Фрагмент для ознакомления
2
Исследование авторской пунктуации в корпусе поэзии Марины Цветаевой раскрывает значимую научную проблему: как пунктуация, помимо своей обычной грамматической функции, манипулирует смыслом, тоном и эстетическим восприятием в художественных текстах. Актуальность данного исследования обусловлена растущим научным интересом к интерпретации текста с помощью орфографических элементов (в частности, пунктуации), когда идиосинкразическое использование поэтом этих знаков значительно отклоняется от нормативных предписаний и, т.о., возвышает интерпретационные слои текста.
Объектом данного научного исследования является корпус поэтических произведений Марины Цветаевой, с особым акцентом на проявление авторской пунктуации;
Предмет исследования - роль авторской пунктуации в творчестве Марины Цветаевой.
Основная цель данного исследования – прояснить роль пунктуации как инструмента художественной выразительности и структурной целостности в поэзии.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие пунктуации в русском языке
Выявить функции знаков препинания в русском языке и, в частности, в поэтическом тексте
Изучить роль тире в произведениях Марины Цветаевой
Исследовать роль многоточий и иных знаков препинания в творчестве Марины Цветаевой.
Научная новизна исследования заключается в целенаправленном изучении пунктуации как намеренного стилистического и семантического приема в поэзии Марины Цветаевой – темы, до сих пор недостаточно исследованной в научном дискурсе.
Методологическая основа исследования построена на обширном массиве научных работ, в которых рассматривается многогранное значение авторской пунктуации в литературных контекстах, с фокусом на поэтических высказываниях М.И. Цветаевой. Первоначально теоретические основы работы черпаются из фундаментального труда Н.С. Валгиной о современном русском синтаксисе, который предлагает глубокое понимание структурных тонкостей языка (Н.С. Валгина). В дополнение к этому исследование С.В. Еловской и Т.Н. Черняевой в области интерактивного обучения подчеркивает дидактический потенциал изучения авторской пунктуации в образовательных рамках (С.В. Еловская, Т.Н. Черняева). Первичные тексты М. Цветаевой, тщательно изученные и многократно опубликованные, представляют собой эмпирические данные для лингвистического анализа (М. Цветаева).
Кроме того, К.Э. Джамалов и М.В. Цветкова предлагают свои взгляды на семантизирующие функции пунктуации в русской поэзии, дополняя интерпретационные модели, используемые в данном исследовании (К.Э. Джамалов, М.В. Цветкова). Эти научные точки зрения интегрируются с помощью передовых методов текстового анализа, описанных А. Дармоном и М. Бацци, которые предлагают инновационные методы препарирования текстовых данных через пунктуационные последовательности (A. Darmon, M. Bazzi).
Опираясь на эти разнообразные методологические подходы, исследование призвано сформировать комплексное понимание того, как пунктуационный выбор Цветаевой перекликается с ее тематическими и стилистическими сдвигами, и внести вклад в более широкую область филологических исследований, по-новому взглянув на эстетические и функциональные аспекты пунктуации в поэзии.
Выводы, сделанные на основе анализа пунктуации, могут пересмотреть интерпретацию поэтического текста, если эмпирические методики подтвердят первоначальные теории; такой результат зависит от двойного применения теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические выводы, почерпнутые из обширного обзора литературы таких ученых, как Н.С. Валгина и Л.М. Кольцова, лежат в основе данного исследования, утверждая, что пунктуация в поэзии выходит за рамки синтаксической целесообразности и воплощает эстетические и семантические аспекты (Н.С. Валгина, Л.М. Кольцова).
Эмпирически исследование опирается на методы контент-анализа, используя как количественную, так и качественную методологию для анализа поэтического корпуса Цветаевой.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Глава 1. Роль пунктуации в русском языке
Знаки препинания, их функции
«Пунктуация наряду с орфографией представляет собой очень важную сторону в оформлении письменной речи» [3].
Вопрос о функциональной предназначенности знаков препинания еще не стал предметом специального и всестороннего изучения. Пунктуацию как объект изучения лингвисты либо отодвигают на второй план, либо вообще игнорируют.
Пунктуация является одним из составных элементов письменной речи и «входит в число тех средств, которые служат для выражения различных, весьма существенных сторон смысла текста» [3]. А значит, основной ролью пунктуации является обозначение смысловых отношений и оттенков, которые важны для понимания письменного текста, но не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами. «Пунктуация используется в качестве параллельного, вторичного по отношению к лексике и синтаксису средства. В ряде случаев можно считать такую пунктуацию даже загромождающей наше письмо, однако надо признать, что и тогда, когда знаки препинания только подкрепляют значения и отношения, выраженные другими языковыми средствами, они большей частью не затрудняют читателя, а помогают ему быстрее и вернее разбираться в синтаксической структуре текста и в значениях, вложенных в него пишущим» [3].
Важным звеном пунктуационного механизма являются пунктуационные принципы (основы). А именно, важнейшей особенностью семиозиса пунктуационной системы является потенциальная возможность опоры на разные основы в отдельные исторические периоды; в конкретные периоды в силу разных обстоятельств одна (и более) основа доминирует.
Исследователи отмечают, что ведущим принципом современной пунктуации является логико-грамматический, так как разъединить смысловую и грамматическую роль знаков препинания очень трудно. «Смысловое содержание речи выражается в грамматически организованных предложениях, то есть осуществляется средствами лексики и грамматики. Грамматическое членение речи сопровождается в письменной речи постановкой знаков препинания. Но поскольку грамматическое членение речи является одновременно и смысловым, то можно говорить о логико-грамматическом или, уже, логико-синтаксическом принципе нашей пунктуации». То есть, у одних знаков препинания непосредственно смысловое значение ярче, заметнее, прямее и определеннее, чем у других. Примерами являются вопросительный знак, скобки в отдельных случаях, многоточие. У запятой, наоборот, смысловое назначение чаще «подавлено» грамматическим.
Фрагмент для ознакомления
3
Андросова Ф.С. Авторские пунктуационные знаки в художественном тексте: функциональный аспект: дис. ... канд. филол. наук / Ф.С. Андросова. Якутск, 2014. 214 с.
Былкова С.В., Крат В.А. Речь мужчин и женщин: гендерный аспект // Молодой ученый. 2016. №7.4 (111.4). С. 1-2.
Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: учебник. 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2003. 416 с.
Гадиятулаев Д.М. Мифопоэтическое начало в творчестве М.И. Цветаевой. Теория и практика общественного развития. 2011. №1. С. 285-286.
Джамалов К.Э. Функции авторской пунктуации в поэзии Марины Цветаевой // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2014. №4. С. 29-34.
Еловская С.В., Черняева Т.Н. Интерактивное обучение в высшем образовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т.8. №1. С. 83-87.
Зубова Л.В. Поэтический язык Марины Цветаевой. СПб, 2017.
Колесникова С.М., Исаева И.Б. Авторское тире у Марины Цветаевой. 02.04.08 // https://literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207132482&archive=1207225892&start_from=&ucat=&.
Кольцова Л.М. Актуальное членение предложения и графические средства его оформления в поэтической речи (на материале русской советской поэзии) / дисс. ... к. филол. наук. Воронеж, 1984.
Кольцова Л.М. Художественный текст через призму авторской пунктуации: дис. ... докт. филол. наук / Л.М. Кольцова. Воронеж, 2007. 377 с.
Маслова М.И. Мотив родства и его философско-эстетическое воплощение в творчестве Марины Цветаевой / дисс. ... к. филол. наук. Курск, 1999.
Новикова Н.С. Особенности развития речевого аппарата у мальчиков и девочек // https://novikova-ppds9.edumsko.ru/articles/post/1228697.
Поплевко А.В., Надольская Е.П. Гендерное различие мужской и женской речи // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов X Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 23 ноября 2016 г. / отв. ред. Н.Н. Нижнева. В 6 ч., ч. 2. Минск, 2017. С. 87-96.
Попова И.Д. Основные взгляды на проблему актуального членения предложения // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2010. №13. С. 92-94.
Рыбальченко О.И. Особенности изучения идиостиля В. Высоцкого // Наука и Образование. 2021. Т.4. №1.
Сафронова И.П. Эстетическая функция пунктуации в поэзии М. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук / И.П. Сафронова. Ижевск, 2004. 247 с.
Сафронова И.П. Эстетические функции пунктуации в поэзии Марины Цветаевой: на материале циклов «Стихи к Блоку» и «Стихи к Пушкину» / дисс. ... к. филол. наук. Ижевск, 2004.
Сахарова А.В. Авторская пунктуация в поэзии Марины Цветаевой // Язык. Культура. Коммуникации. 2018. №1 // https://journals.susu.ru/lcc/article/view/653/750.
Скрипова О.А. «Стилевая тяга» в стихотворении М. Цветаевой «Минута» // Филологический класс. 2015. №3 (41) // https://cyberleninka.ru/article/n/stilevaya-tyaga-v-stihotvorenii-m-tsvetaevoy-minuta/viewer.
Скрипова О.А. Эволюция поэтической системы Марины Цветаевой. Екатеринбург, 2018.
Цветаева М. Белая гвардия, путь твой высок... // https://ilibrary.ru/text/2778/p.1/index.html.
Цветаева М. Белое солнце и низкие, низкие тучи // https://ilibrary.ru/text/2700/p.1/index.html.
Цветаева М. Генералам 1912 года // https://www.culture.ru/poems/35051/generalam-dvenadcatogo-goda.
Цветаева М. Если душа родилась крылатой... // https://ilibrary.ru/text/2799/p.1/index.html.
Цветаева М. Стихотворения. М.: Эксмо, 2020. 384 с.
Цветаева М.И. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1.: Стихотворения / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц и Л. Мнухина. М.: Эллис Лак, 1994. 640 с.
Цветкова М.В. «Связь? Нет, разлад». Семантизирующая функция тире в поэзии Марины Цветаевой // Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках / под науч. ред. В.С. Ахамера, Н.Э. Гронской, В.Г. Зусмана и др. Н. Новгород, 2011. С. 267-273.
Чеблукова А.А., Романенко А.П. Экспрессивная лексика в поэтическом творчестве М. Цветаевой. Саратов, 2016.
Чернухина И.Я. Поэтическое речевое мышление / И.Я. Чернухина. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993. 191 с.
Tevdoradze N. The Role of the Author in Literary Understanding // Philosophy and Literature. 2023. Vol. 47. pp. 374-388. https://doi.org/10.1353/phl.2023.a913812.