 120–127.
7. Замятин Е. Мы. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/1494/p.1/index.html
8. Кашин В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kosmicheskaya-filosofiya-konstantina-tsiolkovskogo
9. Колесников, Н. М. Отражение советского тоталитарного государства и его будущего в романе Е. Замятина «Мы» / Н. М. Колесников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 195-204. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62520/ (дата обращения: 26.08.2024).
10. Куртис, Дж.: История издания романа «Мы», переводы и публикации, in: Любимова, М. Ю./ Куртис, Дж., Евгений Замятин «Мы». Текст и материалы к творческой истории романа, Санкт-Петербург 2011, 499–535.
11. Лоу Шифань. Антиутопическая идея в романе «Мы» Замятина / Лоу Шифань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 194-198. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94967/ (дата обращения: 26.08.2024).
12. Первушин А.И. Битва за звезды-1. Ракетные системы докосмической эры // https://history.wikireading.ru/80525?ysclid=ldx4s4zvwb663128185
13. Причина Космоса. Воля Вселенной. Научная этика. - М.: Космополис, 1991.
14. Циолковский К.Э. Мои идеи Монизма в 1924 г. // Суд космоса. М., 1993.
15. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Очерки о Вселенной. – Калуга: Золотая аллея, 2001.
16. Циолковский К.Э. Нирвана.// Очерки о Вселенной. – Калуга: Золотая аллея, 2001.
17. Циолковский К. Э. Грезы о земле и небе. - Тула, 1986.
18. Циолковский К. Э. Неизвестные разумные силы. - М.: Московский рабочий, 1991.
19. Циолковский К.Э. Ум и страсти // Очерки о Вселенной
20. Ширер, Д.: Государственное насилие, репрессия и вопрос социальной инженерии в Советском Союзе в 1920–1950, in: Сорокин, Андрей/Кобак, Александр/Кувалдина, Ольга, История сталинизма: жизнь в терроре. Социальные аспекты репрессий. Материалы международной научной конференции Санкт-Петербург, 18–20 октября 2012 г. - Москва 2013. С. 208–218.
21. Якушева Н. Утопическая и антиутопическая мысль России // Философский век. Альманах. СПб., 2000. Вып. 13. С. 350-356.