Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты современного бюджетного федерализма 5
1.1. Понятие и значение бюджета 5
1.2. Понятие и модели бюджетного федерализма 8
2. Оценка состояния и перспектив бюджетного федерализма в РФ 12
2.1. Характеристика бюджетного федерализма 12
2.2. Проблемы и перспективы российского бюджетного федерализма 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Российская Федерация состоит из восьмидесяти девяти субъектов. В ст. 5 Конституции декларируется равноправность этих субъектов вне зависимости от формы их организации и наименования, что можно считать одним из основополагающих принципов российского федерализма. Другим основополагающим принципом является разграничение предметов ведения, представляющее собой конституционное закрепление разделения полномочий между федеральным центром и субъектами. Особенно важно подчеркнуть, что, согласно ст. 73 Конституции, вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения федерации и субъектов, субъекты России обладают всей полнотой государственной власти. Подобная декларация равноправия и самостоятельности субъектов России, пусть и в конституционно ограниченной совокупности вопросов, неизбежно подразумевает и финансовую независимость, необходимую для обеспечения возможности субъектов проводить свою самостоятельную политику в вопросах, отнесенных к их ведению. Фактическая реализация этих принципов в Российской Федерации представляет из себя крайне сложную задачу. Это обусловлено рядом причин – особенностей государства, из числа которых можно выделить:
- обширность территории;
- огромное культурное и этническое многообразие;
- большое различие в уровне обеспеченности субъектов природными ресурсами;
- географическая и территориальная неоднородность субъектов.
Следствием подобных предпосылок являются различные экономические проблемы. Так, Ю. Ким пишет, что экономическое неравенство регионов ведет к отсутствию так называемой горизонтальной сбалансированности между субъектами[Ким Ю.В. К вопросу о смысле российского федерализма // Образование и право. – 2022. - №2. – С.23-37., с.24.]. Сталкиваясь с данной проблемой, федеральный центр пытается ее решить путем концентрации больших финансовых ресурсов в своих руках и дальнейшего их распределения между регионами. Такой подход применяется федеральной государственной властью по меньшей мере в последние двадцать лет.
Система налогообложения в России полностью регулируется федеральным законодательством. Федеральным законодательством налоговые поступления распределяются между бюджетами бюджетной системы таким образом, что создается существенный перевес в пользу федерального бюджета. Положительным последствием такого способа преодоления экономического неравенства региона является то, что федеральный центр потенциально имеет возможность беспристрастного распределения благ по всей территории государства. Также подобное распределение финансового потенциала внутри государства позволяет в приоритетном порядке концентрировать экономические усилия на приоритетном выполнении его главных задач, таких как оборона, общественная безопасность и прочие.
Предмет работы – состояние российского бюджетного федерализма в современных условиях. Объект исследования – система бюджетных отношений.
Цель работы – оценка проблем и перспектив бюджетного федерализма РФ.
Задачи работы:
- представить понятие и значение бюджета;
- раскрыть сущность и модели бюджетного федерализма;
- представить характеристику бюджетного федерализма в РФ;
- определить проблемы и перспективы развития российского бюджетного федерализма.
Информационные материалы исследования включают нормативно-правовые источники, материалы учебной литературы, периодической печати, сети Интернет. Методы исследования: методы сводки и группировки, методы индукции и дедукции, методы графического и табличного анализа.
1. Теоретические аспекты современного бюджетного федерализма
1.1. Понятие и значение бюджета
Одним из фундаментальных механизмов, с помощью которого государство реализует свою экономическую и социальную политику, выступает финансовая система общества, которая включает в себя государственный бюджет. Бюджет является отражением текущего экономического положения, социальной сферы и политической обстановки в государстве.
Иного рода определение понятия бюджета есть в Бюджетном кодексе РФ. Здесь бюджет понимают как «форму образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»[Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 13.07.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – Ст.3823.].
Рассмотрим сущность бюджета. Его сущность наиболее полно выражается в следующих определениях.
1. Под государственным бюджетом как экономической категорией понимаются финансовые отношения между физическими и юридическими лицами и государством по поводу формирования, распределения(перераспределения) и использования основных централизованных фондов страны с целью финансирования выполнения государственных задач[Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: Монография / под ред. М.А. Абрамовой. - М.: КноРус, 2021. - 202с., с.29.].
2. Государственный бюджет по своей социально-экономической сущности является основным средством перераспределения части национального дохода и национального богатства, т.е. особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода и национального богатства в руках государства и использованием ее в качестве финансового ресурса для
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 1993. - №237.
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 13.07.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - №31. – Ст.3823.
3.Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система: Учебник. - М.: Юрайт, 2024. – 671с.
4.Белаш А.В. Сущность и значение бюджетного федерализма // Цивилизация знаний: российские реалии: сборник трудов XXIV междун. научной конференции. – М.: РосНоУ, 2023. – С.561-574.
5.Бессонов А.В. Экономическая сущность бюджетного процесса и его роль в системе распределения бюджетных средств // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. - №7-1. – С.24-27.
6.Бикметова З.М. Современное состояние бюджетного федерализма в России // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2023. - №2. – С.78-82.
7.Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты достижения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: Монография / под ред. М.А. Абрамовой. - М.: КноРус, 2021. - 202с.
8.Гараева Р., Байрамалыев Б./Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии / Вестник науки. – 2022. – Т.3. - №12. – С.46-49.
9.Грачева Е.Ю. Правовые основы регулирования финансовой деятельности: Учебник для СПО. - М.: Юрайт, 2024. – 372с.
10.Исаева А.Е. Бюджетный федерализм и пути его совершенствования в Российской Федерации // Государственная служба. – 2022. - Т.24. - №2. – С.27-31.
11.Ким Ю.В. К вопросу о смысле российского федерализма // Образование и право. – 2022. - №2. – С.23-37.
12.Куреневский А.С. Теоретическая основа межбюджетных отношений со стороны бюджетного федерализма: вертикально и горизонтально сбалансированные бюджетные системы // Актуальные вопросы современных гуманитарных и общественных наук: сборник статей. - Петрозаводск: Новая Наука, 2022. - С.223-225.
13.Лысенко В.А., В.С. Истомин Влияние дефицита бюджета РФ на национальную экономику и населения // Современные проблемы развития экономики России и Китая: материалы IV междун. науч.-практ. конференции. – Благовещенск: АГУ, 2023. – С.211-216.
14.Мусуков М.М. Проблемы российского бюджетного федерализма // Студенческая наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2023. – С.153-155.
15.Мухудов И., Пирджанов Ш. Содержание и исполнение государственного бюджета // Вестник науки. – 2023. – Т.4. - №4. – С.38-40.
16.Савдовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Рашидов О.Ш. Принцип федерализма как основа функционирования финансовой системы // Финансовое право. – 2023. - №11. – С.24-29.
17.Саргсян К.К., Семина Л.А. Государственный бюджет и его роль в экономике // Интернаука. – 2022. - №16-6. – С.55-57.
18.Филатова Д.П. Проблемы формирования федерального бюджета // Региональное развитие: экономика и социум. Взгляд молодых исследователей: материалы симпозиума Междун. научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Кемерово: КГУ, 2023. – С.104-108.
19.Хлопунов Д.С. Проблемные аспекты бюджетного федерализма // Научные исследования студентов и учащихся: сборник статей Х Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2023. – С.59-61.
20.Царикаев М.Р. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм // Учет и контроль. – 2023. - №4. – С.42-48.
21.Электронный портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.budget.gov.ru.