Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня многие эксперты признали принципиально важную роль прогнозирования и анализа внешней среды организации. Более того, это относится к компаниям в любом секторе экономики. Одним из наиболее важных элементов организации маркетинговой деятельности является построение и реализация вашей стратегии.
В современных реалиях среди основных проблем управленческой деятельности отчетливо обозначился принципиально новый, системный характер изменений условий деятельности предприятий. Непрерывно сменяющие друг друга изменения отдельных компонентов внешней среды могут привести к цепной реакции качественных преобразований во внешней среде бизнес-единиц, что приводит к постоянно возрастающей неопределенности и необъяснимым факторам риска.
Динамичные процессы в политической, экономической и социальной сферах коренным образом меняют акценты в практике определения внутренних и внешних приоритетов хозяйствующих субъектов, возрастает значение реакции предприятия на изменения внешней среды.
Способность экономической организации развиваться в условиях трансформации внешней среды представлена как показатель ее рыночной стабильности и важная составляющая ее конкурентоспособности. Это требует создания методологии, позволяющей рассматривать традиционные микроэкономические вопросы с учетом влияния на поведение основных компонентов макро- и микросреды, на поведение хозяйствующих субъектов.
Высокое влияние факторов окружающей среды на деятельность компаний приводит к повышению интереса руководства к изучению окружающей среды, чтобы полученная информация могла своевременно реагировать на текущие и прогнозируемые изменения и принимать соответствующие решения, направленные на поддержание баланса с окружающей средой и обеспечение устойчивого положения на рынке.
Однако ситуация осложняется отсутствием систематической, достоверной и полной информации, всесторонне характеризующей общую ситуацию и конъюнктуру рынка, что, в свою очередь, снижает эффективность адаптационного механизма большинства отечественных производителей.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия функционирования внешней среды предприятия посредством анализа и прогнозирования.
Объектом исследования являются особенности функционирования внешней среды предприятия посредством анализа и прогнозирования.
Предметом исследования является внешняя среда предприятия.
Цель исследования: выявить эффективные условия функционирования внешней среды предприятия посредством анализа и прогнозирования.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность и факторы понятия внешней среды.
2. Описать соотношение внутренней и внешней среды организации.
3. Дать оценку методам анализа внешней среды предприятия.
4. Рассмотреть прогнозирование внешней среды предприятия.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Сущность и факторы понятия внешней среды
В период рыночной экономики внешняя среда предприятия оказывается довольно сложной и противоречивой, она становится неопределенной и подверженной постоянным изменениям. Кроме того, внешняя среда предприятия оказывает существенное влияние на его функционирование и развитие. Внешняя среда влияет на деятельность организации в целом и ее составляющих, а также внешняя среда формирует модель поведения и определяет основные направления деятельности.
В советской экономике факторы окружающей среды практически не влияли на деятельность предприятия, поэтому их влияние практически игнорировалось.
Внешняя среда предприятия - это совокупность действующих экономических субъектов, экономических, социальных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в среде предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности [12].
Макроокружение следует рассматривать как совокупность политических, экономических, правовых, научных, технических, социокультурных (некоторые экономисты делят этот фактор на два фактора: демографический и культурный), природных, географических и международных факторов, иными словами, факторов, косвенно влияющих на изменения в окружающей среде.
Однако в современной России компаниям для успешного функционирования и развития необходимо учитывать все факторы, влияющие на организацию извне, иначе это может привести к серьезным вычислительным ошибкам и снизить эффективность бизнеса в целом. Термин "внешняя среда" используется не только в экономике, но и в социологии, политологии, биологии и других науках. Рассмотрим некоторые определения этого понятия, данные различными авторами (Таблица 1).
Таблица 1
Определение понятия «внешняя среда»
Все приведенные выше определения схожи по смыслу, но довольно узки по содержанию. В связи с этим мы воспользуемся более широким определением Т.В. Жаркиной в учебнике "Основы экономики предприятия".
Следует отметить, что состав и степень влияния факторов на деятельность индивидуальны для каждого предприятия, поэтому необходимо иметь точное представление об источниках изменений во внешней среде, о предметах, определяющих направление, сложность и предсказуемость связанных с этим изменений. Определять изменения в организации [15].
Необходимо учитывать факторы, влияющие на экономическую систему предприятия, которые сопровождают развитие рыночных отношений: поскольку
- обретение статуса независимых экономических субъектов, самостоятельных в выборе сфер деятельности и принятии решений, связанных с реализацией этих сфер, в отличие от ситуации, сложившейся в административно-хозяйственной системе управления экономикой;
- окружающая среда начала оказывать значительное влияние на деятельность компаний. Одновременно увеличилось и количество субъектов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на окружающую среду;
- увеличение количества внешних факторов и рост случайных факторов в их составе приводит к возникновению экономического риска, неизбежного элемента предпринимательской деятельности в условиях неполной информации об окружающей среде.
В настоящее время следует помнить, что окружающая среда постоянно меняется, поэтому компании должны учитывать изменения в окружающей среде и эффективно реагировать на них при осуществлении своей деятельности. Также необходимо обратить внимание, что сами компании могут быть источником изменений в окружающей среде, например, путем вывода на рынок новых товаров или услуг, использования нового сырья, энергии, оборудования, машин и технологий, загрязнения окружающей среды и т.д. Внешняя среда зависит от внешних и внутренних влияющих факторов [13].
Внешние факторы влияния включают условия, которые организация не может изменить, но должна реагировать на изменения и учитывать их в своей работе (например, действия профсоюзов, правительства, изменения в экономических условиях и т.д.).
Рисунок 1 – Факторы внешней среды предприятия
Многие экономисты условно делят все факторы окружающей
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. Москва: Институт новой экономики.. 1997.
2.Аршунина М.В, Среда предприятия / Мария Аршунина. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. — 220 c.
3.Баранов В. В. Финансовый менеджмент / Баранов В. В // Механизмы финансового управления предприятием в традиционных и наукоемких отраслях: Учеб. Пособие. М.: Дело, 2017. − 272с.
4.Баумгартен, Л. В. Методы анализа макросреды организации, основанные на группировке факторов / Л. В. Баумгартен // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2015. — С. 22–30.
5.Бердникова, В. А. Авинова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2015.- С. 79–81.
6.Бутаков В., Фаградянц И. Политехнический терминологический толковый словарь / В. Бутаков, И. Фаградянц. – М.: ЭТС (Электронные и традиционные словари). 2014.
7.Воронина В. М., Федорищева О. В. Совершенствование управления промышленными предприятиями: организационные аспекты формирования службы, противодействующей кризисам / В.М. Воронина, О. В. Федорищева// Менеджмент в России и за рубежом. - №4. – 2015. – с. 67 – 74.
8.Воротников, И.И., Крохалев, А. А. Методы анализа внутренней среды предприятия / И. И. Воротников, А. А. Крохалев // Молодежь и наука. — 2019. — № 5. — С. 31.
9.Гвозденко, А. Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях / А. Н. Гвозденко // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2016. — С. 144–156.
10.Зайцев Л.Г. Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Л. Г. Зайцева, М. И. Соколова. – М.: Экономист, 2003. - 413 с.
11.Зенченко, И. В. Оценка влияния факторов бизнес-среды на бизнес процессы машиностроительных предприятий / И. В. Зенченко // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 8 (127). – С. 48 – 51.
12.Кухлеев Б. Е. Применение анализа пяти конкурентных сил М. Портера и SWOT – анализа для планирования деятельности аграрного предприятия (на примере ОАО «Дельта – Агро») / Б. Е. Кухлеев // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – №5. – С. 52 – 56
13.Лысоченко А. А., Свиридов О. Ю. Теоретические основы стратегического управления: Учебник / А. А. Лысоченко, О. Ю. Свиридов. — Ростов н/Д.: Содействие–XXI век, 2016. — 420 с
14.Минаева, Е. В. Развитие современных систем управления изменениями внутренней среды организации. / Е. В. Минаева //Ученые записки СКАГС. — 2015. — № 2
15.Мокроносов А.Г, Маврина И. Н. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина // — Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. — 194 с.
16.Никифорова, Е. В. Содержание и источники информации стратегического анализа внешней и внутренней среды организации / Е. В. Никифорова, Л. Ф.
17.О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: федеральный закон РФ от 22.03.1991 г. № 948-I (с изменениями от 30.12.2001 г.). URL: http: //base.garant.ru/105108.
18.Орлова Е. Е. Стратегическая модель адаптации промышленных предприятий к условиям внешней среды / Е. Е. Орлова // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – №38. – С. 12 – 21
19.Павлюкова А. В. Методология моделирования внутренней среды организаций и эффективность его использования / А. В. Павлюкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2017. — С. 45–50.
20.Садыкова Л. Г. Внешняя и внутренняя среда организации: сборник трудов конференции. / Л. Г. Садыкова, М. Р. Каримов // Право, экономика и управление: актуальные вопросы: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. / ред.: ИД «Среда», 2021. — С. 74–78.
21.Теория менеджмента: теория организации: учебное пособие / В. Н. Родионова, О. Г. Туровец. — 2-е изд., доп. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020 –178 с.
22.Теплов В. П. Словарь по экономической теории. – Новосибирск: РГТЭУ, Новосибирский филиал. 2007
23.Тухватулина Л. Р. Понятие внешней среды в современном менеджменте / Л. Р. Тухватулина // Вестник науки Сибири. — 2016. — С. 21–24.
24.Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. – Питер. – 6-е изд., 2008. – 496 с.
25.Фудина Е. В. Методология стратегического анализа внешней и внутренней среды организации. / Е. В. Фудина // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности сборник статей XI Международной научно-практической конференции. -2014.- 204–208 с.